Всего 12 депутатов Законодательного собрания Забайкальского края 3 июня оставили регион без нового налога для самозанятых. Этот экспериментальный налоговый режим давал право платить физическим лицам по 4%, а индивидуальным предпринимателям и юрлицам - по 6%. При этом освобождал их от НДФЛ, обязательных платежей в пенсионный фонд и обязательной подачи налоговой декларации. Забайкалью в ближайшее время это не светит.
На заседании присутствовало лишь 39 депутатов. Для принятия какого-либо законопроекта необходимо было набрать 26 голосов, но в случае с новым налогом это не сработало. Вице-премьер правительства региона Александр Бардалеев представил законопроект и вынес на обсуждение депутатов. Перед голосованием, конечно, случился бурный спор, в котором коммунисты были против.
Первый секретарь Забайкальского краевого комитета КПРФ, депутат Юрий Гайдук: Александр Витальевич, а не считаете ли вы, что в этой сложной экономической ситуации, вызванной коронавирусом, есть смысл вообще освободить от налогов самозанятых.
Александр Бардалеев: У нас федеральным законом установлен соответствующие ставки, когда у нас 4% для физических лиц и, когда 6% для индивидуальных предпринимателей и юрлиц. Мы исходим из полномочий, которые у нас есть на уровне региона, и из того, какие мы могли бы снижать ставки по налогам. У нас приняты определённые решения по снижению, мы эту работу дальше продолжаем.
Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Алексей Бутыльский: Коллеги, комитет рассмотрел законопроект и рекомендует принять его в первом чтении с учётом замечаний.
Депутат Марина Кириллова: Я бы хотела обратить внимание, что закон вводит не только новую систему налогообложения для самозанятых, но и позволяет предпринимателям значительно снизить свою нагрузку. Те предприниматели, которые сейчас находятся на упрощённой системе налогообложения и не имеют наёмных работников, вправе перейти на этот режим.
Когда принималось решение, будет ли край участвовать в эксперименте, в котором участвует четыре субъекта Российской Федерации, мы оценивали опасность наличия выпадающих доходов бюджета. Сейчас нужно сказать, что это незначительные выпадающие. Они покроются теми доходами, которые будут платить самозанятые. При этом это облегчённая форма: бизнес будет платить незначительную нагрузку со своих доходов. Я прошу поддержать законопроект.
Депутат от КПРФ Роман Берг: Привлекать забайкальцев за незаконную предпринимательскую деятельность в период сложившейся эпидемиологической ситуации просто недопустимо. При этом никакой помощи зарегистрированным предпринимателям не будет, никакого существенного пополнения бюджета. Это пункт шестой пояснительной записки: «Нет бюджета, значит, никакой помощи действующим предпринимателям». А ужесточать правила ведения бизнеса и зарабатывания денег для забайкальцев в сегодняшней ситуации, когда люди остались без работы, и жить не на что, это просто идти против своих избирателей. Поэтому предлагаем не поддерживать данный проект закона.
Коммунист Константин Коростелёв: Данный законопроект, я считаю, приведёт в первую очередь к тому, что предприниматели заставят своих работников перейти работать у них в такой форме, в которой предлагается. Это затронет ателье, есть такие разговоры в городе. Я лично знаю избирателей, которые спрашивали у меня, зачем это делается. Если пытаться говорить о людях, которые беспокоятся за социальное состояние своей страны, то давайте все просто посмотрим на таксистов. У нас, наверное, 3-5% нелегального такси.
Это усугубит положение граждан, которые юридически, извиняюсь, не понимают ничего. Даже как справку сделать. Их нагрузить ещё тем, что они сами должны сделать себя самозанятыми, сами должны будут платить налог и так далее. Уже завтра предприниматели скажут своим работникам: «Хотите у меня в ателье, парикмахерской работать, оформляйте себя самозанятыми». Это сейчас нам не нужно. И так много сложностей. Сейчас в ситуации с коронавирусом этот закон просто не своевременен. Его принимать нельзя.
Алексей Бутыльский: Давайте всё-таки пойдём по принципу социальной справедливости. Почему-то нас возмущает, когда у нас в подъезде трое платят, а двое не платят. Ходим за них платим, между прочим. В данном случае та же самая ситуация. Самозанятые налоги не платят никакие, при этом пользуются медициной, детским садиком, школой. О чём мы говорим? Давайте мы тогда за всех будем в сад платить. Это первое.
Второе, 4 и 13% большая разница, плюс пенсионный фонд, плюс НДФЛ. Я считаю, это правильно, что мы помогаем. Ведь многие самозанятые хотят статус свой поднять, что они получают доход и спокойненько оплачивают. При этом будут все социальные льготы, которые прописаны у нас в законах. Я считаю, что это вполне нормальный подход. Не все хотят убегать от закона. Просто дайте возможность платить меньше. Почему у нас есть индивидуальный предприниматель, который честно работает, и, который убегает. Почему мы должны на это закрывать глаза? Нужно поддержать.
Депутат от КПРФ Игорь Мезенцев: Меня в данной ситуации пугает слово эксперимент. Была отсылочка, что в четырёх регионах был проведён подобный эксперимент, но никто же в итоге не сказал: положительно или нет он себя зарекомендовал. Давайте как-то сравним. Может, действительно там есть положительная динамика, и стоит вводить? Если нет, то зачем за него голосовать?
Юрий Гайдук: Всё-таки надо прислушаться к реалиям сегодняшнего дня. Принимая этот закон, мы сегодня или загоним в тень индивидуальных предпринимателей и самозанятых, или мы своим законом заставим обманывать государство. Ни то ни другое недопустимо.
Давайте смотреть на реальные вещи. То, что говорят, отключают не отключают, платят не платят за коммунальные услуги — это одно. Придут отключат отопление, электроэнергию. А когда самозанятый уйдёт в тень, мы его совсем не найдём. И как бы сегодня ни говорил Александр Витальевич (Бардалеев - Я.С.), государство ни в коем разе не поможет. Государство только даёт отсрочки. Сегодня надо поддержать наших товарищей и не принимать закон. Он только усугубит положение в Забайкальском крае.
Константин Коростелёв: Вы меня не поняли. Я приводил пример с таксистом о принципе социального равенства. Я говорю о том, что 4% лучше, чем 13%, но в любом ателье, парикмахерской и прочих подобных сферах услуг, предприниматели и владельцы помещений сразу переведут своих работников в самозанятые. Многим возрастным людям это просто будет не под силу, чтобы пойти с бумажками возиться. Я говорил про это.
Марина Кириллова: Если возникает столько вопросов в принятии данного закона, то я предлагаю Александру Витальевичу результаты экспериментов, которые были проведены в субъектах России, чтобы с ними могли ознакомиться. Сейчас предлагаю поддержать.
Александр Бардалеев: Действительно, есть результаты в части получения дополнительных доходов. По-моему, там цифра 1,8 миллиарда по четырём регионам. Я хотел бы отметить, что у нас действительно большой теневой сектор в экономике. То есть люди, которые у нас не легализованы, по разным оценкам, их 100-150 тысяч человек. И те меры, которые предпринимаются, понятно, что они настроены на официальных работников.
Этот законопроект позволит, с одной стороны, легализовать, с другой, понять, на кого будут распространяться дальше в том числе дополнительные меры поддержки. Те предприниматели, которые сейчас платят УСН, которые платят взносы во все фонды, если они примут решение перейти на это специальный налоговый режим, они свою налоговую нагрузку сократят в разы. Они не будут платить в пенсионный фонд, не будут приобретать кассовую технику. Здесь реальное послабление всех режимов.
Роман Берг: Давайте, коллеги, вот так абстрагировано размышлять. Почему наши забайкальцы и граждане РФ не платят налоги? Не хотят получать белые зарплаты? Почему? Всё просто. Они неуверены в завтрашнем дне. Когда я спрашиваю избирателей: «Почему вы получаете тёмную зарплату и не хотите белую?» Они говорят: «Я хочу хлеб с колбасой сейчас кушать, а не ждать пенсию. Сегодня подняли пенсионный возраст, завтра ещё на пять лет поднимут. А потом партия власти уберёт его. Я не готов. Я не верю в завтрашний день». Вот о чём говорят наши избиратели.
Они не верят в наше государство. Что у нас садики бесплатные? Или школы бесплатные? Где-то сейчас прозвучало. Сколько стоят учебники? У меня двое детей. Я это всё знаю. Мне эти сказки рассказывать абсолютно бессмысленно.
Ещё подтверждение моим словам. Смотрите, почему наши предприниматели бизнес переводят в страну, где больше налоги и налоговые ставки, чем у нас? Потому что они опять неуверены в сегодняшнем нашем государстве, в его управлении, в его будущем. Они не верят, что у их детей здесь будет будущее. Вот в чём ошибка нашего государства. Я про это могу разговаривать часами. Этот проект закона — это просто очередное ужесточение, и всё.
Коммунист Николай Мерзликин: Здесь ссылались на эксперимент. Да, эксперимент. И что он показал? Вот названа цифра в пределах миллиарда для четырёх субъектов, в числе которых Москва. Это ноль. Просто ноль. Вот и весь эксперимент. И мы теперь собираемся тех людей, для которых не создано рабочих мест, которые сами себя и свои семьи тянут, загонять в эти 4%. Сегодня не установлен чёткий перечень. Всё зыбко. Этот закон никак серьёзно не обсуждался с нашими людьми, с нашим бизнес-сообществом. Почему такие скороспелые решения выносятся? Я думаю, нельзя его принимать.
И сегодня на комитете, председатель сейчас сказал, что рекомендуем. Но это было не единогласно. Это было четыре на три всего-навсего. Поэтому нет этому закону. Тут ещё надо смотреть и изучать. Абсолютно правильно сегодня товарищи говорили, что в этих условиях он нанесёт только вред.
Депутат от «Единой России» Андрей Егоров: Я считаю, что закон этот своевременный. В первую очередь это закон работает для тех предпринимателей, которые добросовестны. Давайте мы не будем равняться на тех, кто уклоняется от налогов. Это первое. Второе, даже если предприниматели переведут своих работников в самозанятых. И что? Они также будут получать зарплату. Какая разница? Они зарегистрируются самозанятыми, может, потом ещё свой бизнес откроют. У нас будет расти бизнес-сообщество. Я считаю, что надо закон поддержать. Предлагаю прекратить прения и проголосовать.
Александр Бардалеев: Я отмечу, что по нашей работе с деловыми объединениями, уполномоченным по защите прав предпринимателей, их позиция — как можно быстрее принять этот закон. Это мнение бизнеса.
Депутат от ЛДПР Георгий Шилин: Я вот слушаю мнения всех сторон и у меня ключевой вопрос. Это обязательное условие для каждого предпринимателя — быть по принятии закона самозанятым? Или это возможность для того человека, который работает, но не зарегистрирован? То есть ИП оформить сложно, отчётность по ИП тоже достаточно трудоёмкое занятие.
Александр Бардалеев: Это возможность. Если ты зарегистрировался как самозанятой, ты получаешь все условия, в том числе по ставке налога и неуплате платежей. Люди сейчас платят по 13%, но дан выбор. Можно платить меньше.
Роман Берг: Тогда у меня такой вопрос. Мы только что на комитете задавали вопрос налоговой о том, что это всё-таки возможность для человека? Они сказали: «Будем ловить и штрафовать». На вопрос: «А если я редиску с морковкой завтра буду продавать?» Как ответили? Что, возможно, и за морковку с огорода своего платить будем. Поэтому никакая это не возможность. Здесь чётко прописано: «Привлечение к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность». Так почему разнятся данные? Вы говорите, что это право, другие — поймаем и сразу оштрафуем. Поэтому комитет и проголосовал четыре на три.
Коммунист Марат Бахтиозин: Сейчас стоит задача в условиях пандемии вот эти 4%, я так скажу, обобрать, заработать, как-то пополнить казну. Но не так давно приняли минимальным числом голосов снижение коммунальных платежей религиозным конфессиям. Здесь было так бурно. Хочется узнать цифру, во сколько обошлось это понижение расходов? Хотя мы говорили, что отделена от государства религия. А здесь сейчас мы муссируем вопрос как бы эти 4% в таких условиях с самозанятого содрать.
Константин Коростелёв: Вопрос к разработчикам законопроекта. Перенесясь в сегодняшнюю ситуацию, представляем, что закон работает год. Смотрим, если такие самозанятые работают на предпринимателя, тогда получается всё, никаких поддержек не было сегодня. Мы не говорим про социальную незащищённость граждан реально самозанятых, мы говорим о простых профессиях.
Александр Бардалеев: Я бы хотел всё же сконцентрироваться на нашем проекте по самозанятым. Ещё раз. Это снижение текущей нагрузки по тем, кто готов перейти в статус самозанятых. Второй момент: решения, принятые на уровне президента по самозанятым, те регионы, которые вошли в этот режим. Было принято решение, все налоги, которые были выплачены самозанятыми, возместить. Это вещь, связанная с выходом из тени людей, которые у нас не учитываются и не могут рассчитывать на поддержку. Их невозможно посчитать. Также мнение всех деловых сообществ, они поддерживают эту меру.
После всех выступлений голоса распределились так: 24 депутата проголосовали за принятие, 12 оказались против. Закон был отклонён, так как не набрал 26 голосов поддержки.