Политика Анатолий Романов: В 2014-м нас потрепало, от 2015-го жду стабильности

Анатолий Романов: В 2014-м нас потрепало, от 2015-го жду стабильности

«Я жду стабильности. Жду, что этой тревоги, которая образовалась в конце года по многим позициям, станет меньше.

Его слово в Законодательном собрании Забайкальского края всегда было, есть и будет ещё как минимум 4 года одним из самых авторитетных. По количеству отработанных созывов и значимости занимаемых в это время должностей в нынешнем составе регионального парламента с ним мало кто может соперничать. Председатель комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Анатолий Романов рассказал в интервью ИА «Чита.Ру» о проблемах года ушедшего, ожиданиях от следующего и своих личных карьерных планах.

«Не публично, но эффективно»

- Как вы оцениваете работу вашего комитета и свою, как депутата, в 2014 году?

- На мой взгляд, комитет сработал, может быть, не столь публично, но по многим позициям весьма эффективно. Всё это благодаря тому, что в составе комитета достойные, подготовленные люди – главный инженер ЗабЖД Александр Большаков, главный инженер одного из подразделений ППГХО Иван Киселёв, мой заместитель Роман Щербаков, руководители крупнейших дорожных предприятий Вадим Лось и Пётр Шипицын. Также у нас сформирован хороший пул консультантов из людей, которые в своё время очень многое сделали для Забайкальского края и продолжают делать сейчас. Нам удалось привлечь к работе высшие учебные заведения – студентов Читинского филиала БГУЭП и ЗабГУ. Потенциал комитета возрастает вместе с количеством людей, работающих над обозначенными нами проблемами. Некоторые из них могут показаться экзотическими, но и они требуют решений.

Когда Дмитрий Медведев был президентом, много говорилось об инновациях, мы решили обратиться к этому вопросу в прошедшем году. Нам удалось не только подвигнуть многие органы власти заниматься этим вопросом в системном порядке, но и изменить законодательство региона. Безусловно, в регионе в этом направлении многое делается, особенно в медицине и теплогенерирующем комплексе. Но такой системы, чтобы человек, попав в неё с какими-то предложениями, смог их реализовать, у нас пока нет. А ведь в Забайкалье много таких ребят, которые готовы работать, но не находят поддержки, потому что нет системы. Кто должен заниматься её созданием? Власти – министерства и ведомства, которые занимаются практической работой. В этой части нам удалось продвинуться, и мы держим ситуацию на контроле.

Большой вопрос - это развитие связи в Забайкалье. Не буду утомлять цифрами, скажу лишь, что в 7% населённых пунктов региона ещё отсутствует связь или есть, но очень-очень слабая. Мы изучали эту проблему вместе с нашими операторами, сформулировали обращение в адрес федеральных властей. Считаю, что в новом федеральном законе, который предусматривает присутствие связи и точки доступа к интернету в каждом населённом пункте, есть и наша заслуга.

Также в этом году мы вновь поднимали большой вопрос по пассажирским автобусным перевозкам, прекрасно понимая, что может произойти, и в итоге происходит сейчас с электричками. Надо сказать, что здесь опять нам помогли студенты, которые подготовили информативный доклад об организации экономически эффективных перевозок во времена СССР. У всех почему-то складывается впечатление, что раньше денег не считали, ещё как считали. Сейчас мы работаем над собранной ими информацией.

Я считаю, что мы правильно, хоть и несколько поздно, подняли вопрос об альтернативных пригородным перевозкам видах транспорта. К сожалению, здесь мы пока запаздываем со стороны опять же муниципалитетов. Но и без этого уже многое удалось поменять. Родились две законодательные инициативы в федеральное законодательство по этому вопросу.

На мой взгляд, мы очень активно работали по изменению федерального законодательства. Нашим комитетом сформулировано четыре поправки в федеральные законы, направлено ряд обращений по вопросам жизнедеятельности в регионе, особенно по ТОРам (территории опережающего развития – авт.). Ну, и за год поднималось много всего другого, в том числе благодаря членам комитета, не работающим на постоянной основе, которые приезжают на сессии с «земли», и нашему общению с избирателями. Это и вопросы введения системы капремонта многоквартирных домов, проблемы лесного хозяйства, Ивано-Арахлейского заказника, обманутых дольщиков и многие другие.

«Деньги на электрички в 2015 году будут»

- Не так давно РСТ отпустила тарифы на пригородные перевозки, освободив край от необходимости компенсировать выпадающие доходы. Это действие фактически поставило на грань выживания Забайкальскую пригородную пассажирскую компанию, и, по самым пессимистичным прогнозам руководства компании, электрички обречены на гибель при новых расценках уже в январе 2015 года. Мне известно, что вы предлагали субсидировать какую-то часть льготников, стоит ли ЗППК надеется хоть на какую-то помощь края?

- Да, нам удалось в решение по бюджету 2015 года вписать фразу о субсидировании проезда льготников в пригородных поездах, несмотря на то, насколько тяжело шёл бюджет. Сейчас мы её берём на контроль, чтобы финансирование в следующем году всё же пошло. Расчёты нам дали на 69 миллионов рублей, но мы посчитали, что этого мало, поэтому конкретную сумму вписывать не стали. Будем стараться определить как можно больше средств на эти цели.

К большому сожалению, я думаю, что это не только решение РСТ и правительства Забайкалья. Если посмотреть информацию, которая поступает с различных совещаний федерального уровня, то там иногда звучит мнение о том, чтобы оставить электрички только в больших городах. Ощущение, что дрейф в этом вопросе идёт именно в эту сторону. Забайкальскому краю одному потянуть эти затраты чрезвычайно сложно. Вы знаете, какая борьба и без того была за социальные выплаты, которые нужно было сохранить на 15-й год. Только настойчивость комитета позволила вписать в решение пункт по субсидированию проезда льготников. Какую часть, пока не скажу.

- То есть всё-таки регион не совсем отказался от пригородных перевозок?

- Да, не совсем…

- Просто руководство ЗППК пребывает в шоковом состоянии, заявляя в СМИ, что они вот-вот прекратят пригородные перевозки…

- Да, у них там сложная ситуация. Я не буду по этому поводу что-то комментировать, и без меня уже много специалистов высказывалось. Тем более у нас в комитете находится главный инженер ЗабЖД Александр Большаков, с которым мы нередко на эту тему дискутируем. Конечно же, мы считаем, что электрички необходимы, но создавать альтернативные виды транспорта в любом случае было нужно, о чём я говорил ещё 4-5 лет назад. Примером может служить мой Хилокский район, дорогу Кука – Хилок, по которой можно было связать Яблоново, Могзон, Укурик, Харагун, Хушэнга, Кука, Хилок и ещё ряд небольших полустанков вдоль дороги. Электричка утром ушла, вечером пришла, днём между ними нет сообщения. Нужно было уже тогда нарабатывать опыт пассажирских перевозок. Мы ещё год назад громко кричали об этой необходимости. Именно в связи с этим у нас и родилась инициатива поправок в федеральное законодательство об обязательном лицензирование пассажирских перевозок, так как большую конкуренцию на рынке составляют нелегальные перевозчики, так называемые «заказные автобусы». В Хилокском районе существует как раз такая тема.

Надо было готовиться к этому. Хотя с другой стороны, кто предполагал, что наша страна станет другой в 2014 году – с Крымом и всеми вытекающими. Конечно, здесь было трудно предугадать, но тем не менее это нужно было делать. Сейчас мы над этим вопросом активно работаем и уже в феврале в рамках контроля будем приглашать отдельных товарищей и спрашивать, почему ещё не всё сделано.

«Лоббистские возможности по ТОРам ещё не исчерпаны»

- Вы уже говорили про ТОРы. Комитет Госдумы, к сожалению, отказал Забайкалью во включении в закон о территориях опережающего развития, так как пока планируется использовать лишь Дальний Восток в качестве пилотного региона. Что теперь будем делать? Ждать, когда всё обкатают на востоке?

- Мы этот вопрос обсуждаем, и, я думаю, есть пути решения ускорения создания ТОРов в Сибирском федеральном округе. Лоббистские возможности, мне кажется, до конца ещё не исчерпаны. У нас ещё есть над чем работать не только внутри региона, но и внутри федерального округа. Безусловно, мы разговариваем с другими регионами на эту тему, информируем о принятии решений по ТОРам. Мы первыми направили поправки в этот федеральный закон, нас все поддержали, но, мне кажется, на уровне Федерального Собрания вяло этот вопрос поддерживали, хотя, по информации, представители, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации от Сибирского федерального округа плотно занимались этим вопросом. Видимо, лоббистские возможности Дальневосточного федерального округа сильнее чем Сибирского. Тем не менее эта тема не исчерпана, и мы будем над ней работать дальше, о чём говорит и губернатор.

- Президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын не так давно выступил с жёсткой критикой в сторону Минвостокразвития за отсечение Байкальского региона из общей программы с Дальним Востоком. Что вы думаете по этому поводу?

- Так происходит, потому что у нас не создано системы управления, многое реализуется в ручном режиме. Я понимаю ответственность тех людей, которым поручено развитие Дальнего Востока. С этой точки зрения они принимают исчерпывающие меры благодаря своим лоббистским возможностям. Честь им и хвала за это! Но я не понимаю, и Наговицына в этой части полностью поддерживаю, почему программа реализовывается только по Дальнему Востоку? Почему у нас не назначен такой человек, который бы мог жёстко и эффективно заниматься развитием территории?

Конечно, такое часто бывает не только на федеральном уровне, но и на уровне муниципальном в нашем регионе. Жизнь в районе, скажем, зависит от того, кто его возглавляет, кто представляет в Законодательном собрании. Понятно, что это жизнь, но хотелось бы, чтобы это было системно, без привязки к персоналиям. Чтобы было неважно, кто там пришёл – большой молодец Трутнев, Иванов, Петров или Сидоров.

«Кто знал, что будут санкции?»

- Бюджет 2014 года был проблемным, уже звучало мнение, что в основном из-за просчёта в прогнозах по налоговым сборам при его принятии, которые в течение года сильно падали. Насколько это обоснованное мнение и не случится ли подобного с бюджетом на 2015 год?

- Здесь нужно понимать, что это не органы госвласти говорят, сколько налогов в следующем году должны принести железная дорога, предприятия или магазины. Эти данные даёт Налоговая инспекция, которая запрашивает информацию у предприятий. Есть также различные методики расчётов и прочее. Всё это сводится воедино, и рождается бюджет, если совсем просто говорить. Кто знал, что будут санкции? Это сложно предположить. Бюджет – это абсолютно реальные цифры. Конечно, когда у железной дороги снижается объём перевозок, а за ними падает объём потребления электроэнергии, снижения налоговых сборов не избежать, так как это продукция предприятий. Это всё невозможно предусмотреть, особенно когда экономическая ситуация в стране нестабильна.

Бюджет на 2015 год очень сложный. В такой ситуации с собственной доходной базой нужно эффективнее работать с центром и заниматься плотнее своими отраслями на месте. Кроме того, правительство края уже нащупывает возможности по вовлечению в большие программы серьёзных федеральных структур вроде «Россетей».

- Среди мер по исправлению ситуации минфин предлагал идти в сторону премирования людей, сливающих информацию о бизнесменах-уклонистов. Как вы смотрите на этот пласт проблем с бюджетом?

Если говорить о фискальном законе, то жизненный опыт мне подсказывают, что нормы этого закона могли бы быть использованы для сведения счётов. Особенно учитывая нашу ментальность и любовь к тому, чтобы позлорадствовать над бедами других людей.

«Алкоголь победим только комплексно»

- Ещё в бытность спикером вы начинали антиалкогольную программу. Сейчас, с 1 января, вступают в силу новые поправки, которые ограничат продажу алкоголя ещё на два часа – с 11.00 до 20.00. Много говорится о том, что из-за слабого контроля подобные меры выглядят, скорее, как популистские шаги, нежели как эффективные способы борьбы с алкоголизацией. Как вы считаете?

- Андрей, вы правы. Здесь просто аксиома – одной нормой не решишь эту проблему. В 2009 году, когда мы только начинали антиалкогольную компанию, мы говорили о комплексном подходе. Я тогда познакомился с настоятелем Сретенского монастыря, больше известным как автор книги «Несвятые святые» архимандритом Тихоном. Вместе с ним и другими специалистами пришли к выводу, что есть три составляющие в борьбе с алкоголизацией – это профилактика, это контроль за выпуском и реализацией алкоголя и это лечение. У нас есть только контроль. В этом вся проблема. Я сейчас пытаюсь внедрить это всё (показывает на стопки афиш к соревнованиям по хоккею в валенках и шахматам – авт.). Только турниром по шахматам мы подняли 30 тысяч пацанов, а всеми турнирами за год получится больше 60 тысяч.

Я сам не потребляю алкоголь уже несколько лет, просто решил для себя и перестал пить. Но помню то, когда прибегаешь в магазин, а там всё – время ушло. Конечно, где-то это срабатывает, но это полумера без двух других составляющих. Хотя во многих других странах на весь город вообще по три-четыре магазина с алкоголем, и никто не страдает от этого. Взять ту же Финляндию, где когда-то случались такие пьяные бумы…

Мне довелось много встречаться со школьниками, беседовать, вывод – займитесь мамами и папами. С них нужно начинать работу. К примеру, у ребят, которые после 30 лет интенсивно пьют пиво, возникают проблемы с мужским здоровьем, свои проблемы возникают и у девушек. Но ведь об этом знают только специалисты. Методики работы не только со взрослыми, но и с детьми вообще отсутствуют. Идёт девушка с коляской и бутылкой пиво, курит сигарету. Кому поверит ребёночек, посторонним людям, объясняющим ему, что курение и алкоголь – это вредно, или маме с папой? Конечно, родителям.

Вообще же никакой системы борьбы с алкоголизацией пока не существует. Если помните, мы в 2009 году вразрез с федеральным законодательством приняли закон о запрете распития спиртного в публичных местах. Это было сделано волевым порядком, благодаря прокуратуре и УМВД, которые поддержали. Составлялось до 70 тысяч протоколов в месяц, пока вывели это. Ну, вспомни, Андрей, что творилось на площади Ленина, улицах и дворах города.

Что касается лечения, опять же мы тогда подготовили поправку в федеральный закон о психиатрической помощи, в которой предлагали недобровольно освидетельствовать и лечить больных алкоголизмом. Почему? А потому что алкоголизм Всемирной организацией здравоохранения признан психическим заболеванием. Но к людям психически больным мы применяем этот закон, а к больным алкоголизмом не можем, так как закон нам этого не позволяет. Продавить это мы пока никак не можем. Можно вспомнить советский опыт, когда были и профилактика, и лечение алкоголизма. Один из ярких аспектов той работы были лечебно-трудовые профилактории, какой был у нас в Линёво Озеро. Да, времена были другие, но эффективные подходы, считаю, можно и нужно оставлять, просто придавая им новые формы.

Тормозит решение этой проблемы и восприятие алкоголиков обществом. Люди должны перестать воспринимать их как расхлябанных, слабохарактерных людей. Они больны.

«Думаю, Белоногов решит вопросы, стоящие перед дарасунским заводом»

- Не так давно поступило известие с Дарасунского завода горного оборудования, который испытывает большие финансовые проблемы. Ваш комитет в курсе? Краевыми властями уже предпринимаются какие-то меры?

- Не надо нас в чистом виде воспринимать как исполнителей. Мы готовы рассматривать эти вопросы, консультировать, но нужно чтобы исполнительная власть вместе с руководством завода предпринимала какие-то шаги. Мы задали им вопросы, нам ответили, что обо всём известно, и проблемой занимаются. Зная, каким опытом и лоббистскими возможностями обладает директор Сергей Белоногов, думаю, что многие вопросы, стоящие перед заводом, удастся решить.

Что касается предприятий, которые находятся в трудном положении, то их в крае более чем достаточно, просто Дарасунский завод располагает большим коллективом и всегда на слуху.

«Может быть, уйду на производство»

- В 2010 году в интервью Екатерине Шайтановой вы говорили о том, что рано или поздно вы уйдёте в бизнес. Нет ли сейчас таких мыслей?

Мысли такие есть. Тем не менее законодательное собрание я не собираюсь покидать. Я – депутат-одномандатник, меня выбрали два района. Мысли же уйти на производство у меня есть, и, дай бог, они реализуются в ближайшее время.

- Чего вы ждёте от 2015 года как депутат, как обычный человек?

- Я жду стабильности. Жду, что этой тревоги, которая образовалась в конце года по многим позициям, станет меньше. В 2014 году нас потрепало, но, учитывая ситуацию в мире и действия руководства страны во внешней и экономической политике, 2015 год будет спокойней. Это мой прогноз.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления