Политика Хороший закон и конкурсы интересные

Хороший закон и конкурсы интересные

«Выборное законодательство должно быть максимально простым и ясным для людей. Тогда у нас и явка будет выше, и люди будут более осознанно работать».

Законопроект, который губернатор внёс в заксобрание немного неправильно истолковали некоторые комментаторы. Проект не лишает районы прямых выборов глав, но предлагает им два варианта — либо оставить всё как есть, либо избирать главу из числа тех, кто прошёл отбор конкурсной комиссией.

Какими словами губят идею народовластия?

Законопроект, как положено попал на рассмотрение депутатов из комитета по местному самоуправлению. Презентовал идею 18 ноября начальник управление по развитию местного самоуправления губернатора Забайкальского края Жаргал Жигжитжапов.

«Законопроект разработан в целях внедрения альтернативных способов избрания глав муниципальных образований. В частности дать право на выборы способов избрания глав районов или поселений. У них уже есть право избирать глав на муниципальных выборах. Теперь предлагаем второй вариант дать право выбора главы представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам отбора. Независимо от способа избрания глава муниципального образования будет возглавлять администрацию, как было раньше. На уровне поселений мы предлагаем тот же способ избрания глав поселений, кроме тех двух, которые имелись до этого - на выборах и из числа депутатов», - рассказал Жигжитжапов.

После малозначительных уточняющих вопросов слово взял депутат Цырендоржи Дамдинов, который, кстати, в сентябре не смог стать главой Могойтуйского района.

«Выборное законодательство должно быть максимально простым и ясным для людей. Тогда у нас и явка будет выше, и люди будут более осознанно работать. А когда мы отдаём на откуп местному самоуправлению, в зависимости от конъюнктуры, это порождает дополнительный коррупциогенный фактор: мы здесь сможем провести новых людей, поэтому давайте перейдём к этому варианту. Я предлагаю — не уходить направо-налево, а оставить самый простой, надёжный, чёткий путь — прямые выборы. Мы имеем право оставить всё как было. Ни в угоду Каларскому, или ещё какому-то району», - гремел депутат.

Он распекался и по поводу подорванной веры народа в своих же избранников, про снижение явки и исключение людей из процесса выборов.

"Моё предложение — отклонить законопроект", - подытожил Дамдинов.

"И дальше-то что?" - переспросил его председатель комитета Виктор Лопатин.

"Всё. Как было так и будет. У нас же есть закон о выборах, он работает. Никаких нареканий нет, кроме того, что непонятно какие люди заносят такие предложения — давайте в нашем районе или в городе в виде исключения изберём какого-то мэра", - отрезал Дамдинов.

Жаргал Жигжитжапов попытался внести ясность: «Сегодня активность избирателей не зависит от способа избрания. Есть другие факты, которые влияют на явку. На самом деле мы даём право самоопределения. Ничто не говорит об ухудшении. Некоторые районы готовы избирать на конкурсной основе, так как это уход от затрат на выборную кампанию. Сегодня надо дать право выбрать способ избрания».

В ответ на вопрос Дамдинова о желающих отмены выборов районах, откуда-то прозвучало: Карымский. Это, кажется, разозлило депутата и он снова взорвался: «Вы знаете, что глава Карымского района на выборах депутатов набрал 50 голосов (Григорий Ванчугов в 2012 году получил 64 голоса или 51% голосов на одномандатном округе — ред.). Он стал депутатом, и потом его выбрали главой района. Набрал 50 голосов и стал главой. Неплохо, да?»

"Мы этим законопроектом никого не лишаем права прямых выборов, мы даём им право самим определить способ избрания глав. Почему мы не доверяем представительным органам?" - попытался мягко полемизировать Жигжитжапов.

"Вы Карымскому району доверите, какой способ они выберут?" - почему-то спросил Дамдинов.

"У них есть совет депутатов, они избраны народом, так же как и вы", - зачем-то ответил Жигжитжапов.

"Белоногов (Депутат заксобрания, директор Дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов — ред.) рассказывал, что там из 15 депутатов — 10 директоров школ, которые зависимы от районной власти. Вы им положите законопроект, а потом они вынуждены идти и просить банку краски или что-то ещё. Управляемость полная? Вот так вы делаете вертикаль власти? - не отступал депутат. - Я если бы был директором, то бы радел за свою школу и был бы вынужден отдавать свой голос. Такими красивыми разговорами губится идея народовластия. Сегодня так, завтра вот так".

В их диалог вмешался парламентарий Игорь Брум, некстати сказав, что районы, которые он представляет, возражений по поводу законопроекта не высказали и из-за возможной экономии считают его целесообразным. Но развить тему ему не дал Андрей Жидков. Выяснив, что отвечали Бруму районные депутаты и чиновники, а не рядовые жители он в пух и прах разбил его аргумент: «То есть мы говорим о небольшой группе людей, которые будут за удобный только им вариант». Возражать ему Брум не стал.

Предупредив возможные вопросы, разработчики закона пояснили, что изменения будут обязательно вноситься в устав района. А для этого потребуется проведение общественных слушаний. То есть депутаты или чиновники без жителей района не смогут отменить прямые выборы.

Для того, чтобы законопроект попал на сессию не хватило одного голоса. Благодаря двум противникам и одному воздержавшемуся законопроект остался на площадке комитета.

Некорректное недоверие

Вице-премьер краевого правительства Геннадий Чупин, комментируя законопроект, называет его основным достоинством возможность расширения полномочий региона. Ведь он даёт районам два варианта избрания главы, а сёлам — целых три.

«Районы, посмотрев на этот законопроект, увидели в нём ряд преимуществ. Форма, позволяющая выбирать главу по конкурсу, менее бюджетная. Она позволяет подобрать грамотного управленца. И, наконец, соответствует всем критериям демократии. Экономия — это не главенствующий критерий. Главное — это приемлемый способ формирования органов власти. Конкурс, конечно, менее затратен и для бюджета, и для человека, который планирует идти во власть. Некоторые люди говорят: Я не готов участвовать в выборах, потому что у меня нет средств на избирательную кампанию. Конкурсная модель гораздо доступнее в этом плане», - считает вице-премьер.

Ещё одним преимуществом он считает то, что кандидата смогут оценивать и члены конкурсной комиссии, и депутаты. А вот тезис Цырендоржди Дамдинова об управляемости районных советов он считает не вполне корректным.

«Совет формируется из членов разных партий из самовыдвиженцев. Но какое значение это имеет для определения формы избрания главы? Некорректно говорить о том, что совет не может правильно выбрать модель, что он управляем «Единой Россией» или чем-то ещё. Депутаты - это зрелые люди, которые радеют за свой район. Я не согласен, когда говорят: нельзя им это давать, они не справятся. Это их унижение. В районах есть очень толковые депутаты, которые работают не первый срок. Они сами разберутся, что им надо».

Ещё один момент, учтённый законопроектом — это кадровая проблема. Со слов Чупина, пресс надзорных органов и скудность бюджетов требует от глав настоящего таланта. И регион, внедряя законопроект, действует из своей заинтересованности ввести такие таланты в районные и сельские администрации.

Решето для пустых обещаний

О кадровой проблеме открыто говорит и депутат заксобрания из аграрного, самого близкого к селу, комитета Валерий Альханов: «Не идут люди ни на посты глав поселений, ни в советы депутатов. За полгода до выборов мы ездим по поселениям и уговариваем людей. Все партии разъезжаются по районам. Мы даже порой друг другу помогаем, чтобы нормально выборы провести. Попроще найти 9-11 депутатов в совет, а, глав поселений - вообще нет. Почему? Потому что полномочия есть, а финансов нет и надзорных органов очень много. Самый яркий пример — почему ты пристань не построил, чтобы водовозка набирала воду во время пожара. А зимой пусть твоя пристань развалится, и ты весной её снова должен строить. Это только один из примеров».

По словам главы района, пожелавшего не называть своё имя, в условиях слабой конкуренции во власть легко могут просочиться не вполне достойные люди, завоевавшие авторитет на критике существующей власти и на пустых обещаниях.

«Человек может посулить починить все дороги в районе и дать кучу таких же неосуществимых обещаний, на которые потребуется пять годовых бюджетов. Когда такой деятель приходит во власть, то начинается кавардак. Депутаты могут таких товарищей не пропустить. Хотя, если на пост главы претендует человек, который может похвастаться своими достижениями и имеет обоснованную поддержку населения, то будут предпочтительней выборы. Однозначно сказать нельзя. Я помню, что в период перестройки Горбачёв объявил курс на демократизацию производственных отношений, то есть ввёл выборы руководителей предприятий. Так вот честных, принципиальных и требовательных почти не избирали, избирали своего Ваньку, с которым можно водку пить и воровать», - считает районный глава.

Кроме того, по его словам, в крае потеряна вертикаль власти. Главы сёл не подчиняются главам районов, они, в свою очередь, не имеют влияния с Чайковского, 8: «Ильковский рычаги влияния на районы вообще потерял. Гениатулин ещё нам мог написать: Предупреждаю о потере расположения со стороны губернатора. Но реально губернатор не может, скажем, на меня влиять. Я могу забастовать и никаких мотивов у него не будет, чтобы меня снять с работы или как-то наказать. Единственный выход — поставить главу в положение просителя, ухудшив финансовое положение района. Но это крайне неправильно. Поэтому, чтобы эффективно исполнять приказы сверху губернатору надо иметь в районах адекватных и проверенных людей, умеющих работать в команде. Так сказать, демократия должна быть управляемой».

***

Неизвестно, как долго продержится губернаторский законопроект в комитете по местному самоуправлению, имея всего двух убеждённых противников — Дамдинова и Жидкова. Против них выступают четверо коллег, и, вероятно, на следующем рассмотрении документ уедет на ближайшую сессию, а затем и принят большинством депутатов.

О том, что он на корню душит демократию или губит идею народовластия говорить, конечно, нельзя. Если пускаться в красивые метафоры, то закон можно сравнивать с вьюном, который вырос на теле ослабевшей демократии. Той самой, что засыхала от унизительной явки. На самом деле, зачем тратить бюджет на выборы, если они интересуют одного из четырёх избирателей? При том, что явка 25% - это для большинства районов, как показал сентябрь, весьма достойный результат. Зачем организовывать затратные кампании, а затем отменять их потому что у одного кандидата в главы не нашлось конкурентов? Если честно, мы сами заслужили того, чтобы глав за нас выбирал кто-то другой. Депутаты хотя бы не проспят день голосования за главу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления