8 июня состоялся круглый стол о проблемах развития строительной отрасли Забайкалья. Тема эта после начала пандемии стоит в регионе остро. Отток китайской рабочей силы раскрыл во всей красе вопросы, стоящие перед краевыми властями: это и кадровый голод, и финансовые трудности. Смутило в обсуждении только то, что крупных игроков строительного рынка на это важное мероприятие не позвали.
Репортаж с круглого стола, сценарий которого мы предугадали заранее, читайте здесь.
И. о. заместителя председателя правительства Забайкальского края Вадим Петров на мероприятии отметил, что теперь есть договоренность между бизнесом, видимо, некрупным, и государством в лице правительства Забайкальского края, Министерства строительства, Службы единого заказчика о начале движения навстречу друг другу.
— В рамках этого движения мы заключили понятийное соглашение об обязательном выполнении всех решений круглого стола, то есть, только все вместе двигаясь, исполняя эти решения, мы сможем действительно сдвинуть строительную отрасль Забайкальского края с той точки, которая у нас сегодня зависла.
Итогом встречи стало решение создать общественную организацию — Союз строителей при участии Министерства строительства Забайкалья, а также рабочую группу при губернаторе и совет по благоустройству города, в который будут входить общественники, в том числе строители, которые смогут говорить, что в городе делается плохо.
На самом круглом столе директор строительной компании «Стройсити» Виктор Андросов призвал защитить интересы малого бизнеса, а не крупных застройщиков.
— Есть Филонич, Лопатин, и они строят не социальное жилье, а коммерческое. Зарабатывают себе деньги. А мы подстраивались к одному, к другому, в субподряд шли. И некому было развиваться, поэтому сейчас, мне кажется, основная задача, чтобы поднять бизнес мелкий, а не поддерживать те организации, которые сами себя уже подняли на уровень. Если мы будем обеспечены стабильной работой и будут, и студенты работать, мы будем заранее с ними договариваться, они будут на практике быть и даже, может быть, мы будем оплачивать им обучение, а сейчас никто ничего не делает и не хочет заниматься этим вопросом. Чтобы куда-то залезть надо или подмазать где-то, ну, всё говорить нельзя. Надо обратить внимание на получение объема работ, если будут объемы – всё наладится.
Организатор встречи, президент группы компаний CSS75 Лиана Шиллер, на вопрос о том, почему основных забайкальских застройщиков не было на круглом столе, рассказала «Чита.Ру», что их приглашали, однако они пока не заинтересованы в подобных мероприятиях.
— Почему не приглашали? Была инициативная группа, которая представляет интересы всех застройщиков. Мы сейчас итоги круглого стола подвели, рассылаем всем застройщикам в регионе. В дальнейшем это уже их желание — если они захотят вступить в союз [строителей], вступят. В любом случае совместная работа, вне зависимости от уровня — крупные, средние, мелкие. Они в курсе, мы с ними разговаривали. Если они увидят в этом интерес какой-то, присоединятся. Сегодня им, возможно, это неинтересно. Пока нет результата нашей деятельности, это была рабочая первая встреча. Мы со всеми в нормальных отношениях, никто никого не притеснял. Сам формат не предполагал всех позвать. Потом будем фокус-группами собираться, решать текущие вопросы. Наоборот, мы хотим объединиться, а не выделить кого-то. Они (крупные застройщики. — Прим. ред.) в курсе. У нас сейчас строительный сезон, у них занятость высокая. Они сказали, что по результатам мы увидимся и всё обсудим.
Мы спросили и самих крупных застройщиков, что они думают про разговор о строительной отрасли без строителей и звали ли их на это мероприятие.
Генеральный директор компании «Энергожилстрой» Виктор Лопатин рассказал, что на мероприятие его не приглашали.
Строительная компания «Энергожилстрой» в 2021 году стала лидером по объему ввода жилья в Забайкальском крае.
— На круглый стол по проблемам строителей меня никто не звал. О создании совета строителей я ничего не знаю. Не могу комментировать, нужен он или нет, потому что не знаю, что это.
Генеральный директор ОАО «РУС» Сергей Филонич также отметил, что его компанию на круглый стол не приглашали.
ОАО «Региональное управление строительства» — крупнейшее и старейшее строительное предприятие Забайкальского края. Самые известные проекты – строительство города Краснокаменск на 100 тысяч жителей с единственным в России заводом по переработке урановой руды и единственный проект комплексной застройки в регионе после 90-х годов – микрорайон Октябрьский в Чите.
— На это мероприятие мы не были приглашены, поэтому в нём не участвовали. Если бы мы были приглашены, то поучаствовали бы. Если от этой организации [Союза строителей] будет польза, то почему бы и не создать. Но очень важно приглашать туда всех строителей. [Создание при губернаторе рабочей группы и совета по благоустройству города, в который будут входить общественники, в том числе строители, которые смогут говорить, что в городе делается плохо] – хорошая идея, если наш город от этого станет лучше.
Заместитель генерального директора компании «Атолл» по административным вопросам Александр Ломакин отметил странность ситуации с круглым столом.
— С этим совещанием произошла очень странная ситуация. Я позвонил по номеру, который был указан в анонсе, и спросил: как вы обсуждаете проблемы строителей без строителей? Женщина удивилась, спросила, кто я такой. Я ответил, что представляю «Атолл», который строит микрорайон Хороший, входит в топ-3 застройщиков 2021 года по введенным площадям. Она мне сказала, что всё уточнит и перезвонит, но прямо сейчас нет в списках нас почему-то. Вечером я уже забыл про этот звонок, мне приходит сообщение: скиньте карточку компании. Я хотел уточнить, кто это, так как представляю несколько компаний. Однако разговора не сложилось. Такой вот совет по проблемам строительства без строителей.
Ломакин также рассказал свое видение проблем, которые существуют в строительной отрасли.
— Тема с кадрами строительными тянется много лет. Говорят: берите наших, а наших-то никаких нет. Для меня было дикостью, что мы не можем в Чите найти крановщика. Пришлось из Москвы везти. Мы подавали объявления бегущей строкой на телевидении, на «Авито», на HeadHunter.
Мы смотрели набор в училища и колледжи — там ноль каменщиков, это значит, что их не будут готовить. Они говорят, потому что строители не спускают им план. Но строители говорят: их сейчас наберут и выпустят через 3 года, а нам нужно сейчас. Можно было составлять план на обучение по объему вводимого жилья. Но ни одного каменщика нет. Мы берем всех, кто умеет делать кладку, предпочтительнее китайцев – они после роста юаня стали сильно дороже, но они делают качественно и быстро – можно за сезон построить дом, а с нашими – невозможно.
«Атолл» перебрал всех: таджиков, азербайджанцев, дагестанцев, была крутая бригада из Пензы. В прошлом году они построили дом, в этом мы перешли на монолитное строительство, а пензенцы перешли на стройку на КСК. Мы брали себе рабочих по объявлению, они трудились три дня и уходили. Потому что на стройке реально тяжелый физический труд, и он стоит 50 тысяч рублей в месяц, а охранниками они заработают столько же или чуть меньше, но будут смотреть в монитор. Мы неконкурентный работодатель. Да, люди на стройке могут получать и 100, и 150 тысяч рублей, но надо для этого впахивать.
Как-то нам пришло официальное письмо за подписью главы администрации губернатора Казакова (речь идет о предыдущем руководителе администрации губернатора Алексее Казакове). Нас пригласили на совещание про студотряды, предложили брать ребят на работу. Они не строители, а просто хотят что-то делать руками. Там долго обсуждали, спорили, а на выходе сказали: у нас есть четыре человека. Мы спрашиваем: а где остальные? Оказалось, что одни строят космодром, другие на путине работают, третьи еще где-то. Потому что там им хорошо, их там берут, а здесь нет работы. Поэтому только четыре человека. Нам нужен был делопроизводитель, а в студотряде была девочка, будущий бухгалтер-экономист. Я дал свой номер телефона, чтобы с ней встретиться, но мне так никто и не позвонил. Ну, и я бегать не стал.
Это было в 2021 году, когда стало понятно, что Китай не откроют и рабочие к нам не приедут. Но они приехали очень длинным путем – через Гонконг, Каир и так далее. Они провели в воздухе 72 часа, и билет на одного человека стоил около 200 тысяч рублей. Но к февралю, когда они отработали и засобирались домой на Новый год, Китай ужесточил правила въезда и рабочие остались тут. Мне рассказывали смешную историю, как китаец работал в Амурской области и видел свой дом через реку. Но ему пришлось через полмира путешествовать шесть дней, чтобы попасть домой. Есть рукастые люди в России – мы привозили бригады из Дагестана и Пензы.
Еще была тема со штукатурами. Вышли на нас три девочки, сказали, что хотят работать. Но они не знают, сколько должны зарабатывать. «Хоть немного», — такая формулировка. Их не учат считать, им проще с потолка сказать: давай 15. Мы заключили с ними три договора и, если всё будет хорошо, то заплатим 20 тысяч рублей каждой.
Еще есть тема с повышением престижа рабочих профессий. Товарищи, с которыми я рос, почти все работяги: слесари, сварщики, помощник машиниста считается прямо достижением. Но они пошли в работяги не потому, что престижно, а по другим причинам. Нельзя повысить престиж рабочих профессий локально в каком-то регионе, это должна быть федеральная повестка. Потому что если тут говорить, что самые крутые ребята – это сварщики, то все ответят, что в телевизоре совсем другое показывают, там крутые это певцы, блогеры, журналисты, но только не сварщики. Вопросы к застройщикам про рабочую силу надо задавать в последнюю очередь. Не потому что я выгораживаю застройщиков, а потому что мы потребители этих услуг.