Политика Полусухой закон Ильковского

Полусухой закон Ильковского

Если в городе практически нет площадок, где можно поиграть в футбол или заняться воркаутом, странно удивляться тому, что граждане после работы мчатся в магазины за очередной бутылкой, прекрасно зная, где купить любой алкоголь даже посреди ночи...

Мэрия Краснокаменска на время празднования 9 Мая ограничила продажу алкоголя в местах скопления людей и проведения массовых мероприятий, в соответствии с законом Забайкальского края, который инициировал экс-губернатор региона Константин Ильковский. Закон «трезвенника» прижился с большими сложностями, но со сменой власти может потерять свою актуальность – как к «сухому закону» и его реализации относится временно исполняющий обязанности (врио) губернатора края Наталья Жданова, пока непонятно.

Запрет на время и ситуацию

Федеральный закон о госрегулировании алкогольного рынка (171-ФЗ) пунктом 5 статьи 16 накладывает ограничения не только на места розничного отпуска алкоголя, но и на часы, когда можно его приобрести – продажа запрещена с 23.00 до 8.00. Правило не распространяется на общепит и магазины беспошлинной торговли. Региональные власти имеют право вводить дополнительные ограничения.

Первым запретить продажу алкоголя в регионе в 2011 году предложил зампредседателя комитета по социальной и молодёжной политике забайкальского заксобрания коммунист Сергей Белоногов. Двумя месяцами ранее федерального закона он предложил запретить продавать крепкий алкоголь с 20.00 до 11.00. Но его инициатива осталась без внимания, никаких региональных ужесточений парламент так и не внёс. Через два года к власти пришёл Константин Ильковский, который взялся за разработку запрета, но уже не при помощи законодательного собрания, а силами правительства региона. В августе экс-глава края подписал постановление, запрещающее продавать алкоголь с 21.00 до 10.00 и круглосуточно в День защиты детей, День молодёжи, День знаний, День города и в дни проведения выпускных и последних звонков.

В ноябре 2013-го дотошный предприниматель Гаджиев Джалал Мамед Оглы, торговавший алкоголем в павильоне на КСК, подал заявление в суд с требованием отменить один из пунктов постановления правительства. Речь шла о запрете розничной продажи слабого алкоголя в общепитах, расположенных в торговых объектах без фундамента. Арбитражный суд, разбираясь в постановлении, пришёл к выводу, что вообще всё изложенное в документе не вписывается в рамки законодательства, поэтому отменил постановление целиком. По мнению суда, региональное постановление ограничивает права и свободы человека, а это - согласно Конституции - может делать только федеральный закон. Ограничение может быть установлено законом субъекта.

Экс-губернатор уже в декабре направил этот законопроект в региональное заксобрание. Он был принят депутатами 18 декабря сразу в двух чтениях, а вступил в силу 4 января 2014-го. Через год по инициативе Ильковского парламентарии ужесточили правила продажи алкоголя, ещё раз сократив время его реализации - запрет расширили на шесть часов, теперь продавать алкоголь было нельзя с 20.00 до 11.00. На системных мерах Ильковский не остановился – с 18 по 20 апреля 2015 года продажа алкоголя была запрещена из-за обострившейся пожароопасной ситуации и введённого режима ЧС. Следом краевая прокуратура направила в заксобрание законопроект, который давал правительству края право устанавливать дополнительные локальные ограничения времени, условий и места розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет продажи в случае введения режима ЧС.

Ещё один из законопроектов экс-губернатора - установка видеокамер в магазинах, торгующих алкоголем. Они должны записывать и хранить видеоинформацию не менее 20 суток и иметь не менее 480 ТВЛ (телевизионных линий - характеристика разрешения изображения в видео, определяющая количество горизонтальных линий в кадре), позволяющих обозревать всё помещение для посетителей и место продавца. Проект закона 3 февраля был опубликован в группе Забайкальского союза предпринимателей в соцсети «ВКонтакте» для обсуждения, но пока так и не достиг кабинетов законодательного собрания.

Теневой рынок без налогов

К антиалкоголизации населения, проводимой бывшим главой края, отнеслись по-разному. Сложнее всего пришлось перестраиваться бизнесменам. К примеру, в 2015-м году группа из Читинского района попросила экс-губернатора и тогда ещё главу заксобрания региона Наталью Жданову продлить летом время продажи алкоголя до 22.00. В качестве причин против запрета они назвали сокращение доходов магазинов, увеличение доли нелегального алкоголя и необходимость борьбы с мотивами пьянства. Предприниматели написали письмо и собрали 70 подписей, на которые никакой реакции краевых властей не последовало. Бизнесмены напомнили Ильковскому и Ждановой, что без поддержки бизнеса «не может состояться ни одно значимое событие районного масштаба». Кроме того, авторы письма сошлись во мнении, что небольшие предприятия, которые всё же останутся, будут вынуждены сокращать количество персонала, вводить сокращённый рабочий день, а это приведёт к уменьшению налоговых отчислений, в частности, с фонда оплаты труда работников.

Далеко не все депутаты поддержали губернаторский курс на трезвость. Последовательным противником ограничений для легальных торговцем алкоголем выступала гендиректор телекомпании «Альтес», депутат краевого парламента Карина Канунникова. Например, после отставки Ильковского она назвала ограничение на продажу алкоголя, введённое им, преждевременным из-за влияния на теневой рынок.

«Ужесточение мер против тех, кто торгует сертифицированным алкоголем, сыграло на руку «теневикам», ведущим нелегальную торговлю. Нужно было не отнимать у народа возможность приобретать алкоголь, а научить людей грамотно его употреблять», - процитировал депутата «Забайкальский рабочий» в марте 2016-го. Канунникова намекнула, что в «каждой деревне есть хата», где продаётся недорогой и некачественный алкоголь. По её мнению, правоохранительные органы, зная об этом, не имеют права вторгаться в частную собственность.

А вот коммунист Сергей Белоногов, который первым добивался ограничения, заявил ИА "Чита.Ру", что запреты действуют во благо и их нужно продолжать реализовывать. По его мнению, жители Забайкалья волей-неволей будут употреблять меньше алкоголя, а это отразится на жизни региона в целом.

«Результаты есть: я вижу, что народ стал пить поменьше. Меры надо ужесточать, опять же, чем труднее приобрести, тем меньше будет проблем. В некоторых развитых странах алкоголь продаётся всего два часа в сутки, работу надо продолжать», - сказал Белоногов и уточнил, что есть ждёт от власти продолжения борьбы с алкоголизацией.

Начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции краевого УМВД (УЭБиПК) Александр Шутарев на одной из пресс-конференций в июле 2015-го тоже говорил о теневом рынке, который активизировался благодаря закону. При этом Шутарев отметил снижение уличной преступности и повышение дисциплинированности организаций, которые занимаются реализацией алкогольной продукции. По словам начальника отдела УЭБиПК, полицейские выявляют торговые точки, где незаконно торгуют алкоголем: «Проводятся мероприятия. Этим занимаются не только сотрудники экономической безопасности, но и уголовного розыска, участковые. Работа ведётся в данном направлении».

Хата, где нальют

Точки, где торгуют алкоголем и днём и ночью, может, действительно активно выявляются сотрудниками полиции, но продолжают работать и принимать посетителей. Вечером понедельника после 20.00 я прошла по улице Богомягкова, Бабушкина, Забайкальского Рабочего, Амурской и Ленинградской - всё в центре города - и нашла пять магазинов, где спокойно продают пиво и другие напитки покрепче. Возможно, таких магазинов на моём пути оказалось больше, но я их не заметила.

Прошумевший во всех региональных СМИ - «Айпара» - на Ленинградской. В любое время здесь можно купить алкоголь на любой вкус. Возле точки всегда людно, съезжаются, кажется со всего города, поскольку имя у магазина известное.

В сентябре житель Читы сообщил, что владелец магазина «Айпара» закрыл его и двух сотрудников Региональной службы по тарифам во время составления протокола о незаконной торговле алкоголем. По словам предпринимателя, запертыми люди оказались, потому что он закрыл жалюзи на время проверки, а затем не смог открыть их из-за отключения света. СУ СКР по Забайкальскому краю возбудило в отношении предпринимателя уголовное дело по двум статьям УК РФ — «Угроза применения насилия в отношении представителя власти» и «Незаконное лишение свободы двух и более человек». По подозрению в совершении этих преступлений предпринимателя сначала задержали на 72 часа, а затем арестовали. Защита Алиева обжаловала арест, назвав его незаконным.

Пока уголовное дело в отношении Алиева всё ещё рассматривается в суде, но магазину ничего не мешает работать.

1 из 4

Занятно наблюдать, как девушки выходят с бутылками в руках из помещения, на двери которого написано "из бара выносить напитки запрещено".

Ещё один «бар» работает на Амурской в непосредственной близости к центральному отделу УМВД России по Чите. Мимо него, пока я караулила посетителей, проехали два экипажа.

В третьем мы решили провести контрольную закупку. Это бар «Гавань» работает круглосуточно на Забайкальского Рабочего, 52.

Согласно Национальным стандартам РФ ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», бар - это питейное заведение, в котором продаются алкогольные напитки для их незамедлительного употребления. Проще говоря, купленный вами алкоголь подадут в красивой посуде или хотя бы откроют бутылку. Бар может быть оборудован стойкой, местами для отдыха, аварийным выходом, туалетом - в зависимости от класса обслуживания - от люкса до первого. В нашем случае пиво при продаже девушка подала в бутылках, не открывала, но вручила пакет. В углу помещения скучали столы и стулья - если хочешь, наверное, сможешь посидеть. Но мы спокойно продукцию из заведения вынесли, а перед нами так же поступили другие покупательницы.

1 из 2

Бизнесмены как преступники

Уполномоченный по правам бизнесменов Виктория Бессонова, комментируя антиалкогольную кампанию региональной власти, рассказывает, что ограничения по продаже алкоголя затрагивают как раз-таки права предпринимателей, работающих легально, но никак не мешают работать тем, кто законы нарушает. По её словам, на инициативу по внедрению видеокамер в аппарат бизнес омбудсмена поступило 130 подписей от предпринимателей и 12 коллективных обращений. Это первый случай столь серьёзного отклика от бизнеса.

«Мы направляли всю эту стопку обращений депутату заксобрания Николаю Мерзликину, поскольку законопроект рассматривал его комитет. Они отправили своё решение в минэкономразвития для оценки регулирующего воздействия. Пока всё остановилось на этапе оценки», - говорит уполномоченный по правам предпринимателей.

По мнению Бессоновой, такой законопроект никак не работает в интересах бизнеса, но, вероятно, создан, чтобы удовлетворять интересы органов внутренних дел. "Почему за эти интересы должны платить бизнесмены? Они говорят, что, конечно, не против таких инициатив, но тогда дайте денег на установку камер. На это требуется порядка 50 тысяч рублей - для любого предпринимателя это весомая сумма", - отметила Бессонова.

Омбудсмен рассказала, что некоторые из запретов, которые появляются в регионе, не имеют никакой юридической силы. В качестве примера Бессонова привела запрет на продажу алкоголя в апреле 2015 года, о котором не все бизнесмены даже знали: «Когда мы подключились, выяснилось, что действия регионального УМВД были незаконными. Должен был быть опубликован нормативный акт о запрете, но такого не произошло, была лишь публикация на «Чита.Ру», чего юридически не хватает для вступления документа в силу. Хорошо, что один предприниматель к нам вовремя обратилась, потому что у неё изъяли алкоголь и выписали штраф - это мы в суде доказали, как незаконные действия».

Ещё один из проектов в законодательстве, затрагивающий алкогольную политику - ввод системы ЕГАИС. Законопроект предлагает освободить от обязанности отчитываться о продаже алкоголя продавцов в сёлах, которые войдут в этот перечень, все остальные будут обязаны это делать. Пока проект принят заксобранием только в первом чтении.

Единая государственная автоматизированная информационная система начала действовать в России для ресторанов и кафе с 1 января 2016 года. С этого момента предприятия общепита должны будут отчитываться о каждом факте закупа алкоголя Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка РФ (ФС РАР). Перечень поселений в Забайкалья, попадающих под закон, включает 275 населённых пунктов. Штраф за непредставление данных в ЕГАИС для предпринимателей составляет 15 тысяч рублей, для юридических лиц – 150 тысяч рублей.

«Предприниматели в ужасе от штрафных санкций, которые к ним хотят применить. Этот вопрос пугает, некоторые бизнесмены в шутку сравнивают себя с наркодилерами, - рассказала Бессонова. - Предприниматели жалуются на возможные штрафы из-за отсутствия интернета в сёлах».

Ограничение расстояния между магазином с алкоголем и точкой предпринимателя, например, занимающегося медицинскими услугами, тоже, по мнению омбудсмена, вынуждает первого работать в убыток.

Руководитель администрации Читы Владимир Забелин 11 марта утвердил новой редакции постановление, уменьшившее разрешённое расстояние, на котором должны находиться медицинские учреждения и точки продажи алкогольной продукции, до 10 метров.

«Получается, что преимущества отдаются тому, кто ведёт бизнес в сфере образования или медицины, даже если он зашёл позже. Продавец алкоголя вынужден будет закрыть свою точку, даже если он первый пришёл на рынок. В других регионах активно действует умышленная конкуренция, когда предпринимателя выдавливают с территории, открывая медицинские кабинеты, например, офтальмолога. - объяснила Бессонова. - По-хорошему, в федеральный закон необходимо внести преимущество первого лицензиата – это логично и всем понятно, тогда требования касаться будут того, кто зашёл вторым».

Статистика, которой нет

Говорить о первых результатах антиалкогольной кампании сложно, не имея статистики от министерства здравоохранения и УМВД региона. Получить данные из обоих ведомств мне не удалось, вероятно потому, что никто прежде этим не интересовался. Это отчасти подтвердил и исполняющий обязанности министра экономического развития Сергей Новиченко: не зная статистики, он не смог оценить работу правительства в вопросе антиалкогольной кампании, тем более однозначно сказать, принесла ли она вред или пользу.

Между тем и.о. руководителя Региональной службы по тарифам Виктор Паздников рассказал, что в целом дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя на территории Забайкальского края положительно повлияли на снижение масштабов злоупотребления такой продукции среди населения, более того, это сказалось на состоянии криминогенной обстановки в Чите и крае. Такое мнение он высказал на основании информации УМВД.

Паздников также привёл данные, согласно которым за три года количество действующих лицензий на розничную продажу алкоголя уменьшилось на 200 единиц - с 924 до 724 лицензий. Причиной этого, по мнению руководителя службы, стало укрупнение субъектов малого бизнеса. Число точек, торгующих алкоголем, при этом, за этот же период увеличилось на 777 единиц - с 1 302 до 2 079.

«Основные причины отказа в выдаче, продлении, переоформлении лицензии - наличие задолженности у продавцов по налогам, сборам, пеням или штрафам, также несоответствие типа заявленного объекта, размещение объекта торговли в пределах границ территорий, прилегающих к детским, образовательным, медицинским, спортивным организациям», - добавил Виктор Паздников.

Бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным, рассказал мне, что доходы его магазина на окраине города заметно снизились с вводом запрета на продажу водки и пива после 20.00.

«Вероятно, кто-то из конкурентов продолжает продавать алкоголь и ночью, поэтому многим моим давним клиентам вечером проще дойти туда, купить всё необходимое и вдобавок бутылочку пива», - подытожил он.

Запреты на продажу алкоголя, к сожалению, пока идут во вред малому бизнесу, которому остаётся писать жалобы во все инстанции, терпеть убытки или сворачивать магазины. В лучшем случае такой предприниматель сменит сферу деятельности, в худшем - уедет из региона. Вряд ли этого добивалась команда Ильковского, не думаю, что захочет продолжать и команда Ждановой. Как минимум, на территории Забайкалья введён режим ЧС, но запретом на продажу алкоголя Жданова пока не воспользовалась.

Многоярусные запреты дали фору теневому алкобизнесу, но не подкреплялись никакой альтернативой. Одновременно с ужесточением борьбы с алкоголем логично предпринимать меры социального характера - делать что-то, чтобы вечером человек мог занять себя. Если в городе практически нет площадок, где можно поиграть в футбол или заняться воркаутом, не хватает кинотеатров, бассейнов и доступных всем спортивных центров, странно удивляться тому, что граждане после работы мчатся в магазины за очередной бутылкой, прекрасно зная, где купить любой алкоголь даже посреди ночи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления