Автор законодательной инициативы — краевая прокуратура. На обсуждение депутатского корпуса надзорное ведомство предложило уже второй законопроект, направленный на защиту жилищных прав детей-сирот.
Изначально, в 2022 году, в качестве меры поддержки сирот, ожидающих получения жилплощади, разработчики предлагали компенсировать половину стоимости аренды однокомнатной квартиры всем детям-сиротам старше 23 лет. Под действие закона в этом случае попадало не менее 4 тысяч человек. Однако из-за дефицита региональной казны авторы проекта закона получили отрицательное заключение губернатора Забайкальского края Александра Осипова.
В 2023 году краевая прокуратура внесла альтернативный законопроект, в котором перечень получателей компенсации найма жилья сократили до детей-сирот с инвалидностью. В Забайкалье их насчитывается 460 человек. Максимальную сумму компенсации рассчитали с учетом средней стоимости аренды «однушки» — она запланирована на уровне 8737 рублей в месяц. В итоге на реализацию закона в год потребуется порядка 50 млн рублей из регионального бюджета.
— С первой попытки положительного заключения губернатора в плане финансирования мы не получили. Но, учитывая, что в течение года трижды вносились изменения в бюджет края за счет увеличения собственных доходов, мы еще раз попросили главу региона рассмотреть возможность финансирования проекта закона, — пояснила представитель прокуратуры Ирина Тверскова на заседании парламентского комитета по социальной политике.
Депутаты поддержали документ единогласно. Глава комитета Светлана Доробалюк, в свою очередь, сообщила, что в своем заключении на второй вариант закона губернатор региона заверил, что вопрос будет решен в процессе исполнения бюджета 2024 года.
— Учитывая то, что законопроект мы рассматриваем без источников финансирования, предлагаю пока рекомендовать принять его в первом чтении. Вопрос бюджета будет решен министерством финансов в апреле 2024 года, когда будут сданы налоговые декларации и подсчитаны доходы, — резюмировала Светлана Доробалюк.
Законопроект будет рассмотрен заксобранием в первом чтении на финальном заседании года 25 декабря.