Политика Об истории Забайкальского края Мэр-ветеринар. Кто руководил Читой перед революцией

Мэр-ветеринар. Кто руководил Читой перед революцией

Он был из числа тех, кому за державу обидно

Россия стремительно приближалась к революции, в Чите тоже происходило брожение умов

Продолжаем рассказ о тех, кто правил Забайкальем после свержения самодержавия. Все эти политики, ставшие областными комиссарами Временного правительства, оказались, как и ставившее их правительство, очень-очень временными.

Вторым после юриста, кадета Николая Ивановича Савича пост городского головы (мэра) Читы занял ветеринарный врач, тоже кадет Андрей Александрович Дудукалов (1868–1933).

Андрей Александрович Дудукалов был начальником знаменитой Монгольской экспедиции по заготовке мяса для действующей армии, а потом стал городским головой

Первый раскол и кризис

Не успел Савич приступить к исполнению обязанностей областного комиссара, как против него стал складываться заговор как извне, так и изнутри его же партийной организации. 5 марта председателем областного Комитета общественной безопасности (КОБа) вместо Савича был избран Дудукалов. 10 марта 1917 года в Чите прошел грандиозный митинг, посвященный революции. Его главными действующими лицами были Андрей Дудукалов и приехавшая в Читу с каторги эсерка-террористка Мария Спиридонова. В этот же день прошло заседание местного отделения партии кадетов, которая стала называться Партией народной свободы, а ее члены сокращенно — энесами.

В марте 1917 года в Чите прошел грандиозный митинг, посвященный революции

И на этом заседании, по сути дела, произошел раскол. Меньшинство стояло на прежних позициях — сохранить в России конституционную монархию. Большинство же выступило за демократическую республику. Какие позиции заняли в этом вопросе Савич и Дудукалов, неизвестно. Можно лишь предполагать, что они были противоположными.

В итоге левые кадеты (теперь энесы) вместе с социалистами-революционерами (эсерами), которые под лидерством Спиридоновой начали резко леветь, составили заговор против Савича. Уже 19 марта на очередном собрании жителей Читы стали требовать его отставки. В начале апреля им удалось свергнуть Савича и на его место поставить Дудукалова, который на некоторое время сохранил за собой пост председателя КОБа. 11 апреля газета «Забайкальская новь» поместила заметку «Вступление в должность комиссара А.А. Дудукалова». Кем же был этот новый для Читы и Забайкалья политик?

Военный ветеринар


Как и многие не только политики, но и вообще интеллигенты Читы того времени, Дудукалов был человеком приезжим. Много нового о его биографии узнали краеведы музея поселка Вейделевка, что когда-то входил в состав Воронежской губернии, а ныне находится в Белгородской области. Вот какая информация выложена на сайте их краеведческого музея:

«Андрей Александрович Дудукалов родился 26 июля (по новому стилю — 7 августа) 1868 года в слободе Вейделевка Валуйского уезда Воронежской губернии в семье купца. Его родители, Дудукаловы Александр Григорьевич и Елизавета Григорьевна, были приписаны к Валуйскому купечеству. В 1891 году семья Дудукаловых переехала в Харьков.

В январе 1886 года юный Александр поступил в Александровскую Старобельскую классическую гимназию Харьковской губернии. <...> По окончании Юрьевского ветеринарного института проходил службу в Санкт-Петербурге в химической лаборатории Императорского института экспериментальной медицины.

Андрею Александровичу довелось побывать во многих регионах Российской империи. В 1897 году он покинул европейскую часть и перебрался за Урал, где был определен на должность пунктового ветеринара в Уральской области».

С 1899 года Дудукалов жил и работал в Забайкальской области, точнее, он стал тут служить. Как и многие в тот период в нашем крае, ветеринарный врач стал военным. Он служил в Забайкальском казачьем войске (ЗКВ), где почти два года был ветеринаром в 1-м военном отделе ЗКВ. В 1901–1904 годах Андрей Александрович был заведующим Читинской противочумной станции.

К слову сказать, именно 1904 годом отмечена и его первая публикация — в журнале «Байкал» (№ 33) он опубликовал статью «Несколько слов о голодовке на Джиде». Понятно, что речь в ней шла не о политике, а о зимовке скота.

Потом была Русско-японская война 1904–1905 годов. Андрей Дудукалов провоевал в должности главного ветеринарного врача тыла маньчжурской армии. Война показала как сильные, так и слабые стороны нашего главного на тот момент транспорта — гужевого и стареющего рода войск — кавалерии. Требовался поиск новых идей, и после войны он отправляется путешествовать по Европе. Поездка длилась больше года.

По возвращении Андрея Александровича назначили главным ветеринаром Читинского региона (по сути дела всей Забайкальской области и даже больше). Кроме того, с 1911 года под его контроль перевели табуны, пасущиеся в Северном Китае и Монголии. 1913 и 1914 годы отмечены рядом его серьезных научных работ, посвященных вопросам организации ветеринарной службы как в Забайкалье, так и в Монголии. Он же стал и первым заведующим открытой в Чите 17 сентября 1913 года противочумной станции.

С начала Первой мировой войны Дудукалова назначили сначала заместителем, а с 1915 года — начальником знаменитой Монгольской экспедиции по заготовке мяса для действующей армии. Желающих нажиться на поставках мяса наверняка было немало, но обойти Дудукалова ни у кого не получалось. Он был из числа тех, кому за державу обидно. Стоит отметить, что в эти годы Дудукалов был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени и Святой Анны 3-й степени.

Его позиция снискала ему авторитет не только среди обывателей, но и среди революционеров, правда, достаточно умеренных. Это и привело Андрея Александровича на главный пост в области. Однако занимал он его не так уж и долго.

Эхо петроградских событий

Не успел Дудукалов занять два главных властных поста (областного комиссара и председателя КОБа), как в столице разразился первый правительственный кризис. 18 апреля Временное правительство направило союзникам по Антанте (Англии и Франции) ноту, подписанную министром иностранных дел и лидером партии кадетов Павлом Милюковым. В ней опровергались слухи о том, что Россия намеревается заключить сепаратный мир, и давались заверения в том, что она будет вести войну до победного конца. Текст ноты буквально тут же стал известен в Петроградском совете, и началось…

Итогом стала отставка Милюкова.

Павел Милюков, будучи министром иностранных дел, подписал направленную Англии и Франции ноту, в которой опровергался слух о заключении сепаратного мира

Кстати, в числе его противников был и перебравшийся к тому времени в Петроград лидер читинских меньшевиков, бывший член II Государственной думы и первый председатель Читинского совета рабочих и солдатских депутатов Василий Анисимов. 13 апреля он был избран в состав бюро исполкома Петроградского совета.

А итогом того кризиса стало то, что если первый состав Временного правительства состоял из представителей буржуазных партий (кроме одного Александра Керенского), то теперь Петросовет решил пойти на создание правительственной коалиции между этими партиями и партиями социалистическими (прежде всего эсерами и меньшевиками).

На этом фоне в Чите прошли выборы нового состава КОБа. На них радикалы (эсеры и меньшевики, большевистской организации в Чите тогда не было) сумели навязать избирателям свою волю.

Теперь в КОБе большинство было у эсеров и меньшевиков. Дудукалов же вообще не был избран. 24 мая состоялось первое заседание нового состава КОБа, на котором председателем этого органа власти избрали эсера Михаила Богданова. После этих выборов Читу покинула и Мария Спиридонова, которой предстояло стать лидером левых эсеров, а потом одним из организаторов Октябрьской революции 1917 года.

Андрей Александрович весь период нахождения во власти в политику особенно не лез, стараясь заниматься хозяйственными делами. Кризисы (хлебный, дровяной и масса других) обрушивались на него один за другим.

Кризисы, только уже политические, продолжали сотрясать и столицу. В начале июля большевики, левые эсеры и анархисты предприняли первую (неудачную) попытку переворота, а в августе глава Временного правительства Александр Керенский обвинил генерала Лавра Корнилова в попытке военного переворота.

Александр Керенский был главой Временного правительства перед революцией

И вот 29 августа в Чите на заседании КОБа решили переизбрать областного комиссара. Вместо Дудукалова большинство голосов получил председатель КОБа, эсер Михаил Богданов.

Страна продолжала стремительно двигаться к Октябрю 1917 года.

И вновь — ветеринар

После победы советской власти Андрей Дудукалов от активной политической деятельности отошел и в феврале 1918 года был вновь назначен заве­дующим Монгольской экспедицией (мяса в Чите явно не хватало), а с сентября 1918 года (уже после падения власти Советов) — заведующим ветеринарным отделом. Но отношения с атаманом Григорием Семеновым у него, как и многих других деятелей партий эсеров и меньшевиков, не сложились, и вскоре он из Читы вые­хал во Владивосток. Там его назначили на должность заведующего мясным отделом Центросоюза (была такая мощная кооперативная организация).

В 1919–1923 годах А. Дудукалов жил в Китае, в городе Тяньцзине, где организовал частную ветеринарную лечебницу. Затем его пригласили на работу в Монголию, где он до 1931 года работал заведующим бактериологической лабораторией по изучению чумы свиней Московского госинститута экспериментальной ветеринарии.

Именно в этот период, в 1924 году, он съездил в США для знакомства с научными достижениями в животноводстве этой страны. Побывал в Сан-Франциско и Беркли. Потом вернулся на Родину, стал жить и работать в Москве.

С начала 30-х годов в СССР, как известно, начала нарастать волна репрессий, прошли процессы над «Промпартией», «Крестьянской партией»… Начали создавать дело ветеринарных врачей. 20 июля 1932 года арестовали и Андрея Александровича.

«При обыске, — пишут исследователи его биографии из Веделевского краеведческого музея, — были изъяты письма личного и служебного характера, портфель и печатная машинка. Андрея Александровича содержали во Внутреннем изоляторе ОГПУ. Арест застал ученого врасплох. Об этом свидетельствуют вещи, изъятые у заключенного Дудукалова: карманные часы с простой цепочкой, мыльница, перочинный ножик, чемодан, подушка, запонки и галстук. Оставаясь интеллигентом, он до конца не понимал, куда его отправляют».

Пожилого человека этапировали сначала в Иркутск, а затем в Читу. Здесь коллегией ОГПУ 21 апреля 1933 года он был приговорен к расстрелу, который, правда, заменили на 10 лет лагерей. Это было всё равно равносильно смертному приговору— ему было уже 69 лет. В лагере он и умер. Дата смерти пока неизвестна. Реабилитировали его, как и многих, посмертно в 1957 году.

В 2018 году в поселке Веделевском, в котором он родился, на здании Управления сельского хозяйства была открыта в память о земляке мемориальная доска. В Забайкалье же, которому он посвятил большую часть своей жизни, этого не сделано по сей день.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления