Политика Алкогольный запрет во вред?

Алкогольный запрет во вред?

В апреле продажа алкоголя была полностью запрещена на три дня — многие магазины подняли цены на молоко на 2-3%. А опускать потом их никто не торопится.

Держу пари, что второй губернатор Забайкальского края запомнится многим жителям региона непримиримой, напористой, а оттого иногда раздражающей борьбой с алкоголизацией населения. Уже введены ограничения на продажу алкоголя с 20.00 до 11.00, а также полный запрет продажи спиртного в определённые даты и праздники. Теперь на очереди новый закон, дающий правительству края возможность ограничивать и запрещать розничную торговлю алкогольными напитками во время действия режима чрезвычайной ситуации.

Ограничение по желанию

Для Константина Ильковского начиналась эта борьба непросто. Появившееся в августе 2013 года постановление правительства о запрете продажи алкоголя с 21.00 до 10.00 оказалось несостоятельным, что и подтвердил 29 ноября арбитражный суд, так как данное ограничение может быть установлено только законом субъекта. Но уже 11 декабря губернатор направил в заксобрание соответствующий законопроект, который был принят депутатами 18 декабря сразу в двух чтениях и с 4 января 2014 года вступил в силу. С 1 января 2015 года парламентарии ещё раз ужесточили правила продажи алкоголя, сократив время его реализации ещё на 2 часа – с 20.00 до 11.00.

В мае с инициативой об очередном ужесточении антиалкогольного законодательства выступила краевая прокуратура. Это действие было продиктовано сложившейся в Забайкалье непростой обстановкой с лесными пожарами, которые полыхнули в 2015 году с невиданной за последнее десятилетие силой. Вероятнее всего, к появлению нового законопроекта имеет прямое отношение сам губернатор, который как раз перед этим запретил продавать алкоголь в магазинах с 18 по 20 апреля из-за режима ЧС и обострившейся пожароопасной ситуации.

«Принятие нового закона позволит правительству края устанавливать дополнительные локальные ограничения времени, условий и места розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет продажи алкоголя в случае введения режима ЧС. Подобные ограничения будут не только обоснованы, но и законны, так как полномочия правительства будут предусмотрены законом края», - объяснила 14 мая суть законопроекта представительница краевой прокуратуры на заседании комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности регионального парламента.

Фраза «подобные ограничения будут не только обоснованы, но и законны» натолкнула на мысль, что трёхдневный апрельский запрет продажи алкоголя из-за ЧС был ничем не подкреплён, так как закон-то ещё не принят. Старший помощник прокурора Забайкальского края по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами власти края Ирина Тверскова объяснила, что ничего противозаконного не произошло.

«Там идёт ссылка на норму действующего закона, которая предусматривается межрегиональными и международными мероприятиями. И вот как раз в тот период - с 18 по 20 апреля - был международный фестиваль «Цветущий багульник». И ещё один такой нюанс — было межрегиональное мероприятие, поскольку к ЧС для тушения пожаров привлекались люди из других субъектов. То есть всё законно. Теперь же сам факт ЧС в каком-то районе либо по всему краю даст правительству право вводить ограничения на реализацию алкоголя. Это не обозначает, что если введён режим ЧС, то ограничения вводятся автоматически. Нет, просто даётся такое право», - подчеркнула Тверскова.

Депутаты профильного комитета во главе с председателем Николаем Мерзликиным доводы прокуратуры услышали и единогласно решили рекомендовать своим коллегам принять поправки в закон на очередной парламентской сессии 3 июня, причём сразу в двух чтениях.

«Многим наплевать»

«Надо понимать, что чрезвычайные ситуации могут быть самой разной направленности. В некоторых вещах для обеспечения правопорядка реализация спиртных напитков не способствует. Поэтому для правового регулирования новая мера, которая расширяет административное усмотрение губернатора в сложных и чрезвычайных условиях, будет положительной», - уверен вице-премьер краевого правительства Геннадий Чупин.

По его словам, забайкальские власти намерены применять такие меры очень избирательно. То есть в законе должна появится такая мера, но губернатор будет прибегать к ней в случае острой необходимости.

«Как видите, на майские праздники мы продажу алкоголя не запрещали. В принципе, себя это оправдало. Была нормальная реализация алкоголя, но тем не менее на чрезвычайной ситуации это не отразилось. Люди не пошли в лес, не стали больше поджигать. Но вместе с тем алкоголь-то мы разрешили, но усилили работу по соблюдению запретов, которые введены по реализации, и по усилению борьбы с незаконным оборотом», - отметил Чупин.

Руководитель фракции ЛДПР в краевом заксобрании Юрий Волков также считает, что предлагаемая прокуратурой новая мера хоть и вынужденная, но оправданная.

«Ситуация этого года ещё раз показала, что многим нашим землякам совершенно наплевать на запрет посещения лесов, связанный с пожарами. И в подавляющем большинстве случаев это вызвано не желанием подышать свежим воздухом, а желанием распивать спиртные напитки с друзьями. Сам был свидетелем того, как группа несовершеннолетних, несмотря на шквалистый ветер и режим ЧС, распивая алкоголь, устроила пожар в дачном кооперативе под Читой. Ну, если не понимают люди по-хорошему? Значит, нужно вводить запрет. А с предпринимателями, которые нарушают правила продажи алкоголя, нужно активнее бороться. Тут никаких компромиссов быть не может», - считает Волков.

Законы бизнеса

То, о чём говорит Юрий Волков, пожалуй, и есть один из главных камней преткновения всех принимаемых в крае антиалкогольных законов. Речь о нелегальной торговле, а также о продающих алкоголь круглосуточно типа «кафе», в которых в углу для соблюдения закона набросано определённое количество столов и стульев. Глава краевого УМВД Роман Деев в феврале также озвучил проблему, связанную с алкоточками, оформленными как заведение общепита, заявив, что подобные «кафе» за ночь зарабатывают 70–100 тысяч рублей, а это в 10 раз больше штрафа, полагающегося за торговлю алкоголя навынос.

«Прок от нововведений будет только тогда, когда к вопросу будем подходить комплексно. Например, когда ограничивается легальный алкоголь, то должны применяться меры по контролю за незаконным оборотом спиртосодержащих жидкостей. То есть должны блокироваться те люди, которые из-под полы торгуют, блокироваться те люди, которые не сертифицированным алкоголем торгуют. А если только легальный ограничили, а нелегальный начинает расцветать, то в этом никакого толка нет», - комментирует ситуацию Геннадий Чупин.

И вроде бы все всё понимают и слова говорят правильные, но нелегальная торговля алкоголем в крае до сих пор не истреблена, а в дни любых запретов жители каждого населённого пункта или даже района Читы знают, где купить спиртное несмотря ни на что. Выходит так, что те, кому надо, всё равно выпьют, нечистые на руку дельцы на этом наживутся, а легальные, честные предприниматели понесут убытки.

Один из читинских бизнесменов, пожелавший остаться неназванным, объяснил, что проблема не столько в убытках, сколько в способах их покрытия.

«Раньше в розничном товарообороте алкоголь занимал около 30%. После введения ограничений на продажу спиртных напитков эта доля сократилась почти до 13%. Это очень много. Да, алкоголь люди стали у нас покупать реже, прибыль с этой группы товаров стала меньше. Но если прибыль исчезает, то она появляется в другом месте, чтобы предприятие могло выжить. Поэтому владельцы легальных магазинов поднимают цены на другие продукты. А опускать потом их никто не торопится. В апреле продажа алкоголя была полностью запрещена на три дня — многие магазины подняли цены на молоко на 2-3%. Рынок - саморегулирующаяся система, и чем больше чиновники придумывают новые условия игры, тем сильнее они его разрушают. А наживаются на этом те, кто находится в тени, кто не платит налогов. В итоге и получаем, что торговый оборот от продажи алкоголя в разного рода псевдокафе уже сравним с оборотом оптовых фирм», - сетует предприниматель.

Он добавляет, что при первом губернаторе края Равиле Гениатулине, когда не было множества ограничений на продажу алкоголя, ситуация с пожарами не была настолько критической, как сейчас: «Взаимосвязи алкоголя с лесными пожарами нет, это популистская мера, которая приводит к разрушению экономики. Поэтому я категорически против вводимых запретов, которые попросту помогают вывести алкоголь в теневой сектор, где и за качество спиртного ответственности уже никто не несёт».

Мне также до конца непонятно, в чём ключевая взаимосвязь вводимых ограничений на продажу алкоголя и улучшения пожароопасной ситуации. Как показывают последние дни, обстановка с лесными пожарами стабилизируется в Забайкалье в основном только с приходом дождей. Возможно, гораздо лучше было бы не запрещать людям покупать алкоголь, а запретить, например, назначать на руководящие должности людей, не имеющих специального образования и опыта, или лучше ужесточить наказание за систематическую неподготовленность целого региона к старту пожароопасного сезона. Таких «или» можно предложить немало, и желающее поесть и выпить на природе население края — далеко не корень всех проблем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления