Политика Андрей Жидков: Нужно контролировать деньги, которые есть

Андрей Жидков: Нужно контролировать деньги, которые есть

Если вы готовы сказать, что стали жить лучше, то автоматически дадите оценку нашей работе, в том числе и моей.

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Забайкальском крае, бизнесмен Андрей Жидков - депутат в комитете по местному самоуправлению в заксобрании края. Уже несколько лет он говорит с разных трибун, что чрезвычайно важно следить не только за доходами региона, но и его расходами, которые пока так и остаются во многом бесконтрольными. О том, как важна дисциплина среди чиновников, почему нужно сокращать количество депутатских кресел в парламенте и почему не будет работать новый закон о бродячих собаках, Андрей Жидков рассказал ИА «Чита.Ру».

Про местное самоуправление

- Зачем нужен отдельный комитет? В том созыве был один - по государственной политике и местному самоуправлению, а теперь они разделены.

- Я думаю, что в этом не было необходимости. Наша страна, край и бюджет нуждается в коррекции относительно разрастания расходов. Увеличение числа комитетов позволяет работать большему количеству депутатов на постоянной основе. Раньше был комитет по государственной политике и местному самоуправлению, там работал один руководитель и зам на платной основе, а остальные - бесплатно. Сейчас комитет разделён на два, госполитика - отдельно, местное самоуправление – отдельно. Соответственно четверо работают на платной основе, а всего из восьми комитетов таким образом работают 17 человек. Мы раньше предлагали с депутатом Цырендоржи Дамдиновым (депутат комитета по местному самоуправлению заксобрания, однопартиец Жидкова – авт.) и будем настаивать на решении объединить комитеты без ущерба для работы. Оставить по итогу четыре комитета было бы приемлемо или, например, сократить количество человек, работающих на постоянной основе.

На практике основную работу по подготовке законодательства делают сотрудники аппарата заксобрания и администрации региона, которые, как правило, трудятся не первый год. Они помогают депутатам комитетов и продолжают работать эффективно. Если раньше они справлялись в таком составе, то что им помешает делать это сейчас.

- Почему вы выбрали именно местное самоуправление?

- Мы решили объединить усилия фракции «Справедливой России» в каком-то одном из комитетов. В других, быть может, это было бы нереально. Ясно, что в заксобрании нас - меньшинство, большинство занимает другая фракция, и они вправе решить любой вопрос элементарным голосованием. В нашем же комитете большинство справедливороссов, и мы можем влиять на ход рассмотрения законопроектов.

- Говоря о сокращении, вы посчитали, что штат корпуса регионального парламента и читинской городской думы можно сократить на 30 человек. Будет ли оставшихся депутатов хватать для качественной работы?

- Количество депутатов в крупных городах нашей страны чаще всего меньше или такое же, как у нас, но они справляются. В думе Москвы всего 45 депутатов, а это на минуточку 15-миллионный город! И работают же. Считаю, что в нашей гордуме есть здравые люди и они справятся со своими объёмами, занимая меньше кресел.

- Как подобное сокращение провести, по вашему мнению, в заксобрании Забайкалья?

- В этом созыве, конечно, ничего уже не решишь – депутаты избраны. На следующие выборы можно увеличить избирательные округа по численности, тогда депутатов, естественно, столько не потребуется. Условно говоря, у нас в крае 1 миллион человек, голосующих меньше, и они выбирают 50 депутатов. В новом варианте столько же избирателей проголосуют за 30, условно, человек.

- А возможно это?

- Думаю, многие будут против. Для многих депутатство сейчас - это главное дело в жизни, и они, конечно, не пожелают менять работу. Но думаю, что сокращения не сказались бы на работе ни заксобрания, ни гордумы. Честно говоря, как орган законодательной власти мы чрезвычайно немного делаем - в большинстве своём дублируем федеральное законодательство, а актов, которые мы сами инициируем перед федеральным центром мало. Вместе с тем, такие проекты есть.

Чтобы реализовать законодательную инициативу, желательно быть хорошим юристом и детально прорабатывать нужные нормативно-правовые акты. Я окончил юридический в Иркутском государственном университете имени А. А. Жданова, который готовил прекрасных специалистов. Но даже мне, чтобы подготовить проект, нужна дополнительная помощь юристов. Если бы существовала отлаженная практика реализации, можно было бы заниматься законотворческим процессом. Но что делать, когда ты заранее знаешь, что шансов у такой инициативы мало? Нужно быть уверенным, что твоя работа не отправится в корзину.

- Ваш комитет готовит какие-то серьёзные инициативы?

- О главной инициативе, которую хочу реализовать, я говорил уже с разных трибун – это контроль за финансами. Семейный бюджет дома мы контролируем. Мы знаем, куда ушёл каждый рубль, знаем цены в продуктовом магазине или в магазинах одежды, пользуемся купленными за свой счёт предметами быта, но почему-то бюджетные средства региона так контролировать не выходит. Всегда говорим, что денег мало, просим у федералов дополнительные средства, так, может, проще контролировать то, что есть? Чем меньше денег в кошельке, тем человек считает их лучше. И в бюджете то же самое. Всё упирается в деньги. Ясно, если бы у муниципалитетов было больше финансов, то было бы и больше возможностей. Но сейчас идёт денежное сжатие, и мы все это ощущаем.

Примеров контроля - бесчисленное множество. Например, управляющая компания (УК) получает деньги за жилищные и коммунальные услуги. Коммуналку проследить нельзя, поскольку есть тариф, и мы платим установленную по нему сумму за потреблённую электроэнергию или воду. Ну, а жилищные услуги, как расходуются деньги на них? УК чаще только вывозит мусор и иногда убирает в подъездах. А мы платим приличные суммы: от средних домов до крупных она может составлять примерно от 60 до 200 тысяч рублей в месяц. Вывоз мусора – 7 тысяч, дворник – ещё 7, а где остальные? Мы их не контролируем. Равно как и не контролируем бюджет края. Однажды мне нужно было защищать интересы жильцов большого дома в микрорайоне Северный. Так вот, тогда через суд мы заставили управляющую компанию предоставить справку о своих расходах. Там была какая-то ерунда – 100 халатов, 400 мётел – вот, что они писали! Сомневаюсь, что деньги с жилищных услуг не растеклись тогда по чьим-то карманам. Это было 12 лет назад, когда я был ещё депутатом гордумы. С тех пор, думаю, ничего не изменилось.

Самый простой контроль можно реализовать в интернете, на сайтах в свободном доступе. Всё можно показывать. В 2003 году Михалёв (Анатолий Михалёв - мэр Читы в 2003-м, - авт.) на моё предложение делать это, сказал, что ни у кого нет интернета и никто не будет это отслеживать. А сейчас? Даже у пенсионеров в телефоне есть интернет, и они им пользуются вполне интенсивно. Пока законодательство такого не предусматривает. Подобную инициативу можно провести в парламенте, но это только моя идея, а есть ещё 49 других депутатов, которые могут быть не согласны. Если появится помощь аппарата, то можно попробовать инициировать этот проект в Госдуме.

- Глава Улётовского района Сергей Савин предложил губернатору Ильковскому назначить заместителя председателя правительства по развитию села. Он называл его так: «На уровне края должен быть один дирижёр». Есть ли в этом необходимость, по вашему мнению?

- Зачем нам такое разрастание аппарата? Есть же целое министерство сельского хозяйства и продовольствия. Что, этого недостаточно? Там работает определённая группа специалистов, которая уже занимается проблемами села. Зачем ещё один человек, которому, кстати, понадобится свой аппарат, заместитель, помощники. Ничего подобного создавать не надо, министерство должно справляться. Если сигналы о проблеме, минуя ведомство, дошли, допустим, до губернатора, нужно обратить внимание на уровень качества работы чиновников. Если они свою работу не делают, сотрудников нужно наказывать каким-то образом или, может, менять на других. На мой взгляд, сменяемость персон происходит редко, а это очень действенный метод.

Можно же ещё и работать через депутатов и говорить им о своих проблемах. Причём необязательно взаимодействовать с депутатом от своего округа, любой избранный в парламент обязан отреагировать на проблему, если к нему обратились за помощью. Половина депутатов выбрана по спискам, в том числе и я, и у нас нет своей территории.

- Вопрос по сельским старостам. Оправдали ли они себя?

- Пока прошло мало времени, чтобы оценить работу, но думаю, это была важная инициатива. Давайте представим, мы живём в маленьком селе, где не требуется многочисленная власть, формально решающая дела. Староста – житель этого села и прекрасно знает все его проблемы. Староста избирается людьми, которые знают его много лет, и тут невозможны подтасовки, как, подчас, на выборах. Так раньше и было - не насаждали руководителей сверху, а выбирали того, кто наиболее уважаем в обществе, способен решать дела и отстаивать интересы граждан.

- Законопроект об альтернативных способах избрания глав районов, в частности, по конкурсу. Вы и Дамдинов были против на рассмотрении законопроекта в комитете. Почему?

- Да, я был против. Считаю, что особенных вариантов избрания глав быть не должно. Лучше, чем прямое избрание населением, ничего нет. Везде должен быть один порядок избрания, жители должны либо доверять своему главе, либо нет. Раз они не пришли на выборы или не стали голосовать за того или иного человека, значит, они не хотят видеть его в роли главы, всё элементарно. Разумеется, выбирать его должны не 20 депутатов, а несколько тысяч избирателей. Это, конечно, трудно - попробуй, убеди большинство! Население лучше, чем небольшая группа депутатов, знает, что им нужно.

- Можете ли вы дать оценку работе комитета?

- Есть такое понятие – коэффициент полезности. Если констатируем, что наш край, город Чита или вы стали жить лучше, то автоматически даём оценку нашей работе, в том числе и моей. Это лучший и, наверное, единственный критерий. Для чего должны существовать органы власти? Делать жизнь лучше.

Можно говорить лишь о своём восприятии, а в заксобрании работают ещё и другие люди, которые по-своему оценивают работу. К примеру, в период актуальности разрабатывал свой закон о бродячих собаках, но на сессии меня никто не поддержал. Мой проект предусматривал множество статей, в частности предлагалось обязать управляющие компании следить за вывозом мусора. Любая свалка – это кормовая база, а если есть еда, значит, будет повышаться численность собак. Всё отрегулировано уже за нас – природой. Если УК не вывозят мусор вовремя, не огораживают свалки сеткой, как в других городах, то собак будет много, сколько их ни отстреливай. В моём законе была ответственность и санкции за невыполнение этих и других обязанностей. Там предусматривалось вакцинирование, чипирование, стерилизация животных. Да, там были предусмотрены определённые расходы, но на них надо идти, если мы называем себя гуманной нацией.

В новом принятом законе я не вижу смысла, в нём чуть больше десяти пунктов, и о собаках-то написано намного меньше, чем об обязанностях чиновников. Закон таким быть не должен и, по-моему, работать не будет. Всё может остаться по-прежнему до первого несчастного случая.

Про "Справедливую Россию"

- В прошлом месяце приезжал руководитель вашей партии Сергей Миронов, и многие связывают его визит лишь с активизацией перед выборами в Госдуму. Почему он приехал всего только на один день и есть ли результаты работы?

- А не рано ли ещё говорить о выборах в Госдуму? Миронов приехал в декабре, а выборы-то в сентябре 2016-го, и я не вижу пока, чтобы кто-то начал предвыборную кампанию. Выдвижение кандидатур от всех партий начнётся в следующем году, поэтому связывать эти события неправильно. Почему только на один день? Он - руководитель одной из четырёх парламентских партий. По иерархии он в первой десятке политиков государства, и, конечно, времени у него не так уж и много. Миронов каждый месяц встречается с президентом Владимиром Путиным. Насколько мне известно, несколько дней назад федеральный бюджет выделил около 170 миллиардов рублей регионам, при этом Сергей Миронов говорил, что будет просить президента обратить внимание на выделение дополнительного финансирования Забайкалью. Посмотрим, есть ли средства для нас в этой сумме, я думаю, что да. Вот и эффективность, причём довольно оперативная.

Кроме того, когда он был в регионе, мы встречались с активом нашей партии, обсуждали внутрипартийные вопросы. Его интересует Забайкалье, как минимум, потому, что единственный губернатор-справедливоросс в стране - это наш Константин Ильковский.

- Есть информация, что депутат гордумы Алексей Шуранов мог быть выдвинут от "СР" на выборы в Госдуму. Будете ли вы ему это предлагать после эпизода с арестом?

- Была информация, что Шуранов - одна из рассматриваемых кандидатур. Мы обсуждали разные варианты, но пока о планировании говорить не приходится. Нужно ещё спросить Шуранова и других кандидатов, желают ли они, потом получить согласие федерального центра, который может рекомендовать своего человека. Конечные решения, думаю, будут приниматься в конце февраля.

Алексея Шуранова я узнал относительно недавно и только по работе в партии. О его деятельности в прошлой жизни, на предыдущей работе я не знаю. Арест, конечно, значительное событие. Если человек невиновен и это подтвердится, он вправе принимать решения по выборам самостоятельно и быть поддержанным нами. Если он будет признан виновным, это, естественно не позволит партии рассматривать кандидатуру. Всё в рамках закона, иного не дано.

- Вы можете озвучить, кто из круга людей в партии может быть кандидатом?

- Могу, но делать этого не буду (смеётся). Понимаю, что это может быть интересно, но пока преждевременно говорить. Пусть люди сами за себя это скажут.

- А вы будете?

- Нет, у меня не было такой идеи. Есть своя работа, которая мне нравится. Люблю заниматься делами, которые зависят от меня. Мне нравится полностью формировать свой день и, если бы я попробовал пойти на выборы, то уже не смог бы это продолжать. Чрезвычайно сильно зависеть от Москвы и быть там долгое время не могу и не хочу. Тем более я человек спортивный и не люблю часами сидеть в кресле, а в Госдуме пришлось бы.

Про бизнес

- Вы говорили, что цены на лекарства могут подняться в начале 2015 года. Ощутило ваше предприятие эти инфляционные процессы?

- По-моему, ощутили все. В своей работе поставщиков мы не меняем. У нас долгосрочные отношения с крупнейшими оптовыми структурами в России, и все они сохраняются. Как правило, эти предприятия предлагают наиболее выгодные условия, а препараты проверять на качество нам нет необходимости, потому что это происходит на разных уровнях - от федерального до регионального. С другой стороны, мы ощутили дыхание нарастающих проблем, в первую очередь из-за снижения покупательской способности жителей. Люди экономят на медикаментах, и всё чаще приходится слышать об альтернативе препаратам подороже. Но дешёвое бывает менее эффективным для лечения. Необходимость же в лекарствах остаётся той же - люди-то болеют, как и раньше.

- Вы открываете социальные аптеки или, как ещё их называют, «дискаунтеры». На основании чего у вас получается снижать цены на лекарства или, может, в социальных аптеках продаются дешёвые аналоги более дорогих препаратов?

- В дискаунтерах работают те же поставки. Но мы снизили цены, чтобы продавать интенсивнее. Дискаунтер создается только за счёт снижения цены. Всегда должен быть выбор для тех, кто считает деньги. Многие стремятся купить побыстрее, а кто-то наоборот, желает поискать подешевле, постоять в очереди, но купить лекарство. Эта практика нам известна уже с 90-х, когда в наших аптеках собирались очереди.

- А что плохого в выходном в Сагаалган? Вы были против этого законопроекта?

- Да. У нас в стране, если честно, достаточно праздников по самым разнообразным поводам, но мне кажется, что отдыхать уже достаточно, нам надо догонять многих, а на праздниках далеко не уедешь. Праздники расхолаживают, а нам в нынешней экономической ситуации нужно тем более засучить рукава. К тому же странно, что национальный праздник хотят распространить на весь регион. Согласен, что есть национальные праздники, и считаю, что отмечать их нужно в более узком кругу. И любые общепринятые выходные подходят для этого как нельзя лучше. Не нужно всем навязывать то, чего мы не хотим. Это же потеря зарплат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления