В агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, сообщила пресс-служба губернатора региона, одобрен план социально-экономического развития Забайкальского края, представленный Александром Осиповым. Если этот план уже существует и одобрен в Минвостокразвитии, то, безусловно, население Забайкальского края хотело бы его видеть.
Надежды есть, дорог нет
Можно было бы и порадоваться такой необычайной оперативности нового руководителя региона. Но, судя по всему, есть только некие намёки на создание территорий опережающего развития в нашем регионе и обещания сделать жизнь забайкальцев лучше. В частности, ряд этих улучшений озвучил Александр Осипов на встрече с журналистами, и это одобряется населением края. Например, он сообщил, что есть возможность понизить стоимость авиаперевозок на 9,1%, избежать на законных основаниях запрета на ввоз праворульных автомобилей, на которые не нужно устанавливать ГЛОНАСС. Начинается работа по выделению дальневосточного гектара. На этом Александр Михайлович остановился подробно, заявив, что стало возможно выбрать в любом месте один гектар, освоить его и получить в бесплатное пользование. Говорил также об увеличении материнского капитала и о поддержке малого бизнеса.
Всё это хорошо, но кто из его предшественников об этом не говорил! Звучит красиво, а на практике нередко оборачивается своей обратной стороной. По малому бизнесу проведено столько мероприятий, дано столько обещаний, а дошло дело до тарифов для бизнеса и налогов на имущество физических лиц, как та же власть пошла во все тяжкие и повела настоящее наступление на предпринимателей, пытаясь содрать с них три шкуры.
А что говорить о бесплатном «дальневосточном гектаре». Наши действующие министры и пальцем не пошевелили, чтобы ввести в оборот огромное количество брошенных земель сельхозназначения. У нас в крае почти миллион гектаров таких земель, в том числе неудобий, а охотников разрабатывать их нет. Понять людей можно. Наш край не идёт ни в какое сравнение по климатическим условиям с регионами Дальнего Востока. У нас резко континентальный климат, да и земли по качеству хуже. Недаром бывший губернатор Константин Ильковский от отчаяния предложил сдавать их на полвека китайцам в аренду, чтобы ввести в оборот и получать продукцию. Общественность возразила, патриоты запротестовали, от идеи пришлось отказаться, но земли силами самих забайкальцев так и не пущены в оборот – зарастают бурьяном, а на многих участках уже шумят кроной молодые леса. Будут ли эти земли востребованы с помощью механизма «дальневосточного гектара» - большой вопрос. Механизм-то есть, а вот дорог к неудобьям, электрических линий, источников питьевой воды и прочей дорогостоящей инфраструктуры – нет. Как нет и кадастровой оценки земель сельхозназначения, о которой в Забайкальском крае говорят уже по крайней мере два десятилетия. Теперь же надо всё делать быстро и качественно. А в бюджете края статей на эти расходы (они огромны) не наблюдается. В общем, головоломка для нового главы региона серьёзная!
ЗОРы и ТОРы для нас не новость
Как всегда, новые тенденции, связанные с обещанными преференциями нашему краю в связи с вхождением в ДФО, оптимистично подхватили и наши региональные ведомства. Недавно министр экономического развития края Сергей Новиченко публично сообщил, что власти Забайкальского края определили площадки, где могут быть использованы такие инструменты, как территория опережающего развития и режим свободного порта Владивостока. По его словам, первая перспективная территория - это площадка «Северное Забайкалье», где реализуются два крупных проекта по освоению Апсатского каменноугольного месторождения и Удоканского месторождения меди. Вторая - так называемый, промышленный парк «Кадалинский» в Чите. Его направления - это малое и среднее предпринимательство и логистика. Третья площадка объединит несколько районов и будет ориентирована на переработку сельскохозяйственной продукции. В дальнейшем также возможно обсуждение таких территорий, как мясной кластер в Улетовском районе, промзона в посёлке Могойтуй, город Борзя. Режим «свободного порта» могут распространить на Читу и приграничный посёлок Забайкальск, где находится крупнейший российско-китайский пункт пропуска.
Но вот чем больше вчитываешься в эти проекты, тем больше одолевает ощущение дежавю. Да ведь всё это было и в программах 2000-2002, 2003-2005, 2006-2010 годов, и в программе стратегического развития до 2020 и 2025 годов. Которые, впрочем, в абсолютном большинстве так и остались лишь прожектами. Можно ли всерьёз относиться к запоздалой активности министров из застойной команды.
Вот программа до 2020 года, которая практически забыта сегодняшним правительством края, предполагает выделить 10 зон опережающего развития, в том числе 6 зон опережающего развития федерального и 4 зоны опережающего развития регионального уровня значимости. В частности, там записано: «Выделяются две территориально обособленные части области – юго-восток (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс) и север (Чарский территориально промышленный комплекс (ТПК), зона БАМа), где сконцентрирован ряд крупных месторождений чёрных, цветных, благородных металлов и угля». Далее перечисляются те самые горные объекты (большинства которых всё-то нет в реальности) и месторождения, которые составляют основу забайкальского территориального горно-металлургического комплекса. Фигурируют они и в программе до 2025 года. «Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс» уже назван «зоной опережающего развития» (в прежней программе – это «территориально обособленная часть области»).
Не оскудеет «бабушкин сундук»
То же самое – один в один – произошло и с Чарским территориально-промышленным комплексом (в прежней программе он входит в территориально-обособленную часть области «Север»). Новые разработчики перечислили те же объекты, что и в прежних программах, которых как не было, так и нет (Удоканский, Чинейский, Катугинский ГОКи), сдабривая всё это банальностями об уникальности минерально-сырьевых ресурсов и так далее.
А взгляните на описание в программе до 2025 года торгово-промышленной зоны в посёлке Забайкальск. Да всё то, что там говорится, было записано в наших региональных программах ещё 25 лет назад. Другое дело, что всё это осталось на бумаге. Правда, некоторое новаторство разработчики программы проявили. Они, например, предлагают производить «сборку разнообразных промышленных товаров» (что это за зверь, не уточняется) на основе завозимых комплектующих, в том числе из Монголии. Но где сегодня эти товары?
И так по большинству «зон опережающего развития», включая и «зону агломерации на основе города Читы и прилегающих населённых пунктов».
Сегодня время от времени, как это делает наше министерство экономического развития и Корпорация развития Забайкальского края, вытаскивают эти прожекты из «бабушкиного сундука», подавая их как некое новаторство. Те же месторождения и другие объекты, те же задачи по освоению. Одни и те же идеи и названия кочуют из программы в программу, но так и не реализованы. При этом умалчивают о главном: а кто должен всё это осуществлять, на какие деньги, где найти столько инвесторов? Можно ли с таким «забывчивым» правительством что-то реализовать в условиях ДФО, когда оперативность требуется на порядок выше, а степень ответственности совсем иная?
Новый врио озвучил цифру: на все объекты, которые намечаются к реализации в Забайкальском крае, потребуется… 1,4 триллиона рублей. В результате, по его словам, будет создано 53 тысячи рабочих мест, на 12 миллиардов рублей увеличится собственная налоговая база края.
Планы впечатляют. Но работать придётся основательно. Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, будучи в Чите, заявил, что надеяться только на преференции и бюджетные деньги, выделяемые региона ДФО, не стоит – их не так много. Надо улучшать инвестиционную привлекательность края и искать реальных инвесторов. Но у действующего регионального правительства уже в менталитете заложено: главное – записать в план, а выполнять вовсе не обязательно. Хотя не нами сказано – кадры решают всё.