Внезапно пропавший из Читы вице-премьер Игорь Дубровин столь же внезапно и вернулся. В выходные его заметили на улицах города, а 25 марта стало известно, что он намерен в суде добиваться возвращения на работу. Первое заседание было удивительным.
В правительстве Забайкалья Дубровин работал с 19 июня 2023-го. Тогда он был назначен исполняющим обязанности зампреда краевого правительства. Об увольнении Дубровина стало известно около полуночи 14 декабря 2023 года. В сообщении на официальном портале региона говорилось, что причина отставки — совершение действий, которые дают основание для утраты доверия к нему. Той же ночью несколько источников сообщили «Чита.Ру», что бывшего вице-премьера задержали правоохранительные органы и на самолете доставили в Екатеринбург. В задержании участвовали в том числе сотрудники федерального управления по борьбе с экономическими преступлениями. Комментировать ход этого дела Дубровин отказался.
В своем иске к администрации губернатора бывший зампред просит восстановить его на работе, считать приказ об увольнении незаконным и взыскать утраченный за время вынужденного прогула заработок и компенсацию морального ущерба на 100 тысяч рублей.
В иске, который зачитала судья, он также указал, что об увольнении ему стало известно 7 февраля после получения трудовой книжки по почте. Причина увольнения и утраты доверия, с его слов, неизвестна до сих пор.
— Могу сказать, что добросовестно относился к своим обязанностям, никаких действий, влекущих утрату доверия, не совершал, более того, до сих пор не знаю, что послужило поводом для такого решения. Копию распоряжения об увольнении мне не вручили в момент увольнения. В ответ на мое требование в январе мне прислали только трудовую, копию распоряжения не отправили. В неоднократных телефонных разговорах я также просил копию распоряжения прислать, но не получил ее. Сегодня еще одно заявление написал, к началу заседания документ не предоставили, — пояснил он.
Представители администрации губернатора, к которой и подан иск, для начала рассказали о трудовом пути екатеринбуржца в Забайкалье.
В июне 2023 года он был назначен исполняющим обязанности вице-премьера, в августе — исполняющим обязанности министра строительства, затем вице-премьером. Все эти решения принимал губернатор, он же и подписал документ об увольнении Дубровина. Эти полномочия главы региона прописаны в уставе края и законе о правительстве края. Администрация губернатора не назначает и не освобождает от должности членов правительства, поэтому является ненадлежащим ответчиком.
Также юристы пояснили, что распоряжение об увольнении Дубровина было принято из-за неоднократного непредоставления им данных о доходах и счетах, своих и своей семьи, в том числе о счетах и ценностях в иностранных банках. Антикоррупционным законодательством иметь такие счета запрещено и они могут послужить причиной увольнения. При этом в декабре во время заседания суда в Екатеринбурге Дубровин рассказывал, что в 2007 году покупал в ипотеку квартиру в Испании, но сейчас зарубежных активов у него нет.
— В день увольнения вернуть ему трудовую книжку не представилось возможным, а на следующий день из СМИ стало известно, что он задержан и направлен в следственный изолятор, где содержался до февраля. В связи с этим препятствие в трудоустройстве заключалось не в отсутствии трудовой книжки. Он не мог работать независимо от наличия этого документа, — пояснил представитель администрации.
По этой же логике следовало отказать в компенсации морального ущерба, да и в целом во всех требованиях.
Представитель Дубровина, прилетевший с ним из Екатеринбурга, в ответ заявил, что изначально иск подавался к губернатору и правительству, но затем переадресован администрации. Выбор ответчика он пояснил недостатком и сокрытием информации.
— Исходили из записей в трудовой книжке — запись о трудоустройстве там внесена администрацией губернатора и стоит печать администрации. Поэтому ходатайствуем о привлечении в качестве соответчика губернатора, — потребовал уральский юрист.
Дубровин предложил записать в ответчики и правительство на случай, если и губернатор окажется ни при чём.
Его представитель как будто бы поддел оппонентов:
— Истец лишен возможности знать, как внутри установлены связи. Один издает приказ, другой издает распоряжение, третий выплачивает заработную плату, а четвертый, может быть, будет выплачивать компенсацию. Поэтому мы хотим дозаявить иск плюсом и к правительству.
Слова о причинах увольнения бывший вице-премьер подверг сомнению. Якобы при каждом назначении подавал справку о доходах и счетах, но ни разу она не вызывала ни вопросов, ни замечаний по ее содержанию.
— У меня никогда не требовали никаких пояснений, равно как и в день увольнения, 14 декабря, — сказал Игорь Дубровин.
Юристы администрации решили, что для суда надо запросить у ГУ МВД Свердловской области, где и когда задержан Дубровин, какие меры пресечения избирались и на какой срок, какие запреты на него налагались, в том числе касающиеся возможности пользоваться телефоном и интернетом. А также информацию о зарубежных счетах Игоря Виленовича, владении иностранными финансовыми инструментами и цифровыми валютами.
— Ответчик стремится получить материалы, имеющие юридическое значение. Дело не связано с увольнением. То, что заявляется сейчас, — это экспромт. В распоряжении губернатора или других документах об увольнении нет причины расторжения трудовых отношений. Не приложены ни акты, ни документы органов внутренних дел — ничего. Всё то, что происходило после 15-го числа, не является вопросами, подлежащими исследованию при увольнении. Для увольнения должно быть обоснование — за проступок, совершенный во время работы, — запротестовал представитель Дубровина.
С его слов выходило так, что, запросив эти данные, суд поможет администрации губернатора оправдать увольнение зампреда. Если бы дело было причиной увольнения, то это должно быть прописано в распоряжении Осипова еще 14 декабря.
Отвечая на вопросы судьи, представитель администрации согласился с тем, что Дубровин справки предоставлял и сослался на законодательство: если у чиновника есть иностранные счета или другие активы, то ему дается три месяца на устранение конфликта интересов. Сейчас у властей нет возможности проверить Дубровина, так как с правительством края его больше ничто не связывает. Данные о задержании администрации нужны, чтобы подтвердить невозможность вручения трудовой книжки. Якобы при увольнении зампред на работу не явился и не выходил на связь, а утром 15 декабря от «Чита.Ру» и Е1.RU в правительстве узнали, что бывший коллега оказался под следствием.
Экс-зампреду сказанное, судя по всему, не понравилось. Он заявил, что до утреннего рейса в Екатеринбург 15 декабря был в Чите. Администрация губернатора знала, где он находится, и была на связи, так как там запрашивались документы. Дубровин потребовал, чтобы ответчик (неясно, какой из трех) предоставил сведения о своих действиях «по увольнению меня, по оформлению меня и какие действия предпринял, чтобы передать мне документы в день увольнения и до утра 15 декабря».
Судья еще уточнила, сможет ли Дубровин предоставить копии билетов. Он в ответ шумно выдохнул: «Билеты приобретал не я, но я постараюсь. Я представлю доказательство того, что вылетел рейсом Чита — Екатеринбург утром 15 декабря».
Судья оба ходатайства удовлетворила, тем не менее поинтересовалась, требовали ли у Дубровина объяснений по поводу иностранных активов или есть какие-то акты о невозможности получения такого объяснения, проводилась ли служебная проверка.
Представитель администрации на вопрос ответил уклончиво. Мол, информацию надо запросить у кадровиков, проверки, кажется, не было, а у Дубровина просто попросили объяснение.
— Я затрудняюсь прокомментировать. Всё, что вы говорите, я сегодня слышу первый раз, — подытожил Дубровин.
На этом предварительное слушание дела и закончилось.