Политика На грани провала. Как в Забайкалье срываются нацпроекты

На грани провала. Как в Забайкалье срываются нацпроекты

«Сегодня, когда мы получили такой объём необходимой выработки продукции, у нас нет людей. Мы не можем освоить качественно эти деньги».

На последнем оперативном заседании правительства региона 3 июня временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов заявил, что власти провалили контрактную работу по национальным проектам и центрам экономического роста. За два месяца до этого он же предлагал увольнять ответственных за подрыв реализации нацпроектов в регионе. Почти уволившийся министр образования Андрей Томских (две недели назад он написал заявление на увольнение, но Осипов до сих пор его не подписал) во время заседания фракции «Единая Россия» в краевом парламенте без прикрас и розовых очков признал все сложности реализации нацпроектов, не боясь формулировок о том, что регион может не освоить выделенные миллиарды.

Новые национальные проекты приняты в России в мае 2018 года. Их реализация планируется до 2024 года. Они направлены на создание комфортной жизни, человеческого капитала и экономический рост страны. Забайкалье вошло в 11 из 13 национальных проектов. Ежегодно на их реализацию регион будет получать федеральные субсидии.

Список всех национальных проектов:

«Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Каждый из них делится на государственные программы. Бюджет всех национальных проектов составляет 25,7 триллиона рублей.

Помимо нацпроектов, Забайкалье после присоединения к Дальневосточному федеральному округу попало в так называемые центры экономического роста (ЦЭР) - это места, где локализованы инвестиционные проекты. На них также выделяются крупные федеральные субсидии, которые идут, в том числе, и на строительство социальных объектов.

Главная задача Забайкалья — справиться с лавиной денег, которые край получит на реализацию нацпроектов. Но оказалось, что грамотно, вовремя и эффективно осваивать крупные бюджетные деньги регион не умеет. Отчасти виной тому годы стагнации, когда в крае практически не строили социальные объекты. Но и федеральный центр, заливая в регионы триллионы рублей, требует выполнения жёстких условий, причёсывая всех под одну гребёнку, без учёта региональных особенностей.

Об этом и говорил пока ещё министр Андрей Томских. Пару месяцев назад он где-то шутил, что теперь он не министр, а главный по туалетам. В этой шутке много правды. Социальные министерства региона — образования, здравоохранения, спорта и культуры - вынуждены заниматься совершенно непрофильной для себя работой: проектами, государственными экспертизами, подрядчиками, стройками. И, к тому же, они должны держать ответ за сорванные сроки.

Образованию в этом плане «повезло» побольше других. На министерстве 296 новых объектов, львиная доля из которых - те самые тёплые туалеты. Сейчас ситуация выравнивается. На 165 туалетов выделены деньги из резервного фонда федерального бюджета, остальные - 37 - будут строить за счёт центров экономического роста. Деньги как бы есть. Но госэкспертизу прошли только 33 объекта. Остальные в процессе. Всплывает другая проблема - отсутствие подрядчиков. Они не желают заходить на маленькие объекты в отдалённые сёла Забайкалья.

«Вчера разговаривал с главой Александрово-Заводского района. У них четыре объекта уже прошли госэкспертизу. Но аукцион состоялся только по одному объекту. На остальные объекты никто заявки не подавал. И с такой проблемой мы и дальше будем сталкиваться», - говорит Томских.

Но самая наглядная ситуация, демонстрирующая множество подводных камней массовых строек соцобъектов, - школа на 1,1 тысячи мест в микрорайоне Октябрьский в Чите.

О необходимости её строительства заявлял ещё экс-губернатор Константин Ильковский. Компания РУС, которая планировала заходить на объект, в 2016 году выделила под него участок в 4 гектара. Сначала говорили о том, что на строительство школы необходим 1 миллиард рублей. Но госэкспертиза снизила цену до 785 миллионов рублей. РУС отказался участвовать в аукционе. Предполагалось, что будут другие подрядчики. На деле - ни одного. Ещё в апреле Томских говорил, что строительство этой школы под угрозой. Тогда экс-министр территориального развития Виктор Паздников (в мае министерство территориального развития разделили на два ведомства. Паздников сейчас занимает должность исполняющего обязанности вице-премьера региона) успокаивал, что приём заявок на повторный аукцион на строительство завершится только 7 мая, «поэтому есть шанс, что подрядчик будет найден». Шанс не оправдался.

Объект должны сдать в 2020 году. Уже сейчас очевидно, что школу к этому времени не построят. Об этом пока не напрямую, но всячески намекая на невозможность сдачи объекта вовремя, говорил на заседании фракции «Единая Россия» заместитель министра территориального развития Александр Иткин.

«Нужно рассматривать вопрос о переносе срока сдачи объекта», - говорил он.

Томских соглашался.

«Отклонение от сроков уже сейчас составляет 4-5 месяцев. Стройка до сих пор не началась. Перспективы её туманные. Проблема большая. Под угрозой реализация 275 миллионов рублей на этот год», - считает министр.

Томских говорит, что подрядчики не заходят на объекты из-за низкой цены, но регион не может её увеличить на те же 200-300 миллионов, потому что экспертиза определила максимальную возможную стоимость, увеличение которой вызовет вопросы у правоохранительных органов.

Тем не менее, сейчас минтер видит выход из ситуации только в увеличении стоимости строительства. Конечно, через проведение новой госэкспертизы. По словам замминистра Иткина, после первой госэкспертизы объекта стоимость строительных материалов выросла до 30%.

«Сегодня мы уже пересчитываем сметную стоимость объекта, будем проходить экспертизу и заново объявлять торги. Сумма будет больше. Вероятность того, что подрядчики заявятся, возрастает», - говорит Александр Иткин.

Он не говорит, насколько будет увеличена цена. Объясняет, что стоимость строительства рассчитывается с помощью индексов на строительно-монтажные работы, которые устанавливает федерация - в частности, минстрой России. И для Забайкальского края эти индексы, мягко говоря, невысокие. Минтер всячески пытается доказать Минстрою России, что в силу определённых особенностей исходные данные для нашего региона должны быть другие.

«Отправляем письма, расчёты, обоснования. Показываем, какая должна быть у нас реальная стоимость строительства. Федерация смотрит на это сквозь пальцы. Максимум - корректирует этот индекс к строительно-монтажным работам на величину инфляции. Нас это категорически не устраивает. Сейчас более активную позицию заняли наши высшие руководители. Сдвинулось с мёртвой точки то, что касаемо школ. Мы ожидаем, что в ближайшее время в Забайкалье всё-таки этот индекс поднимут на 14%. Пока официального документа не было», - говорит Иткин.

Это, конечно, уже не поможет школе в Октябрьском. Пока этот объект становится долгостроем, даже не успев начать строиться.

У минтера и минобразования также вызывают недоумение сроки строительства. Многие крупные объекты должны быть построены за год-два. И здесь опять не учитываются особенности Забайкальского края. Климатические. Строительный сезон в регионе гораздо короче, чем в центральной России. В апреле начинается, в октябре уже заканчивается. А по всем федеральным программам сроки выполнения работ — ключевой показатель для дальнейшего финансирования. То есть, если нам выделили, например, на стройку детского сада в 2019 году 100 миллионов рублей, то мы должны их израсходовать до копейки. Иначе — штрафы, вплоть до прекращения дальнейшего финансирования. В такую ловушку Забайкальский край уже попадал, когда строил ФОК в Краснокаменске. Федеральные деньги не были освоены в полной мере, объект заморозили, регион вышвырнули из всех других спортивно-строительных программ. Обещали вернуть с условием, что ФОК регион достроит самостоятельно. Минспорт что-то там мудрил, убирая из проекта бассейн, пытаясь удешевить строительство. Но пока центр так и не достроили.

И в этом тоже огромный риск сегодняшних денег. Ведь мало заварить всю эту стройку, главное — довести до конца. А здесь федерация действует беспощадно.

Андрей Томских говорит, что и размер регионального софинансирования на деле оказывается гораздо выше.

«Когда мы строили в прошлом году ясли, там мы по программе должны были софинансировать 6%. По идее, на всё должно хватать. По факту мы софинансируем на 37%. С учётом затрат муниципальных органов, краевых, это далеко не 6%. Они оценивают по нормам цен на строительство. Мы не укладываемся в эти нормы в силу ряда обстоятельств. По факту, если мы хотим исполнять эти обязательства, нужно вкладываться больше. И ещё НДС за счёт регионов. Это просто по умолчанию», - говорит Андрей Томских.

На это всё накладывается нехватка квалифицированных проектировщиков и сметчиков. Замминистра территориального развития говорит, что институт проектирования в Забайкальском крае последние 20 лет не развивался.

«Стагнация была. Никто не проектировал. Проектировали только частные маленькие магазинчики. Серьёзных проектов не делалось. И сегодня, когда мы получили такой объём необходимой выработки продукции, у нас нет людей. Мы не можем освоить качественно эти деньги. Специалисты по экспертизе, по сути дела, опытные проектировщики, они просто отсутствуют. У нас сейчас 10 человек экспертов, которые вынуждены всё проверять», - говорит Александр Иткин.

Множество строек планируется в районах Забайкалья. И выстраивать эффективное взаимодействие с главами районов так же непросто. Если в Чите такая очевидная проблема квалифицированных кадров, то в районах тем более. Из проектных организаций сохранилась только «Проект Ага» в Агинском районе.

Все эти преграды, сложности и тонкости падают на плечи министерств и министров. Андрей Томских считает, что необходимо усиливать «Службу единого заказчика» (это заказчик в сфере строительства, автомобильных дорог и промышленно-гражданского строительства. Основной вид деятельности — подготовка документации для проведения торгов на строительство объектов; контроль за исполнением заключенных контрактов; лабораторные исследования объектов строительства), чтобы не сорвать нацпроекты.

«Создавать там какой-нибудь отдел, который бы занимался просто муниципалитетами. Каждый глава должен знать, что есть сметчик и проектировщик, которые работают, например, на три района. Знать, к кому обратиться. Специалисты будут выезжать на места. Пока мы это не сделаем, мы так и будем мучиться», - говорит он.

И выход, действительно, пора искать. Вместо пустых и громких накатов на то, что правительство завалило работу по нацпроектам, услышать причины, почему не получается. Они не кажутся отговорками или прикрытием бездействия. Нужно вместе в слабых стартовых условиях всё-таки по максимуму выжать пользу от путинских нацпроектов и других госпрограмм. Все эти угрозы о выговорах и увольнениях не только бессмысленные, но и порядком уже всех утомили.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления