СЕЙЧАС +11°С

Игорь Лиханов: Страх 90-х за здравоохранение до сих пор остался

«Я пережил 90-е годы, когда в больнице нечем было работать, не выдавали зарплату. И депутаты правильно сказали — зачем снова доводить до этой ситуации...»

Около 40 лет один из опытнейших депутатов Законодательного собрания Забайкальского края Игорь Лиханов проработал в системе здравоохранения. Был и в последнем созыве думы Читинской области, и в первом уже краевого заксобрания. Избравшись во второй созыв, твёрдо решил, что пришло время что-то поменять и перейти на работу в региональный парламент на постоянную основу, затем возглавил комитет по социальной политике.

Без партийных различий

- Не жалко было уходить из медицины, расставаться с коллективом?

- Действительно, в здравоохранении я уже очень давно, причём всю жизнь проработал в Краевой клинической больнице, которую возглавлял около 20 лет. Принимать решение было не так просто, я уже был два созыва подряд депутатом на непостоянной основе, поэтому понимал, чтобы ещё более эффективно работать в заксобрании, нужно больше отдачи, времени, энергии, сил, отбросить всё остальное. С коллективом больницы мы и трудные времена пережили, и много вопросов приходилось решать, при этом нам удалось создать такую материальную базу, которая сегодня даёт возможность не просто работать, а развиваться.

С коллективом расставаться было грустно, но расставание - оно относительное, ведь на самом деле моя сегодняшняя работа непосредственно связана, в том числе, и со здравоохранением, а, значит, и с его, как я считаю, флагманом — Краевой клинической больницей, где сосредоточены наиболее подготовленные кадры и внедрено много новых технологий. Например, в этом году в больнице мы проводили выездное заседание совета Законодательного собрания, также во время своего визита в Забайкалье там с экскурсией побывали наши коллеги-депутаты из Бурятии.

- Cпециалисты из каких сфер входят в состав вашего комитета, и какие ещё направления, помимо здравоохранения, вы курируете?

- Мы занимаемся вопросами образования, социального обеспечения, плотно работаем с министерствами спорта, культуры, Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Также к нашей работе отнесены вопросы опеки и попечительством, охрана семьи материнства и детства, социальная защита инвалидов и детей из малообеспеченных семей. В комитете вместе со мной семь человек. В их числе директор Агинской средней школы №1 Дарима Доржиева, заместитель директора по кадетским классам школы села Зоргол Приаргунского района Вячеслав Антонов, заместитель главного врача Краевого перинатального центра по сестринскому делу Светлана Илюхина, директор школы №7 города Краснокаменска Людмила Субботникова, главный врач Агинской районной больницы Цырен Цыренов и глава краевого общества инвалидов Андрей Мартынов. Всё это очень разносторонние люди, некоторые из них — опытные депутаты. И такое серьёзное представительство очень помогает в работе. Скажем, именно благодаря Андрею Мартынову у нас есть возможность глубже вникать в проблемы инвалидов, которых в регионе немало.

Хочу подчеркнуть, что в комитете есть представители разных партий, но в работе это не чувствуется. Нет такого, что кто-то выставляет вперёд свою партийную принадлежность. То есть в данном случае важны только интересы дела, только профессиональные моменты, и это, я считаю, заслуга всех членов комитета.

«Нельзя просто сказать «нет»

- Навскидку вспомните несколько самых интересных или сложных законопроектов, прошедших через ваш комитет в этом созыве?

- За год через комитет проходит более 50 законопроектов, и все они, так или иначе, связаны с социальной поддержкой граждан. Это и закон об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях края, и закон о выплатах на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о приёмной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов. Очень важный законопроект касался обеспечения пациентов с редкими заболеваниями лекарственными средствами.

Отдельно хочется отметить законопроект о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан. Речь идёт об отмене ряда льгот с начала 2015 года, в том числе ветеранам труда федерального значения. Этот закон был сложен для нас. Правительство предложило его сначала в одной редакции, мы не согласились, затем в другой, третьей. Нужно было учитывать реальное положение вещей в регионе, нехватку финансов, просто сказать «нет» тоже нельзя. Правительство ведь работает, надо было как-то совместно принимать решение, но так, чтобы не пострадали самые незащищённые слои населения. И с третьего раза закон был всё-таки принят, мы старались уменьшить число тех, кто попал под его действие. А дальше вы знаете, прокуратура выступила с протестом, Верховным судом закон был отменён в части, что касалась ветеранов труда и ещё ряда категорий граждан. Тогда, но опять же не с первого раза, мы приняли закон, возвращающий льготы.

- Немалую часть работы комитета занимают выездные заседания. На одном из таких — в Карымском — депутаты ратовали за строительство новой больницы в посёлке. На сегодняшний день этот вопрос уже решён?

- Да, такое решение было принято, так как на сегодняшний день материальная база в больнице очень устарела и требует, конечно, замены. Насколько я знаю, строительство поставлено в план, но пока вопрос, к сожалению, не решён. Депутаты держат его на контроле, с правительством этот вопрос решаем, с минтерразвития. Мы понимаем, что сначала нужно сделать проектно-сметную документацию, потом поработать через федеральный бюджет, чтобы были выделены средства и на софинансирование из регионального бюджета.

День дежурства

- А как вы оцениваете те процессы, которые в целом происходят сегодня в системе здравоохранения края?

- Сначала у нас проводилась модернизация здравоохранения, сейчас идёт оптимизация. И люди нам начали жаловаться, что при этой оптимизации возникли проблемы с доступностью медицинской помощи. Поэтому мы плотно работаем с министром здравоохранения края Михаилом Лазуткиным, знаем ситуацию в районах и все те моменты, которые изменили здравоохранение не в лучшую сторону. Но я всё же считаю, что в итоге оптимизация должна привести к улучшению системы, помочь сэкономить средства, чтобы развивать новые методы лечения, и чтобы эти методы были доступными. Но пока этого результата нет.

Зато мы видим, что в краевой клинической больнице уменьшается количество высокотехнологичных операций. Мы планируем подключить коллег из Госдумы, так как в послании президента была отмечена такая тема, как финансирование из средств ОМС федеральных медицинских центров, а про региональные центры ничего сказано не было. Для нас это тревожный звоночек. У нас всё-таки эти средства федеральные были, а теперь всё перекладывается на региональные плечи, на плечи территориального фонда обязательного медицинского страхования. А если будет меньше средств на оказание высокотехнологичной помощи, то нужна будет какая-то отдельная программа в Забайкальском крае. К этому вопросу предстоит ещё не раз возвращаться.

Поделиться

- Как вы относитесь к тому, что по решению забайкальского минздрава городская больница №1 теперь дежурит по Чите пять дней в неделю, а Краевая клиническая больница по субботам теперь не дежурит?

- Давно было так задумано, что нужно освободить Краевую клиническую больницу от дежурств насколько это возможно для того, чтобы там сконцентрировать именно самых сложных больных. Во время выполнения программы модернизации здравоохранения в ККБ удалось отремонтировать основные функциональные подразделения, получить самое современное медицинское оборудование. И должна быть отдача. Не зря там были открыты региональный травмоцентр, региональный сосудистый центр. А это целый комплекс, вся больница на эти центры сегодня работает. Так, самые сложные пациенты с острыми инфарктами Миокарда, инсультами, пострадавшие в ДТП попадают именно в краевую больницу. Это всё работает, и я считаю, что с дежурствами всё правильно сделали. Многие регионы по этому пути пошли, когда сконцентрировали в одном месте современное медицинское оборудование, организовали подобные центры.

- Минфин Забайкалья до последнего момента отказывался закладывать в бюджете края на 2016 год 100-процентное финансирование взносов в фонд ОМС за неработающее население, что грозило отсутствием субвенции для Забайкалье на медицинское обслуживание. Чем реально могло грозить упрямство минфина?

- Позиция депутатов была принципиальная, и минфин края её услышал. Эта рекомендация стояла в списке первых, ведь мы даже не знаем, будут ли в полном объёме произведены выплаты за неработающее население в декабре. А это не только зарплаты медработников, но ещё лекарственные препараты, расходные материалы. Нельзя было допустить, чтобы выпали даже 2-3 месяца, это очень критично и опасно. Я пережил 90-е годы, когда в больнице нечем было работать, не выдавали зарплату. И депутаты правильно сказали — зачем снова доводить до этой ситуации. Страх того времени до сих пор остался. Помню, когда не было даже хирургического шовного материала, и мы распускали парашютный шёлк, стропы резали, обрабатывали их и ими шили. Понимаю, что вопрос со взносами за неработающее население очень трудный для правительства, но надо было принимать решение.

- Как будете встречать Новый год, какие планы на 2016-й?

- Новый год буду встречать с семьёй, эта традиция заложена моими родителями, так всегда было принято в нашей стране. В следующем году я планирую продолжить все начинания и при сложном бюджете постараться, чтобы край не опустился в социальной сфере, продержался этот период. Я думаю, что ситуация через какое-то время изменится, наступят времена лучше, уверен в этом, что всё будет хорошо.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter