Политика «Дворцовые перевороты» Общественной палаты Забайкалья

«Дворцовые перевороты» Общественной палаты Забайкалья

В идеале общественная палата должна стать независимым инструментом контроля власти и воплощением идеи гражданского общества, на деле всё зависит от её состава.

Общественная палата в Забайкальском крае два созыва подряд формировалась без скандалов. Председателем первой в 2010 году стал её основатель Виталий Вишняков, второй – в 2013 году предприниматель Денис Лукьянов, которого перед выборами нового состава в 2016-м обвинили в превышении должностных полномочий, повлекших хищение бюджетных денег работниками палаты. К чему привели эти обвинения – в материале «Чита.Ру».

Формирование третьего состава палаты Забайкалья началось в марте. На повестке рассмотрение поправок в уже региональный закон об общественном контроле, который закрепит утверждённые в 2014 году федеральным законом полномочия членов палаты на уровне края – а это участие в деятельности госорганов вплоть до инициирования отставок. В идеале общественная палата должна стать независимым инструментом контроля власти и воплощением идеи гражданского общества, на деле всё зависит от её состава.

В марте 2016 года член палаты и председатель комиссии по вопросам здравоохранения, экологической безопасности и охране окружающей среды Ольга Назарова на заседании оргкомитета перед выборами третьего состава заявила, что располагает фактами причастности Дениса Лукьянова в растрате бюджетных денег аппарата и попросила исключить себя и его из списка кандидатов в члены оргкомитета. Председатель, по одной из версий, подписал документы, которые ему предоставил кто-то из сотрудников аппарата.

Аппарат палаты финансируется из регионального бюджета. Изначально он предполагал пять ставок, включая делопроизводителя и пресс-секретаря. В настоящее время в нём числится три человека.

Сама Назарова после первых публикаций и до сегодняшнего дня отказывается комментировать своё заявление, ссылаясь на то, что передала имеющиеся у неё данные следователю в УБЭП. Денис Лукьянов после заявления Назаровой сообщил, что межкомиссионная рабочая группа по этике, регламенту и организации работы рассмотрит её поведение.

Заявление председателя комитета он комментировал так: «Это связано с личным неприязненным отношением ко мне, сделано намеренно на заседании комитета, чтобы моя кандидатура не ушла в члены оргкомитета. Я буду инициировать внутреннюю проверку всех документов, на которые ссылается Назарова, чтобы они были рассмотрены с участием СМИ, общественных объединений, всех, кто пожелает войти в эту комиссию. Никаких бумаг она не предоставляла, на данный момент это просто голословное обвинение», — сказал Лукьянов.

Тогда же стало известно, что члены комиссии, председателем которой являлась Назарова, решили переизбрать её в связи с утратой доверия.

Денис Лукьянов

Денис Лукьянов

В апреле конфликт сошёл на нет – обвинения остались ими, официальных заявлений от правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела в отношении Лукьянова не было.

Катализатор общественного мнения

В мае прошла конференция общественных объединений, на которой делегаты от некоммерческих организаций тайным голосованием выбрали первую половину третьего состава. Лукьянова в оргкомитете не было, а вот Назарова как делегат руководила частью организационного процесса в составе одной из комиссий, хотя во время голосования к её кандидатуре многие в зале были настроены негативно.

Как бы там ни было, общественники не дали развиться открытому конфликту интересов, и оставшееся время голосования прошло в обычном режиме. В итоге делегаты проголосовали за 21 кандидата, среди которых не оказалось старожилов палаты вроде Вишнякова или Елены Симкиной. Лукьянова в списках кандидатов не было, хотя «Чита.Ру» он заявлял, что будет участвовать в выборах.

Общественная палата состоит из 42 членов, 21 избирают представители некоммерческих организаций и общественных объединений. Другая половина состава формируется за счёт семи кандидатур от губернатора, также по семь идут от заксобрания и совета муниципальных образований.

Даже избежав голосования, Лукьянов сохранял шансы на выдвижение от председателя правительства, депутатов или муниципалов.

Когда завершился первый этап выборов, снова собралась межведомственная комиссия по этике, которая перед заседанием совета палаты должна была подготовить рекомендации по инциденту с Назаровой. Это заседание проходило без её участия, что не исключено правилами. Через 10 дней, когда Наталья Жданова согласно региональному закону, представила список своих кандидатов избранным членам общественной палаты, глава Читинской городской организации российских немцев «Хофнунг» и к тому моменту бывший сотрудник аппарата палаты Ирина Решта высказалась против кандидатуры главы научно-редакционного центра «Энциклопедии Забайкалья» Натальи Дроботушенко – председателя этой самой комиссии. Со слов Решты, она назначала заседания без согласования с его участниками, иногда объявляла о встрече за 1,5-2 часа. Как выяснится позже, замечание Ирины Решты касалось и Ольги Назаровой, которая не смогла присутствовать на комиссиях по её делу как раз из-за несогласованности по датам и времени.

На заседание межкомиссионной группы СМИ не пустили из-за регламента – журналисты не могли присутствовать при разглашении персональных данных членов палаты. По итогам встречи общественники решили не публиковать никакую информацию до итогов Совета.

Ни на что не влияющий кодекс этики или дело принципа

После заседания Совета пресс-служба Общественной палаты сообщила, что общественники признали нарушение кодекса этики Ольгой Назаровой грубым, что влекло за собой исключение из состава органа. По официальной версии событий, Совет решил, что Назарова действовала не одна. В кулуарных разговорах и на заседаниях комитета по этике эта версия обсуждалась, но ни один из членов палаты не комментировал её СМИ. В итоге на совете вместе с Ольгой Назаровой в грубом нарушении кодекса этики обвинили бывшую учительницу, председателя «Хофнунга» Ирину Решту и адвоката Анатолия Ходакова. Исключать Назарову не было смысла – в третий состав она не выдвигалась, и не стремилась. Решту и Ходакова общественники исключить не смогли, даже если хотели – они добровольно вышли из состава палаты до Совета, сохранив свои места в составе третьего. Если бы их вывели из-за грубых нарушений, избираться во все последующие составы они по закону не имели бы права. Среди причин, указанных Рештой и Ходаковым при выходе из палаты, были неразрешимые противоречия с руководством и несогласие с его политикой.

Анатолий Ходаков

Вот как прокомментировали решение Решты и Ходакова члены палаты и непосредственные участники истории.

По мнению Дениса Лукьянова, выход из палаты - это нежелание ответить перед коллегами за свои действия: «Иначе расценивать это невозможно. Я считаю, что действия, повлекшие нарушения, были направлены на достижение одной цели - нужный кому-то исход выборов в третий состав Палаты. По-другому я не могу объяснить, как действительно заслуженные люди, например Елена Симкина, которая оказывает огромную помощь гражданам в сфере ЖКХ и является одним из «локомотивов» Палаты, не прошли в третий состав».

Наталья Дроботушенко подчеркнула, что события стали стремительно разворачиваться за полгода до выборов в новый состав: «Совет Палаты фактически ответил вчера на вопрос: все ли способы борьбы хороши для достижения цели? А ещё подтвердил, что член Палаты должен относиться к коллегам в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества. Решения о нарушении кодекса этики принимаются сродни решениям суда присяжных: исходя из собственных представлений о справедливости и честности, о допустимой черте и о грани, которую переступать нельзя».

Дроботушенко в разговоре с коррспондентом ИА «Чита.Ру» перед заседанием межкомиссионной группы в мае назвала инцидент «имиджевым ударом» для палаты.

При этом никто и не хотел объяснить, каким образом Решта и Ходаков помогали Назаровой. Скорее всего, до решения правоохранительных органов громко заявлять о якобы соучастии никто не собирался.

Первым на высказывания членов палаты, которые были опубликованы на сайте, откликнулся Анатолий Ходаков, уводя конфликт в юридическую плоскость. Он подал в суд на участников межкомиссионной рабочей группы по этике и регламенту и Совета органа по факту клеветы на него, а также собирался подать в иск против зампредседателя Общественной палаты Виталия Вишнякова.

«Совет палаты в нарушение всяких норм принял решение о том, что наши с выбывшей из состава палаты Ириной Рештой действия – это нарушения кодекса этики. Какие действия, в процессе 3-часового разговора никто не объяснил. Сказали только, что предполагают, что кто-то руководил Ириной Рештой и Ольгой Назаровой. Они думают, что если мы вышли из состава палаты, то признали вину. Для того, чтобы озвучить такое решение в СМИ и интернете, решение должно быть обязательно узаконено 22 голосами на пленарном заседании – больше половины членов палаты, с учётом того, что трое выбыли (согласно правилам, если Совет ОП принял решение, то оно может публиковаться в СМИ, — ред.). Я нигде не выступал, ничего не подписывал, а меня обвинили во вступлении в сговор. Я собираюсь подать заявление о клевете (по пунктам 1, 2 статьи 128 УК РФ) на действующего члена палаты Виталия Вишнякова, там максимальное наказание – до 1 миллиона рублей за распространение клеветы в СМИ и до 500 тысяч рублей за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство лица или подрывающих его репутацию. Я также добиваюсь, чтобы публикации о якобы наших грубых нарушениях в СМИ признали незаконными, и обязали палату написать опровержение», - заявил Ходаков.

В это время Наталья Жданова утвердила своих семь кандидатур – Наталья Дроботушенко и Денис Лукьянов среди них не оказались.

Через некоторое время в редакцию пришла Ирина Решта, которая до этого отказывалась официально комментировать заявления Назаровой и решение совета. Она рассказала, что её уволили из аппарата палаты по 278 статье ТК РФ – с компенсацией в почти 200 тысяч рублей. Она возмущалась тем, что это бюджетные деньги, и настаивала, что не хотела увольняться. Она сообщила, что на неё якобы оказывало давление руководство палаты, его же представители пытались забрать из сейфа документы, на которые ссылалась Назарова и затем во время обыска изъяли правоохранительные органы.

Своё участие в обвинении Назаровой Решта не подтвердила – она только присутствовала при выемке документации. А после её уволили.

На уровне палаты на этом конфликт завершился – 27 июня закончились полномочия второго состава.

Ирина Решта

Логика власти против зова сердца общественников

Помимо заявленной уже бывшими членами палаты версии о том, что инцидент с обвинением Лукьянова в превышении полномочий произошёл в угоду чьему-то желанию сформировать определённый состав палаты, есть мнение, что «ручная палата» выгодна власти. У членов органа достаточно широкий спектр прав, которые даровал им закон об общественном контроле. Поэтому «правильно» настроенная по отношению к власти палата в кризисный период для края – важный момент.

Но никто ни на кого не указывает и даже не намекает – просто одна из версий. Насколько и какой из ветвей власти выгодна «своя» палата не очевидно, судя по результатам. С профессиональной точки зрения перевес пока на стороне предложенных парламентом и правительством кандидатур. Это вряд ли может говорить о сговоре, скорее, о здравом смысле.

Утверждённые Ждановой кандидатуры это: заведующая кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета Читинской государственной медицинской академии Татьяна Белокриницкая, Дид Хамбо лама по Забайкальскому краю Цырен Дондукбаев, епископ Нерчинский и Краснокаменский Димитрий, муфтий региона Алмаз-хазрат Салахов, экс-руководитель пресс-службы читинской областной думы, журналист Владимир Кибирев, декан психолого-педагогического факультета ЗабГУ Татьяна Клименко, действительный член международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Андрей Лесков.

Список депутатов выглядит так: экс-директор «Читаэнерго» Анатолий Старостин, гендиректор «Атамановского пищекомбината» и председатель регионального отделения«Всероссийский Азербайджанский Конгресс» Аладдин Мамедов, экс-глава Госжилинспекции и бывший первый заместитель руководителя регионального Фонда капитального ремонта Александр Аршинцев и руководитель «Забайкальского центра племенного животноводства» Людмила Савватеева.

С выбором совета муниципалитетов до сих пор непонятно – на официальном сайте палаты данных пока нет, официальной информации от пресс-службы тоже. Делегаты же, первыми избравшие членов третьего состава из почти 100 кандидатур, следовали, похоже, зову сердца, а не мысли.

Среди тех, чья кандидатура – действительно новый опыт для палаты в отношении рода деятельности – руководитель регионального отделения Союза добровольцев России Кристина Рахманова и глава краевого отделения Всероссийского добровольного пожарного общества Эдуард Иванов. Оба аккумулируют достаточно масштабные для края волонтёрские ресурсы и хорошо понимают, как работает система привлечения к работе простых людей.

Дальше положительные моменты сводятся на нет – новый состав общественников, избранных на конференции, мозаичный и мало подходит для удачной рокировки по профильным комитетам – члены преимущественно от военных, спортивных и юридических объединений. Ни одного действующего работника образования, кроме учителя Альвины Кивлевой, и ни одного врача в списке нет.

Именно о таком профессиональном составе должна идти речь – общественники берут на себя обязательства разбираться в актуальных вопросах здравоохранения, образования, ЖКХ и так далее. Каким образом будут сформированы комиссии и по какому принципу? Председательствующие посты в них, если руководствоваться логикой, займут кандидатуры от власти.

Если Лукьянова и не оказалось в лодке третьего состава, то Решту избрали в члены палаты во второй раз, вместе с ней из второго состава туда попали Тагир Аглямов, решивший участвовать в губернаторских выборах в сентябре 2016 года, адвокат Анатолий Ходаков и представитель краевого отделения «Всероссийского общества инвалидов» Марта Городилова, плюс по списку губернатора Татьяна Клименко, и от заксобрания - Алладин Мамедов.

На первом заседании Общественной палаты председателем стал Анатолий Ходаков – три тура тайного голосования и 23 итоговых голоса. Денис Лукьянов отказался комментировать его избрание и возникший в марте конфликт. Процессуального решения по факту обвинений в его адрес на сегодня нет.

В тексте были исправлены ошибки. Ранее было написано: "Действующего работника образования, кроме учителя Альвины Кивлевой, ни одного представителя профсоюзной организации и ни одного врача в списке нет". А также изменён номер статьи трудового кодекса.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления