Политика Что происходит в гордуме, остаётся в гордуме

Что происходит в гордуме, остаётся в гордуме

«Вы же, как сами называете, грязные вопросы, выносите на суд граждан. И так по думе проходятся в любое время. Всегда представительный орган хулят. А вы масло в огонь подливаете».

28 мая комиссия гордумы Читы по этике провела довольно любопытное заседание. Она разбирала поведение депутата Екатерины Щербаковой, которая посмела рассказать СМИ, как дума пыталась снять её коллегу Николая Галкина с поста председателя комиссии по ЖКХ.

Для полного понимания ситуации с Щербаковой нужно вспомнить предысторию. Депутаты рассматривали вопрос о снятии Николая Галкина с поста председателя постоянной комиссии градостроительства, ЖКХ, транспорта и связи 23 апреля. Чтобы нормализовать работу, Галкину дали месяц. Было ли это сделано — неизвестно. Однако в какой-то момент после обсуждения ситуации во фракции «Единой России» вопрос о лишении Николая Галкина должности включили в повестку заседания думы. Хотя изначально его там не было. Перед обсуждением из зала выгнали журналистов.

В данной ситуации поступок Щербаковой не вызывает осуждения. Можете назвать это профессиональной деформацией — журналист не склонен осуждать свои источники информации. Однако депутат не раскрыла государственной или коммерческой тайны, не вмешивалась в личную жизнь и явно не стремилась подсидеть кого-то из коллег. Более того, она не пересказала и десятой доли взаимных обвинений, которые звучали в закрытом зале. О том, как её поступок оценили другие депутаты, «Чита.Ру» стало известно из записи с заседания комиссии по этике. Редакция считает, что мнение депутатов должны знать люди, которые их выбирали.

Заседание на правах главы комиссии начал зампредседателя думы Александр Зенков. Он напомнил, что вопрос о выступлениях Щербаковой и Галкина рассматривается по просьбе депутата от "Единой России" Светланы Карповой и самого Зенкова.

«Вопрос непростой. Щербакова занимает активную жизненную позицию, выступает в СМИ, на высоких и невысоких собраниях, но на рассмотрение комиссии по этике вынесено выступление после закрытого заседания. Я не говорю, что у нас тайное сообщество, но закрытое заседание на то и закрытое, чтобы решить организационные вопросы. Вы же, как сами называете, грязные вопросы, выносите на суд граждан. И так по думе проходятся в любое время. Я проработал два созыва и всегда представительный орган хулят. За одни вопросы. А вы масло в огонь подливаете», - сказал Зенков.

По его словам, некие СМИ сравнили Щербакову с Павликом Морозовым «в представительном органе». Однако, очевидно, вспомнив, что его молодая коллега — коммунистка, спохватился: « Я не знаю, как вы относитесь к Павлику Морозову. Сейчас это нарицательное имя, поступок может геройский, но нафталином отдаёт».

Закончился монолог опять-таки опасениями по поводу негатива, который может свалиться на думу, где и так сложилась непростая ситуация.

Воспользовавшись паузой, Щербакова поинтересовалась, в чём заключается эта ситуация.

«Напряжённость определённая создаётся, - просветил её зампредседателя думы. - Николай Анатольевич создаёт, так скажем, настороженность. Комиссия работает не только с напряжением, но и с противостоянием». Зенков вспомнил, что «таких напрягов» не было, пока он был председателем, а Галкин, которого он назвал конфликтным человеком, раньше успокаивался после замечаний. Причин этой настороженности Зенков не обозначил. Вероятно, они известны депутатам, а, может, им предстояло догадываться, кто виноват — обновившийся на 70% состав думы или занявший кресло председателя Анатолий Михалёв.

От такого описания ситуации Щербакова не зарыдала и не упала на колени. Напротив, она взяла слово и попыталась доказать, что помимо общения со СМИ в думе более богатые поводы для работы комиссии по этике.

«Первый заместитель председателя думы Андрей Ядрищенский гласно, без всякого стеснения и воспитания оценил своих коллег как тех, кто систематически злоупотребляет властными полномочиями и статусом депутата из корыстных побуждений. Александр Щебеньков был задержан сотрудниками ГИБДД за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. После окончания заседания думы, её глава (Анатолий Михалёв — ред.) вдруг и неожиданно сделал вывод о поверхностном и ограниченном понимании заседающими вопроса, который буквально несколько минут назад был поставлен на голосование. По причине, которую я затрудняюсь понять, такие факты не стали предметом рассмотрения комиссии по этике, тогда как мои контакты со СМИ в качестве инструмента открытости и доступности для горожан работы органов местного самоуправления в один миг спровоцировали всплеск желания приструнить и воспитать непослушного депутата», — сказала Щербакова.

Более того, по её сведениям, помощник главы города Василий Турсабаев по телефону пытался сформировать у депутатов мнение о необходимости прекратить полномочия Галкина, а Анатолий Михалёв — был готов поддержать некоторых депутатов, которые сразу после закрытия думы просили переголосовать по этому же поводу.

Странно, но ни один из фигурантов речи Щербаковой не нашёл защитников в комиссии. Только депутат Алексей Шуранов уверил её, что вопрос о проступке Щебенькова будет рассматриваться. Однако только после того, как его вину признает суд.

После короткого выступления Шуранова трибуной опять завладел Зенков. Вероятно, слова молодой коммунистки задели его, поэтому риторика слегка поменялась.

«Я вижу, что никто не выступал, - после вопроса о комментариях других депутатов воскликнул председатель комиссии. - Вы белая ворона, или как это понимать? Или у вас принципиальная позиция иная? У Николая Анатольевича достаточно много друзей, которые его поддерживали в голосовании, но никто не стал выступать в СМИ, защищать, либо, наоборот, грязью поливать. А вы изложили свою позицию. Мы вас пригласили не чтобы наказать, обидеть, а сделать замечание. Если желаете работать в команде, то надо прислушиваться к её голосу. Иначе мы просто растянем думу и будем заниматься теми делами, которыми мы сегодня занимаемся — извините, это ничего доброго и хорошего не даст. Кроме пиара тем депутатам, которые хотят заниматься бузой, а не работать. Я много лет трудился в женском коллективе в педуниверситете, мы это всё сняли, и не хотелось, чтобы здесь такое было. Давайте работать конструктивно».

- Я только за конструктивность и за открытость гордумы, - поддержала его Щербакова.

- Вы не считаете, что ваше выступление в СМИ выпадает из контекста работы представительного органа? - продолжал Зенков.

- В выступлении есть лишние факты, но фактов, которые должны быть скрыты от людей, в нём мало. Остальное всё общеизвестно, - пояснила Щербакова.

На этом моменте заседание вышло за рамки диалогов Зенков - Щербакова и Щербакова - Шуранов. Голос подала Светлана Карпова, по заявлению которой и собралась комиссия.

«Я не поняла. То есть на закрытом заседании принимаются определённые решения, а вы считаете, что имеете право выйти в СМИ и огласить результаты?» - спросила Карпова, дав понять, что её сарказма хватит ещё на пятерых депутатов гордумы.

Депутат Валерий Афицинский решил выяснить, как нарушительница устоев понимает слово «закрытый». Выслушав ответ, он зачем-то взялся объяснять его значение с помощью английского: «Клоуз» - английское слово — значит закрывает вход и выход. А тут получилось, что должно быть закрыто, а получилось открыто».

Первый зампредседателя думы Андрей Ядрищенский, который фигурировал в комментарии, попросил более корректно подавать информацию, «потому что может быть чревато». Он якобы сказал, что они пришли для корыстных интересов в том числе, но не говорил, что все используют своё положение и депутатский мандат для достижения своих личных интересов. Хотя в цитате Щербаковой на «Чита.Ру» говорилось именно про корысть.

К концу разговора члены комиссии припугнули Щербакову, упомянув, что тоже могут огласить в СМИ решение комиссии. Но сошлись во мнении, великодушно решив оставить вопрос в стенах городского парламента. Вообще, весь смысл можно было уложить в заключительной фразе Зенкова: «Только добра вам желаем. Вы зря настраиваетесь, что мы цепляться будем. Ошибка ваша — заседание закрытое, а вы дверь открыли и.. Так не бывает, если вы депутат. Нельзя так себя вести по этическим нормам. Я не знаю, как до вас достучаться, если у вас такая позиция, хотите, чтобы скандалы продолжались. Примите это замечание».

На этом депутаты мило распрощались с нарушительницей и позвали к себе Николая Галкина.

После заседания Екатерина Щербакова прокомментировала итоги «Чита.Ру»: «Как я и предполагала, после создания комиссии по этике, первым провинившимся депутатом стала я, хотя депутат Щебеньков гораздо раньше нарушил и этические и правовые нормы. Главная претензия заключалась в том, что заседание было закрытым, а мы должны оставлять все проблемы в думе. Я думаю, что большая часть заседаний скоро будут проходить в закрытом режиме. Уже ввели аккредитацию, и журналисты будут писать только хвалебные тексты. Я тоже не смогу ничего говорить о закрытых заседаниях, хотя я считаю, что дума должна быть полностью открыта для общества. Когда вопросы стали более серьёзными, то стала появляться закрытость. Вопрос о снятии Галкина был очень серьёзным. Если мы не говорим о проблемах, то это не значит, что они исчезают. Наоборот — замалчивание приводит к трагедиям».

***

Заседание комиссии чёткой линией обрисовывает зону комфорта депутатов. Им удобно в зале за закрытыми дверями. Отлично, если думские дела не выносят на суд граждан. Нормально, когда о проблемах в работе едва ли не самой важной комиссии ничего неизвестно горожанам. Аккредитация журналистов для работы в думе — тоже атрибут этой зоны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления