СЕЙЧАС +8°С

Епископ Владимир: Забайкалью нужны новые храмы, монастыри и приходы

Поселился там, где прежде жил мой предшественник. Условиями проживания доволен и менять что-либо не намерен в ближайшее время. В епархии немало более важных вопросов, чем улучшение бытовых условий жизни правящего архиерея.

В конце мая 2014 года синод Русской православной церкви назначил 62-летнего архиепископа Евстафия, занимавшего пост главы епархии Забайкалья на протяжении 15 лет, руководителем Александровской и Юрьев-Польской епархии во Владимирской области. На его место из Рязанской области приехал 34-летний епископ Владимир.

В интервью ИА «Чита.Ру» епископ Читинский и Краснокаменский Владимир, проработавший в Забайкалье неполных четыре месяца, рассказал о планах по возведению новых храмов и открытию монастырей, о работе Церкви с молодёжью и переменчивом забайкальском климате.

По стопам предшественника

- Как вы восприняли новость о переводе из Рязанской области в Забайкалье? Что до этого момента знали или слышали о нашем регионе?

- В Забайкальском крае прежде своего назначения не бывал. И первые впечатления от региона замечательные. Неповторимая сибирская природа едва ли может оставить кого-то равнодушным.

Воспринимаю своё назначенье на Читинскую кафедру так, как и естественно воспринимать это церковному человеку: для меня это новое и ответственное послушание, которое доверило мне Священноначалие, усмотревшее в данном назначении необходимость и церковную целесообразность. Поэтому буду стараться это высокое доверие оправдать и буду стремиться совершать своё архипастырское служение с отеческой заботой о вручённых моему попечению клире и пастве, с ревностью о деле Божием и пользе церковной.

- Оцените результаты деятельности своего предшественника. Вы заметили явные различия между той епархией, которую возглавляли до переезда в Забайкалье, и Читинской и Краснокаменской епархией?

- Оценок ставить не буду, но скажу, что в минувшие годы сделано было действительно немало: был возведён Кафедральный собор епархии, построены новые храмы в Чите и в других городах края, открыты Духовное училище и православная прогимназия, установлены многочисленные поклонные кресты, которые являются символами православного свидетельства в регионе. Усилиями моего предшественника Преосвященного архиепископа Евстафия была возобновлена такая древняя благочестивая традиция, как крестные ходы. В целом можно сказать, что церковная жизнь в Забайкальском крае довольно активно развивалась.

Что касается различий между епархиями, то главное из них заключается, как говорится, в «цифрах». Хотел бы напомнить, что Скопинская и Шацкая епархия, которой я управлял почти три года, располагается в центральной части России, где традиционно достаточно высокий коэффициент плотности населения по сравнению с другими регионами страны. В связи с этим и численность приходов и духовенства более чем в три раза больше, чем на моём нынешнем месте служения.

- Встречались ли вы лично с архиепископом Евстафием, давал ли он какие-то указания, советы?

- С Преосвященным архиепископом Евстафием встречались неоднократно, в том числе и на Патриарших богослужениях. В последний раз виделись на общецерковных торжествах в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которые проходили в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в июле 2014 года.

В первый же раз мы встретились, когда владыка Евстафий представлял меня духовенству епархии и передавал дела. Тогда состоялось наше с ним совместное богослужение, а затем прощальная трапеза, за которой владыка поделился своим видением основных проблем епархии, а также высказал своё мнение относительно развития различных направлений церковной деятельности в регионе. Эти замечания для меня весьма важны и ценны, поскольку мой предшественник провёл на Читинской кафедре 15 лет, обладает огромным архипастырским и жизненным опытом и прекрасно знаком с местными реалиями.

- Где вы поселились в Чите, легко ли удалось наладить быт? Нравится ли вам местный климат?

- Поселился я там, где прежде меня жил мой досточтимый предшественник по кафедре. Условиями проживания вполне доволен и менять что-либо здесь не намерен в ближайшее время. В епархии существует немало более важных и актуальных вопросов, чем улучшение бытовых условий жизни правящего архиерея. Местный климат имеет свои особенности и существенно отличается от того, к которому я привык в центральной России. В этих широтах климат более континентальный, а потому здесь остро ощущаются перепады дневных и ночных температур, чего, например, нет в центральных регионах. Поэтому поначалу мне это было в новинку, и я часто удивлялся тому, что в течение суток приходится включать в машине то обогрев, то кондиционер.

О строительстве и созидании

- В каких районах Забайкалья вы уже успели побывать, что там увидели, есть ли над чем работать?

- Работать всегда есть над чем, тем более что бескрайние сибирские просторы немало этому способствуют - епархия довольно большая, протяжённая. Минувшие месяцы, прошедшие со дня моего назначения, я посвятил общему знакомству с регионом, общался с духовенством и прихожанами, посещал строящиеся и восстанавливающиеся храмы, совершал богослужения. За это время удалось побывать в нескольких районах Забайкалья: в Агинском Бурятском округе, в Красночикойском, Тунгокоченском, Ононском, Дульдургинском и Кыринском районах, посетил также города Шилку, Борзю, Хилок, Нерчинск и Краснокаменск. По результатам этих поездок и сформулировал для себя одну из главных задач в качестве правящего архиерея епархии: задача эта заключается в открытии новых приходов в регионе и более интенсивном развитии церковной миссии в Забайкалье.

- Строительство каких первоочередных церковных объектов в Забайкалье вы планируете курировать, на что обратите внимание в первую очередь, что можно сделать и потом?

- Важно завершить возведение уже строящихся в настоящее время храмов, среди которых храм Владимирской иконы Божией Матери села Смоленка Читинского района; Свято-Никольский храм села Мангут Кыринского района; храм преподобного Сергия Радонежского в городе Борзе, освящение которого планируется совершить в этом юбилейном году; храм святителя Спиридона Тримифунтского в посёлке Даурия Забайкальского района. В перспективе важным считаю также продолжить дальнейшее строительство новых храмов в Чите и во всём регионе, открытие мужских и женских монастырей.

Надеюсь, что в ближайшее время удастся решить вопрос и с установкой памятника святому благоверному князю Александру Невскому на привокзальной площади Читы. Сейчас ищем благотворителей, которые бы помогли с транспортировкой и установкой монумента. Что касается часовен около памятника, то их строительство находится в данный момент под вопросом, поскольку на площади не так много места для их возведения.

Отдельный и весьма актуальный вопрос связан с реконструкцией храма в селе Калинино. Как вы знаете, проект реконструкции, составленный «Читагражданпроектом», уже существует, епархией были собраны средства, которые ожидают своего часа, чтобы быть использованными по определённому им заранее назначению. В данный момент вносятся некоторые изменения в проектно-сметную документацию реставрации. Сейчас крайне важно согласовать различные мнения на этот счёт. Но очень надеюсь, что в ближайшее время восстановительные работы всё же начнутся.

«Конфликтов на межнациональной почве не заметил»

- Как планируете работать с молодёжью региона, охотно ли она сегодня идёт в церковь? Хватает ли в Забайкалье специализированных православных учебных заведений?

- Работа с молодёжью – одно из приоритетных, важнейших направлений церковного служения сегодня. И это вовсе неслучайно, ведь молодёжь – это будущее нашей страны, это будущее Церкви. От того, какие нравственные ценности сформируют личность современного молодого человека, к каким идеалам он будет стремиться, зависит то, в каком обществе будем жить мы с вами через 10-15 лет. Молодость – это пора, когда человек жаждет больших и серьёзных свершений, когда сил много и хочется менять весь мир. А что может быть серьёзнее, важнее и ответственнее, чем помощь нуждающимся ближним? Показательно, что большинство волонтёров – это именно молодые люди. Молодёжи важно показать, что она востребована, в ней действительно нуждаются, её активное участие ценят и ждут.

И Церковь готова предложить молодым людям такие проекты, участвуя в которых юноши и девушки смогут проявить свои лучшие человеческие качества, почувствовать поистине огромную отдачу, внести немалый вклад в то, чтобы наш сложный мир стал хоть немного лучше, светлее и добрее. Эти проекты связаны, главным образом, с благотворительной деятельностью, а также тем, что на церковном языке называется социальным служением. Если первое понятие не вызывает вопросов, то второе, думаю, стоит пояснить. Социальное служение – это адресная физическая помощь нуждающимся и социально незащищённым группам населения. Сюда входит, в частности, посещение домов престарелых, детских домов, уход за больными и пожилыми людьми и многое другое.

Вы можете заметить, что сегодня существует немало общественных фондов и организаций, которые реализуют подобные социально ориентированные проекты. Чем же миссия Церкви в этой области отличается от деятельности любого из этих фондов? А тем, что помимо конкретной помощи и оказания реальной поддержки страждущим и нуждающимся, Церковь предлагает особую интерпретацию этим благим действиям. Совершаемые добрые дела приобретают особый духовный смысл. Именно проекты, связанные с социальным и благотворительным служением, считаю важным развивать на приходах в нашей епархии.

Помимо социальных инициатив в молодёжной работе Церковь осуществляет также духовно-просветительские и образовательные проекты. К сожалению, этот компонент пока слабо развит в регионе. В данный момент в епархии действует лишь одна Православная прогимназия, преподавание в которой ведётся на основании христианских духовно-нравственных ценностей. Но надеюсь, что со временем в епархии откроются другие православно ориентированные школы, гимназии и детские сады, где дети смогут приобщаться к православным традициям и культуре, смогут получать достойное образование и православное воспитание.

- Удалось ли найти общий язык за время вашего пребывания в Чите с представителями других религиозных конфессий?

- Пока мне не доводилось встречаться с представителями других религиозных традиций, но я открыт для конструктивного диалога и сотрудничества. Основным же направлением межрелигиозного взаимодействия вижу заботу о духовно-нравственном состоянии сограждан, воспитание в людях любви к Родине, уважения к истории и традициям народов, населяющих просторы нашего Отечества. В Забайкалье на протяжении веков бок о бок проживают люди различных национальностей: русские, буряты, эвенки и другие этносы. И отрадно свидетельствовать, что проживают очень дружно. Никаких разногласий, напряжённости и тем более конфликтов на межнациональной почве я не заметил.

- Доступна ли сегодня религия для забайкальцев или есть какие-то препоны, как их можно преодолеть?

- Слава Богу, мы живём в такое время, когда за исповедание веры человеку не грозят тюремное заключение, пытки или смерть. В этом смысле религия доступна сегодня абсолютно всем нашим соотечественникам. Вопрос заключается, скорее, в другом: сможет ли современный человек преодолеть духовную расслабленность, жажду материального комфорта и земных удовольствий, сможет ли устремить свой внутренний взор к Небу, захочет ли он впустить в свою жизнь Бога? Религия – это, безусловно, удел сильных духом людей, готовых к самоограничению, к самопожертвованию, к духовному подвигу и постоянному нравственному совершенствованию. А до этого, конечно, нужно «дорасти» внутренне. Вопрос состоит в том, насколько современный человек готов к этому.

Другой аспект данного вопроса связан с развитием церковной миссии в крае, которая с возвращением свободы вероисповедания столкнулась с серьёзной проблемой нехватки храмов и священнослужителей. До революции в здешних местах и так было немного храмов и монастырей, а с приходом советской власти были разрушены и многие из тех, что были. Для успешного развития церковного служения в регионе необходимо не только восстановить порушенные в прошлом святыни, но и построить новые храмы, создать сплочённые приходские общины. Всё это, несомненно, должно сопровождаться активной духовно-просветительской работой с жителями края, проповедью о Христе словами и делами.

Хотел бы пожелать забайкальцам духовной сознательности и бодрости, мира душевного и неоскудевающей помощи Божией во всяком добром начинании. Благословение Господне да пребывает со всеми вами.

Епископ Владимир родился 18 ноября 1979 года в семье служащих в городе Скопине Рязанской области. В 1995-1997 годах обучался в Рязанском духовном училище, после чего поступил на третий курс Калужской духовной семинарии, которую окончил в 1999-м. Обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании обучения, с августа 2003 года по март 2005 года прошёл путь от преподавателя до проректора по учебной работе Рязанской духовной семинарии. В 2006 году назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря Рязани, в июне 2007-го – руководителем сектора повышения уровня духовного образования священнослужителей Рязанской епархии. В 2010 году проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления и 5 марта был назначен благочинным первого Скопинского округа и настоятелем Никольского храма города Скопина. В апреле удостоен сана протоиерея. 1 августа 2011-го освобождён от должности проректора и назначен исполняющим обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря Рязани, а затем избран епископом Скопинским и Шацким. 9 октября 2011-го возведён в сан архимандрита.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter