Политика Об истории Забайкальского края Троевластие в Чите и грызня победителей. Как Забайкалье шло к Гражданской войне

Троевластие в Чите и грызня победителей. Как Забайкалье шло к Гражданской войне

Россия тогда начала переходить рубикон

Забайкалью в начале XX века не везло с правителями, областные комиссары руководили по несколько месяцев

Материалы проекта, в котором рассказывалось о тех, кто правил Забайкальской областью в 1851–1917 годах, публиковались на «Чита.Ру» в 2021–2022 годах. Он вызвал читательский интерес, а потому было решено продолжить рассказывать о тех, кто правил нашим краем после 1917 года.

Начнем с тех халифов на час, что оказывались на месте бывших императорских военных губернаторов в том самом 1917 году. Высшее должностное лицо стало назваться областным комиссаром (да, комиссары появились уже при Временном правительстве). И каждый из тех четверых, о ком пойдет речь в серии о правителях постимперского времени, руководил по несколько месяцев. Итогом работы каждого было ухудшение ситуации в регионе. Забайкалье, как и вся России, буквально семимильными шагами шло к Гражданской войне.

В советский период об этих деятелях было известно крайне мало. Краеведы и историки Владимир Василевский, Владимир Лобанов, Валерий Филоненко и автор этого материала по крупицам на протяжении многих лет старались восстановить биографию этих людей. И хотя и сегодня не всё известно, удалось узнать многое.

Первым новым правителем гигантской области, включавшей тогда в свой состав территории не только современного Забайкальского края, но и современной же Республики Бурятия и даже часть территории нынешней Амурской области, стал бывший городской голова Читы Николай Иванович Савич (1869–1926).

Рубикон 1917 года

В Забайкалье революцию не ждали. Административная команда во главе с военным губернатором, генерал-лейтенантом Андреем Кияшко и вице-губернатором Александром Нарышкиным, несмотря на все трудности, умело руководила жизнью огромной области. Надо было пропускать грузы из США и Японии с вооружением на запад, принимать, размещать и кормить военнопленных (а их насчитывалось уже около 80 тысяч), содержать пополняющуюся Нерчинскую каторгу, следить за иностранцами (а только на золотых рудниках работало до 15 тысяч китайцев), решать массу других больших и маленьких проблем.

В январе Кияшко отозвали в центр за новым назначением, вместо него на хозяйстве остался Нарышкин. И вскоре началось… Страна начала переходить рубикон, разделивший не только ее историю на до и после, но и миллионы судеб ее жителей.

2 марта в Читу пришло первое телеграфное сообщение о взятии власти Временным правительством, подписанное членом Госдумы Александром Бубликовым. Ему однако не поверили. Город замер в ожидании. Уже 3 марта всё подтвердилось, и начался праздник. В этот день в Чите прошел первый митинг. Митинги, бесконечные собрания и конференции станут неотъемлемой частью политической жизни того года.

Утром того праздничного 3 марта 1917 года в Читу из Иркутска прибыл новый военный губернатор генерал-майор Владимир Мустафин. И так уж получилось, что на момент Февральской революции 1917 года в Чите имелся лишь один выборный, а значит хотя бы частично (с учетом ограничений избирательных прав горожан) народный орган власти — Читинская городская дума. Она и попыталась взять инициативу по организации новой власти в свои руки, отодвинув от власти нового губернатора.

Городской голова (выражаясь современным языком, мэр) Николай Иванович Савич созвал совещание представителей политических партий и общественных организаций, в работе которого приняли участие кадеты и вышедшие из подполья эсеры и социал-демократы (большевики и меньше­вики, пока еще бывшие в объединенной организации). Совещание постановило создать новый областной орган власти — Комитет общественной безопасности (КОБ). КОБ на какой-то момент должен был стать главным представительным органом новой власти.

Забайкальский комитет общественной безопасности был создан в 1917 году

4 марта Временное правительство утвердило институт комиссаров, на которых возлагалось исполнение всех функций прежних губернаторов и проведение всех реформ, что должны были проводиться по решению этого правительства. В его подчинении находились уездные (районные) комиссары и милиция, создаваемая вместо разогнанной полиции и жандармерии.

Губернатор Мустафин тоже принял участие в том собрании, вместе со всеми он приветствовал произошедшую революцию, вставанием почтил память погибших борцов, аплодировал принимаемым решениям, но… ему это не помогло. Вскоре он и другие высшие чины царской администрации по указанию Временного правительства были арестованы.

Стоит отметить, что 4 марта избрали Совет рабочих депутатов и Совет солдатских депутатов, которые вечером объединились в единый Совет, который подчинялся Петроградскому совету. Председателем исполкома стал меньшевик, бывший депутат II Государственной думы Василий Анисимов. В Забайкалье, как и по всей России, начало складываться двоевластие. С одной стороны КОБы как органы власти Временного правительства, тон в которых задавала партия конституционных демократов (кадетов), с другой — Советы, подчиненные Петроградскому совету, в котором верховодили социалисты-революционеры (эсеры) и социал-демократы (меньшевики).

5 марта был торжественно сформирован первый состав Забайкальского КОБа. Председательствовал на собрании Савич, его и избрали областным комиссаром, 6 марта он был утвержден в этой должности Временным правительством.

Из мэра в облкомы

Родился Николай Савич в Петербурге в 1869 году, то есть был сверстником Владимира Ульянова (Ленина) и многих других революционных деятелей. Возможно даже, что они встречались в Петербургском университете, Николай Савич также окончил его юридический факультет.

В Читу он приехал уже зрелым человеком в 1905 году и несколько лет работал в юридическом отделе Главного управления Нерчинского горного округа, находившегося с 1902 года в Чите. За 10 лет Савич оброс связями и заработал авторитет среди именитых горожан. 2 сентября 1915 года он был избран читинским городским головой. На этом посту он сменил одного из самых лучших читинских градоначальников дореволюционного времени Романа Саврасова, который руководил городским хозяйством с 1906 года.

Более двух лет работы с совершенно новыми реалиями (одни только военнопленные, которых в Чите оказалась несколько сотен, плюс беженцы создавали массу новых проблем) сделали Николая Ивановича опытным управленцем, с которым впоследствии считались самые разные власти.

Когда Савич стал членом партии кадетов, неизвестно. Но в 1917 году он действовал именно от этой партии. На момент избрания областным комиссаром это давало ему определенные преимущества.

Спустя 10 лет, в 1927 году, один из активных участников тех событий, большевик Василий Соколов написал: «Чем руководствовались при назначении Савича разные фракции комитета, сказать теперь трудно. Человек этот совершенно никудышный. Возможно, его покладистость и отсутствие персональной воли показались комитетскому большинству перевешивающими все его другие недостатки».

Как известно, очень часто после той или иной победы начинается грызня между победителями. Так получилось и в этот раз. Вскоре после того, как Николай Савич стал областным комиссаром, председателем КОБа избрали другого кадета Андрея Дудукалова. Вскоре стало ясно, что в Чите сложилось даже не двоевластие, как по всей России, а троевластие: областной комиссар, КОБ и Совет. Классические лебедь, рак и щука.

Весеннее обострение


В это время новая власть и хлынувшие в Читу амнистированные политические заключенные (главным образом, социал-демократы и социалисты-революционеры) ежедневно проводили митинги и шествия. Особый тон задавала будущий лидер левых эсеров Мария Спиридонова. Она и внесла свою лепту в раскол местных кадетов на левых и правых.

10 марта в Чите прошел грандиозный митинг, посвященный революции. Его главными действующими лицами были Дудукалов и Спиридонова. В этот же день прошло заседание местного отделения партии кадетов, которая стала называться партией Народной свободы, а ее члены не кадетами, а энэсами. Савич остался во главе кадетов, а Дудукалов возглавил энэсов.

Грандиозный митинг прошел в Чите весной 1917 года

И в то же время, пока власть начала грызться, местные купцы, увидевшие, что власть парализована, стали резко поднимать цены. Ситуация стала ухудшаться практически ежедневно. Росло недовольство обывателей. Уже 19 марта, буквально через две недели после его избрания, собрание жителей Читы потребовало отстранения Николая Савича от власти.

Ситуация же в крае и городе продолжала ухудшаться. Количество жалоб в Совет и КОБ росло, как снежная лавина. Ко всем прежним проблемам добавились рост уголовной преступности, посевная, оказавшаяся на грани срыва, дележ земель, проблемы с продовольствием.

Савича удалось снять лишь 10 апреля. 11 апреля газета «Забайкальская Новь» поместила заметку «Вступление в должность комиссара А. А. Дудукалова». А вскоре в столице разразился первый правительственный кризис. Там кадетам пришлось поделиться властью с эсерами и меньшевиками.

15 апреля в Чите начал работу 1-й областной съезд предста­вителей сельского населения, а 16 апреля — 1-й съезд Забайкальского казачьего войска. И там, и там доминировали эсеры.

Таким образом, мало что успевший сделать для края и города Николай Савич оставил высший пост, но некоторое время продолжил занимать пост председателя Читинской городской думы, пока летом 1917 года не был избран новый состав этой думы.

Опыт Николая Савича был всё же учтен, и он продолжил работу в городской управе.

Тяжелым для него был период первой советской власти в Забайкалье в феврале — августе 1918 года. После же ее падения и прихода к власти белых, восстановивших власть городской думы, Николай Иванович участвовал в ее работе. В 1920 году он стал заместителем городского головы Александра Михайловича Токмакова, который возглавлял городское хозяйство и в период ДВР, и в первое время после восстановления власти Советов в 1922–1923 годах.

Савича в конце 1920 года избирали во временное Восточно-Забайкальское народное собрание, выборы в которое проводил атаман Григорий Семенов. В июле 1921 года, уже в период ДВР, его избирали членом Читинского городского народного собрания. В 1922–1923 годах Николай Иванович работал судебным поверенным (адвокатом), прием вел у себя дома. У него на глазах проходили массовые конфискации домов у горожан, некоторые члены думы подвергались риску, оставаясь в Чите. Адвокат Савич их храбро защищал. Сам он вместе с женой эмигрировать не стал, остался в городе, ставшем для него родным, но вскоре и их дом был отобран новой властью.

Скончался Савич 30 мая 1926 года в Чите. Могила его, как и многие другие, утеряна.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления