Политика «Следующий глава не придет на выжженное поле». Послесловие пока еще главы Читы Евгения Ярилова

«Следующий глава не придет на выжженное поле». Послесловие пока еще главы Читы Евгения Ярилова

Депутаты приняли закон об изменении структуры власти в городе

Евгений Ярилов стал главой города в 2019 году
Источник:

Депутаты Заксобрания 28 марта приняли закон, изменяющий структуру власти в Чите — по нему уходит двоевластие и полномочия главы города и главы городской администрации (сити-менеджера) объединяются. Нового руководителя будут выбирать депутаты думы в октябре этого года из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор.

О неэффективности нынешней системы с двумя руководителями некоторые чиновники заявляли еще год назад, последний раз об этом говорил спикер Заксобрания Юрий Кон в мае 2023-го. Тема надолго затихла и никак не муссировалась, как вдруг очень внезапно вернулась без каких-либо предварительных обсуждений. Приняли закон в большой спешке — его проект внес в парламент губернатор Александр Осипов, утром 28 марта его рассмотрел профильный комитет и следом в этот же день его приняли на пленарном заседании сразу в двух чтениях.

По сути это означает, что должность главы Читы Евгения Ярилова, который пять лет руководит городом и порой радует своими стихами и картинами, просто исчезает. В октябре по окончании своего депутатского срока он сложит полномочия.

Мы поговорили с пока еще главой города Евгением Витальевичем о том, что он думает о принятом решении, плюсах и минусах нынешней системы управления городом, эмоциях и планах на будущее.

Что вы думаете об инициативе Заксобрания, по которой система управления Читой отойдет от двоевластия?

Для начала: никакого двоевластия нет и не было

— Дальше расскажу — будет понятно. Федеральный закон предусматривает несколько вариантов управления: нынешний, когда глава города избирается из числа депутатов; вариант с прямыми выборами мэра и вариант, когда глава города назначается по конкурсу. Но некоторые сложности, по мнению законодателей, были и есть в нынешней системе, когда есть отдельный руководитель администрации и есть глава города, избранный из числа депутатов. С точки зрения законодателей, глава города должен руководить и исполнительной властью, а у нас сегодня глава города возглавляет представительный орган. Поэтому законодатели приняли такое решение: с нового депутатского созыва система изменится — глава города будет избираться на конкурсной основе из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор. А председатель думы будет только председателем думы.

Вы сказали, что депутаты усмотрели неэффективность в этой системе. А вы сами как оцениваете, эта система была эффективной? Или действительно были минусы?

— Есть русская народная пословица: цыплят по осени считают. Скоро закончится седьмой депутатский созыв, который отработал 5 лет. Целевые показатели и задачи, которые стояли перед властью на пятилетку, достигнуты. Поставленные задачи мы решали. Да, не всегда лучшим образом. И по объективным причинам, и по субъективным. Возможно, что новая система управления будет более эффективна. Но я не хочу сказать, что существующая система была неэффективна. Однако соглашусь, что для жителей города было не всегда понятно, кто все-таки главный.

Хотя де-юре, согласно уставу, высшее должностное лицо — это глава города. Руководитель администрации — это глава городской исполнительной власти

И у каждого свои полномочия, свои обязанности. Хорошо или плохо тот и другой выполняли свои обязанности — оценку могут дать только горожане. Но если говорить сухими цифрами статистики, то еще раз повторю, что поставленные задачи выполнены, а целевые показатели, которые были прописаны в плановых документах, достигнуты. Да, нерешенных вопросов еще очень и очень много. Но то, что планировали, что успели — сделали.

А чисто по-человечески вас лично не расстраивает это решение? Ведь получается, вы рискуете потерять должность.

— Ну, давайте так, про риски — мои полномочия заканчиваются вместе с полномочиями гордумы. Поэтому до конца созыва я буду работать в должности главы города.

Да, это понятно. Но дальше?

— Так ведь никто меня не лишает права принять участие в конкурсе на нового главу.

А вы хотели бы?

— Нет.

В конкурсе на избрание главы города — руководителя администрации участие принимать не буду

Почему?

— Я многие годы реализовывал себя как общественник, как депутат и в этом вижу свое предназначение — представлять интересы горожан, организовывать взаимодействие общества и власти. За прошедшие 5 лет работы главой города удалось, я думаю, немало сделать для привлечения горожан к реальному соуправлению городом. Были созданы или усилены советы общественности разных уровней — советы районов, ТОСов, многоквартирных домов, микрорайонов, поселков. В итоге у нас в 2023 году родилась Ассоциация советов общественности города Читы, и общественники оказали мне доверие и избрали председателем этой ассоциации. Это говорит о возросшем доверии горожан к этому общественному институту. Независимо от того, где я в дальнейшем буду трудиться — возможно, я сменю место работы, а может быть, общественники вновь выдвинут меня, и горожане изберут депутатом, и я буду продолжать работу по укреплению института общественного соуправления.

Да, есть органы власти города, за которыми уставом закреплены полномочия, они обязаны эти полномочия исполнять во благо жителей города. А есть горожане, которые, по моему мнению, не должны стоять в стороне от происходящих в городе процессов, должны быть заинтересованы в развитии города, в повышении эффективности работы власти. И я поставил себе задачу сделать так, чтобы горожане чувствовали себя в городе хозяевами. Согласно конституции единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Но раз мы, народ, являемся источником власти, мы должны не просто избрать власть, а потом глядеть сложа руки, как власть исполняет свои обязанности. Мы должны участвовать в этих процессах, быть активными участниками развития нашего родного города. Но для этого мало одного желания. Нужны действенные инструменты и механизмы. Вот их мы вместе с депутатами, исполнительной властью и общественниками на протяжении пяти лет создавали.

Еще работая в вузе, с удовольствием занимался общественной работой в родном для меня Железнодорожном районе. Меня общество заметило, выбрали депутатом. Стал решать задачи уже на уровне представительного органа. И все больше укреплялся в мнении, что, если объединить усилия власти и общества, можно делать больше, лучше. Дальше уже депутаты доверили стать главой города. Продолжил реализовывать идею о сближении общественников и власти. Вместе. Вот о чем говорит наш президент, что вместе мы можем многое. А что значит «вместе»? Вот вместе: власть плюс общество. Новая система в городе заработала. Пока не так эффективно, как хотелось бы. Но будем работать. Дорогу осилит идущий.

А с вами как-то заранее обсуждалась эта инициатива перед тем, как ее вынесли в Заксобрание? Или вы тоже только сегодня (в день, когда законопроект рассматривали в заксобрании. — Прим. ред.) узнали о ней?

— Нет, со мной обсуждалась.

А спрашивали ваше условное согласие на это?

— В данном случае мое согласие и не нужно. Меня никто не лишает моей должности. Изменение произойдет только после того, как мой контракт закончится, поэтому никто моих прав не ущемляет. Если я захочу и дальше быть главой города, то ради бога — иди на конкурс, побеждай, доказывай, что ты лучший. И если докажу, то меня снова изберут. Другой вопрос, что это с моими планами жизненными не совпадает.

А все-таки какие были обязанности у главы города? Какие полномочия перейдут новому руководителю в случае объединения руководства в одной персоне?

— Ну вот смотрите, глава города отвечает за стратегическое планирование, а руководители администрации — за тактическое. Глава администрации руководит исполнительной властью — он отвечает за «сегодня», чтобы все процессы работали, полномочия исполнялись, чтобы все муниципальные услуги оказывались как положено. А задача главы города — смотреть за горизонт завтрашнего дня, смотреть, в какую сторону этот город будет развиваться, что этому городу нужно сделать завтра, через год, через 10 лет. Есть стратегия, а есть тактика. Глава отвечает за стратегию, а руководитель администрации — за тактику.

Но объективно у главы для формирования стратегических планов нет достаточных ресурсов: они просто не предусмотрены

У нас глава города как отдельный орган власти в единственном числе плюс один помощник.

Да, глава еще и председатель гордумы, но у председателя думы есть свои полномочия, свои задачи — управлять представительным органом власти. Такое положение не совсем удобно. Если мы объединим в одном лице главу города и руководителя администрации, то и за стратегию, и за тактику будет отвечать у нас один человек, у которого будут для этого все ресурсы в лице команды администрации. В нынешней ситуации создавать под главу отдельные ресурсы — какой-нибудь там аппарат главы города и так далее — в условиях дефицитного бюджета нецелесообразно. Поэтому, конечно, мне это было несколько сложновато.

Другой момент: я использовал иные общественные ресурсы. То есть для формирования стратегических инициатив я инициировал создание общественного совета по стратегическому планированию, который и возглавил. При помощи команды профессионалов в различных областях, которые трудятся в совете на общественных началах, формировались стратегические вопросы, принималось активное участие в разработке мастер-плана Читы. То, что совет разработал, вошло в мастер-план. Поэтому объективно я как глава стратегические задачи решал. Качество этих решений покажет время. Но ресурс в данном случае был использован как раз общественников.

А если брать конкретную деятельность, то как глава города, а не как председатель думы чем вы занимались?

— К вышеперечисленному добавлю координацию работы органов власти. У нас их пять: глава города, администрация, дума, контрольно-счетная палата и управление регулирования цен и тарифов. Это именно задача главы — скоординировать их работу между собой. Распределение задач по выполнению различных обращений. Ежедневно приходит много корреспонденции, обращений разных — вот я эту корреспонденцию как высшее должностное лицо города расписываю по полномочиям органов муниципальной власти. Заходят вопросы, и я эти вопросы расписываю на тот или иной орган власти по их полномочиям. Такие вот распорядительские функции. Много времени занимают представительские задачи: принимать участие в различных мероприятиях, осуществлять награждения, что-то открывать. Также много времени уходит на изучение опыта других муниципалитетов, новых практик, на разработку методик, как это внедрить у нас. И еще масса различной работы, о которой в двух словах не расскажешь. Легче поднять мои публичные отчеты.

Вы упомянули, что у вас ресурсов для решения задач недостаточно. То есть вы, по сути, согласны, что это объединение главы города и сити-менеджера будет лучше?

— Я скажу так: время покажет. Надеюсь, что так оно и будет.

И все-таки вам не грустно совсем? Потому что такое резкое решение, потеря должности. Вы же могли и дальше в последующих созывах быть главой города.

— Как я уже говорил выше, я ничего не теряю. А для того чтобы «могли и дальше», нужно снова избираться депутатом, снова получить доверие депутатского корпуса, чтобы они меня выбрали. Нужно выполнить слишком много условий. То есть это не та должность, которая передается по моему желанию.

Да нет никакой грусти

Что-то совершенствуется. Я, в принципе, за то, чтобы экспериментировать, чтобы совершенствовать процессы. Мир меняется, меняется очень динамично. И мы не можем не меняться, власть не может не меняться. Дай бог, чтобы принятые изменения были во благо города. Если эффективности не получим — законодатель будет думать дальше. Сказать, что сегодняшний вариант «глава — председатель думы» идеальный, я не могу. Возможно, что новый вариант будет более эффективным. Время покажет. Еще же многое зависит от личности. Я же продолжаю оставаться горожанином. И я тоже заинтересован в том, чтобы власть работала эффективно.

Как я уже говорил, оценку моей работе дадут горожане. Тем не менее считаю, что сделано много. Заложена за эти пять лет основа для дальнейшего развития, разработаны механизмы, инструменты. Следующий глава города не придет на выжженное поле, он придет на отлаженный механизм, который работает, и будет его дальше совершенствовать. А то, что у меня заканчивается мой контракт — всё когда-то заканчивается, ничего вечного нет. Это нормально.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
53
ТОП 5
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Рекомендуем
Объявления