Политика Бой Гениатулина с Войтенко как репетиция Ильковского

Бой Гениатулина с Войтенко как репетиция Ильковского

"Это была попытка захватить субъект федерации у местной элиты, посадить своего человека и решать какие-то свои вопросы. Когда пришёл Ильковский, мы получили то, что могло бы быть в случае прихода к власти Войтенко".

Ельцин ушёл в отставку, и новогоднее оливье так и простояло на столе нетронутым: за поднявшимися разговорами о том, что будет со страной, о еде забыли. Незадолго до этого страна крепко влюбилась в молодого, подтянутого Владимира Путина, поэтому прощальные слова Ельцина многие приняли как долгожданный развод: расстаёмся, поздравляем.

Дети все новогодние каникулы крошили корочки мандаринов, взрослые хрустели квашеной капустой и смотрели новости. Новогодняя смена руководства страны могла бы стать для забайкальцев единственным потрясением, о котором вспоминали бы после. Впереди были плановые выборы губернатора, победитель которых, казалось, был вне опасности.

Накануне внеочередных губернаторских выборов 2016 года редакция «Чита.Ру» решила вспомнить о самых ярких и острых выборах прошедших лет. Оказалось, единственными, которые смело можно назвать таковыми, стали выборы главы администрации Читинской области, когда в безоблачном небе над командой Равиля Гениатулина появился депутат Госдумы РФ Виктор Войтенко.

За красивую улыбку

В 1984 году по телевидению показали первую серию сериала «Спрут» про отважного борца с преступностью комиссара Каттани. Его противниками были коррумпированные чиновники и сициллийская мафия. В СССР четыре части «Спрута» были одними из самых популярных фильмов того времени, женщины повально влюблялись в главного героя, которого сыграл Микеле Плачидо. Части фильма снимались и показывались до 2001 года.

Часто успех Виктора Войтенко на выборах депутатов Госдумы от Читинской области многие объясняли популярностью итальянского актёра у забайкалок.

Виктор Войтенко

Виктор Войтенко родился на Украине, а в Забайкалье приехал в 1995 году занимать пост командующего Забайкальским пограничным округом. В 1998 году его уволили из органов ФСБ России из-за возбуждения уголовного дела по статье «Халатность». Дело было связано с поставками продовольствия в округа, а впоследствии было прекращено по нереабилитирующим основаниям.

После увольнения до 1999 года Виктор Войтенко был помощником главы администрации Читинской области, генеральным представителем внешнеэкономического общества «Союзплодоимпорт» по Сибири, Дальнему Востоку, Китаю и странам Юго-Восточной Азии.

Стремительности карьеры бывшего пограничника можно было только позавидовать: в июне 1999 года он стал советником министра путей сообщения РФ, а с октября по декабрь 1999 года был его заместителем и курировал связи с регионами. С таким багажом в 1999 году он вышел на выборы депутатов Госдумы третьего созыва и стал кандидатом по Читинскому одномандатному округу №188 от группы «Народный депутат». Его конкурентами в борьбе за депутатское кресло были журналисты Александр Баринов и Виктор Курочкин, сенатор с геологическим и депутатским прошлым Виталий Вишняков, врач Ольга Мичудо, начальник управления ФСБ Виктор Останин, предприниматели Владимир Богатов и Валерий Торгаев, депутат областной думы Александр Жданов и юрист Игорь Колкутин.

Депутата Госдумы Владимира Богатова в 1999 году избили в Москве. Не сумев переизбраться, он вернулся в Читу как руководитель регионального отделения ЛДПР. Владельца так называемого богатовского рынка, предприятия "Забайкальский хлеб" и ООО "АвтоМиК", осуществляющего перевозки грузов и пассажиров, нередко обвиняли в связях с криминалом. В феврале 2002 года Богатова застрелили около его дома во время прогулки.

Связи с криминалом приписывали и владельцу золотодобывающей артели «Восточная», кислородной станции и ряда торговых точек Валерию Торгаеву, который в августе 2006 года погиб в дорожно-транспортном происшествии на трассе Чита – Беклемишево.

Выиграв выборы в конце 1999 года, новость об отставке Ельцина Войтенко встретил депутатом Госдумы и заместителем председателя комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Тихий календарь

Январь 2000 года в Читинской области был тихим и в газетных публикациях отзывался традиционными итогами года, историями про святочные гадания и температурами крещенских морозов. Политическая жизнь чуть оживилась в феврале, когда Равиль Гениатулин поехал в первую в наступившем году Белого Дракона московскую командировку, а Войтенко поучаствовал в первой сессии Госдумы.

«Депутат Государственной Думы Виктор Войтенко, реализуя свою предвыборную программу, встретился с руководством Центрального комитета Россиийского общества Красного Креста (РОКК). Виктор Петрович ознакомил руководителей РОКК со сложной социально-экономической ситуацией в Чите и Читинской области и внёс ряд конструктивных предложений по сотрудничеству региона с РОКК. Достигнута договорённость о развёртывании программ гуманитарной помощи наиболее уязвимым и наименее защищённым слоям населения забайкальцев. По просьбе депутата уже в марте текущего года руководитель РОКК Л.Потравнова вместе с группой экспертов приедет в Читу для определения объёмов и порядка поставок гуманитарной помощи», - писал в те дни «Забайкальский рабочий».

Тем временем в Чите в последние дни февраля состоялось знакомство Равиля Гениатулина с епископом Читинским и Краснокаменским Евстафием, который более чем на 10 лет будет руководить православной церковью в Забайкалье и сыграет немаловажную роль в жизни региона.

В июне официально был опубликован закон Читинской области о выборах. До самого большого потрясения в политической жизни области оставался месяц.

Горячий июль

Инициативная группа выдвинула Виктора Войтенко в начале августа. На балконах появились простыни с призывами голосовать за депутата Госдумы, который точно наведёт в области порядок. Правда, вывесили эти простыни задолго до выборов, к дню голосования они успели потемнеть и сыграли, скорее, против кандидата, чем в его поддержку.

Газета «Коммерсант» описывала предвыборную борьбу такими словами: «Экс-командующий Забайкальским пограничным округом Войтенко (уволенный с этой должности в 1998 году — после возбуждения уголовного дела по фактам злоупотреблений, связанных с продовольственным обеспечением округа) развернул настоящее информационное наступление на избирателей. Уже в августе стали выходить гигантскими тиражами (более 300 тыс. экземпляров в неделю) и бесплатно раздаваться газеты "Правда Забайкалья" и "Официальная газета", а также их телеверсия — программа "Будни". В начале октября к ним присоединилась «Путевая газета».

Любопытно, что за первый номер этой газеты, целиком посвящённый Войтенко, отпечатанный в Томске тиражом 50 тысяч экземпляров и доставленный в Читу по железной дороге, кандидат официально заплатил из своего избирательного фонда чуть больше 5 тысяч рублей. Апофеозом предвыборной кампании Войтенко стал приезд в Читу "ментов" - героев популярного телесериала «Улицы разбитых фонарей».

- Я работал в Москве, меня пригласили сюда в Читу для арт-работы. Я на месяц дал согласие, а потом получилось так, что остался. Привозили «ментов» и Валентину Толкунову. Народу было битком. «Менты» провели 4-5 запланированных встреч, в том числе с милиционерами. Приезд Валентины Толкуновой в моей жизни был знаковым. Она относилась ко всем, как мама. Она не только запомнила имена каждого встречающего, но через час-два знала, у кого что в семье. Артист и человек с большой буквы, - вспоминает то время деятель забайкальской культуры Юрий Юрманов.

Предвыборная кампания Виктора Войтенко поддерживалась руководством Министерства путей сообщения и была организована специалистами питерской компании "Новоком", которую возглавлял один из самых скандально известных российских политтехнологов Алексей Кошмаров.

Старт кампании Войтенко был настолько оглушительным, на действующее руководство области вылилось столько обвинений, что нужно было срочно реагировать, иначе такой поток компромата легко бы похоронил надежды на благоприятный исход выборов.

Равиль Гениатулин начал экстренно встречаться с профсоюзами и редакторами СМИ. Его ставка была сделана на то, что именно они смогут убедить работающее и читающее население проголосовать против «варяга». По словам моих коллег, это слово вошло в обиход с лёгкой руки журналиста Александра Баринова именно в 2000 году.

«У меня тогда вышла статья под названием «Агрессия». Агрессия варягов, а мы, аборигены, встали на защиту своего края. Это была как бы основа всей концепции избирательной кампании Гениатулина, - объяснил мне Александр Баринов. - В той избирательной кампании он применялся для того, чтобы показать, что со стороны варягов ведётся крайне агрессивная политика с попыткой своего рода рейдерского захвата Забайкальского края. И мы дали достойный отпор».

В общей сложности побороться за кресло главы региона решили пятеро. Помимо Гениатулина и Войтенко, подписи для выдвижения собрали либерал-демократ Владимир Богатов, вице-мэр Норильска Николай Гончаров и депутат Госдумы от СПС Виктор Курочкин. Намного позже, в 2011 году, последний возглавил региональное отделение малоизвестной в Забайкалье "Партии народной свободы", руководителями которой являлись Владимир Рыжков, Борис Немцов, Михаил Касьянов и Гарри Каспаров.

Виктор Курочкин отметился иском в суд против администрации области, Читинской телерадиокомпании, телекомпании «Альтес» и газеты «Забайкальский рабочий». Дело в том, что управление делами областной администрации опровергло предоставленную им в СМИ информацию о доходах его помощников - Марины Савватеевой и Алексея Балакина и заявило, что депутат слукавил и занизил суммы.

«Предвыборная кампания Войтенко сопровождалась скандалами. К примеру, выяснилось, что в группе сборщиков подписей за члена ЛДПР и экс-депутата Госдумы от Читинской области Владимира Богатова были "подсадные утки", подкинувшие фальсифицированные листы. "Обнаружил" их представитель Войтенко, который предложил сопернику: или он снимает кандидатуру в пользу Войтенко, или его с позором снимают с выборов. Богатов принял решение уйти, но в пользу Гениатулина. В ответ новокомовцы обвинили губернатора в подкупе Богатова, - сообщал «Коммерсантъ». - Ещё один скандал разгорелся после того, как штаб Гениатулина обнаружил, что после печатания бюллетеней в областной типографии не были уничтожены 500 кг бракованных бланков. Раздражённая председатель облизбиркома Татьяна Калашникова, с самого начала кампании не скрывавшая своих симпатий к Войтенко, публично обвинила команду Гениатулина в провокации. Пришлось вмешаться главному федеральному инспектору в Читинской области Владимиру Мельникову. Обвинив облизбирком в безответственности и благодушии, он потребовал приезда в область члена Центризбиркома».

«На реплику «Как вы будете губернатором Читинской области, если живёте в Москве?» Виктор Петрович отреагировал коротко: «Родом с Украины, но там у меня ничего не осталось. А Забайкалье я знаю хорошо», - писал про одну из встреч Войтенко с избирателями «Забайкальский рабочий».

Тем временем на защиту Равиля Гениатулина, призвавшего конкурентов вести честную борьбу, встали коммунисты области.

В сентябре сторона действующего главы администрации ответила "варягам" вторым для Читы приездом знаменитостей. Концерт в Забайкалье дали: Наташа Королёва, Валерий Меладзе, Тамара Гверцители, Иосиф Кобзон и дуэт «Чай вдвоём». Вёл его известный конферансье Юрий Григорьев.

В это же время под шум предвыборной гонки, но без особой помпы начал работу Жирекенский горно-обогатительный комбинат.

«Требуем ЦИК!»

Из-за недоверия к местному избиркому, руководство которого, как уверяла сторона Гениатулина, откровенно симпатизировала Войтенко, к выборам в Читинскую область направили комиссию Центрального избирательного комитета.

- Основная борьба развернулась между Войтенко и Гениатулиным. Войтенко поддерживал министр путей сообщения Аксёненко, - рассказал ИА "Чита.Ру" журналист Александр Баринов. - В Чите боролись две команды, а сами кандидаты колесили по Читинской области, стараясь встретиться с максимальным количеством людей по принципу «Больше рукопожатий – больше голосов». Читинская и московская команды политтехнологов дрались за СМИ и за акции в Чите.

Местная элита выдохнула лишь тогда, когда были оглашены итоги выборов: за Гениатулина проголосовали более 57% избирателей, Войтенко получил 16,3% голосов. Николай Гончаров записал в актив 15,6% одобривших его кандидатуру, к гендиректору компании "Урюмкан" Виктору Курочкину были благосклонны 3,4% избирателей.

- Кончилось тем, что команда Войтенко за неделю до выборов устроила сабантуй, - продолжает Баринов. - И тут тайна: или наши их поснимали, или они фотографии принесли печатать. В общем, фотографии попали в штаб Гениатулина и были напечатаны в «Забайкальских областных ведомостях». Войтенко от них открещивался, а в его команде потом сказали, что встретились в Чите с достойными противниками. По сути, это была попытка захватить субъект федерации у местной элиты, посадить своего человека и решать какие-то свои вопросы. Когда пришёл Ильковский, мы получили то, что могло бы быть в случае прихода к власти Войтенко: авантюристичная политика, которая заводила регион в тупик.

Ошибка Равиля Гениатулина, подчеркнул Баринов, была в том, что он вовремя не ушёл и вовремя не подготовил замену: «В итоге слетел сам и слетела его команда. Получилось то, что могло получиться в 2000 году».

Автор благодарит работников краевой Пушкинской библиотеки за оказанную при подготовке материала помощь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления