Религия Дацан вне времени

Дацан вне времени

Среди деревянных покосившихся домиков и заснеженных степей блестит золотым убранством дацан, не оставляя шансов удержаться от восхищения.

В 2014 году из-за неосторожного обращения с огнём буддисты России потеряли главный храм Агинского дацана - одного из четырёх уцелевших в стране после советской власти. Остался дацан Гунзэчойнэй, что в Санкт-Петербурге, Гусиноозёрский дацан в Республике Бурятия и Цугольский в Забайкалье. Последний выглядит почти так же как в XIX веке и, несмотря на исторические трагедии, удерживает самобытность и силу учений, которым следовал подвижник буддизма нетленный Пандито Хамбо-лама Итигэлов.

Тибет в степях

Дацан словно спрятался от посторонних глаз в распадке гор на берегу реки Онон. Проехать мимо сооружения случайно вряд ли возможно, только если целенаправленно свернуть с асфальтированной трассы и ехать по ухабистой гравийной дороге к неприметному военному посёлку Цугол. Среди деревянных покосившихся домиков и заснеженных степей блестит золотым убранством дацан, не оставляя шансов удержаться от восхищения.

Мужчина, кутаясь в тулуп, встретил компанию замёрзших от ледяного ветра журналистов и пригласил пройти внутрь дацана через калитку, минуя величавые резные ворота комплекса - они открываются только в особо торжественных случаях. Гид представился Жимба ламой. Свою жизнь с Цугольским дацаном он связал в 2007 году, когда, будучи чабаном, случайно приехал в посёлок из другого района и остался.

«Не мог найти путь в жизни, наверное, вот и пробился. Я сам-то с Краснокаменского района, из села Ковыли. Учился там, закончил школу, потом поступил в Краснокаменское ПТУ на электрика. В 90-е было сложно, нигде не было нормальной работы, денег, ничего. Подрабатывал, где получится. Брат двоюродный предложил работать на стоянке. А потом оказался здесь», - за хрустом снега под ногами спокойный голос ламы едва слышен.

Главное здание дацана - это Цогчен-дуган, его же можно назвать соборным храмом. Здесь проходят все основные хуралы. Дуган имеет очертания, близкие к китайской и тибетской архитектуре, особенно ярко это выражено в приподнятых углах крыши. На коньке крыши возвышается охранный знак, похожий на неизвестных природе мифических животных. Их колокольчики развиваются на ветру, отгоняя злых духов.

1 из 5

«Крыша сделана так, словно ветер завихряется, видите, - лама выводит узор пальцем. - Это уже второе здание, построенное на каменном основании. А первое - сгорело. Но мастера быстро возвели новое точно такое же сооружение, в течение двух лет. С того периода, как дацан был построен, всё осталось неизменным. Даже лиственница, используемая в основе, сохранилась, да с годами только крепчает».

Несмотря на схожесть с китайскими особенностями архитектуры, дуган, как и все остальные постройки комплекса, возводили исключительно местные буряты. Они по-своему перерабатывали учения, добавляя своё мастерство и культурные традиции, присущие Забайкалью. Например, есть мнение, что строение походит на крест, что вообще взято из православной культуры.

1 из 3

Жимба рассказывает, что всё в убранстве дугана оформлено неслучайно и имеет значение. Например, здание состоит из трёх этажей, что символизирует главные ценности философии: Будда, его учение и Сангха (единое сообщество монахов - И.Х). Основания колонн были привезены из Кондуйского дворца и уложены в стену дугана. Эти огромные кубы составляют основу фундамента. Если присмотреться, то колонны тоже имеют множество буддийских рисунков. В верхнем ряду белого мрамора изображены три буддийских божества, символизирующих учения прошлого, настоящего и будущего. Божества повторяются и на втором, третьем этажах. Кроме них там ещё присутствует Белая Тара - символ мудрости. На нижнем ряду мраморного барельефа колонны выбита «Ба» - тибетская буква, которая обозначает корову. Со слов Жамбы ламы, она символизирует богатство и притягивает большой приход в дацан.

На втором этаже с двух сторон отлиты медные символы - намчувангданы. Этот талисман несёт в себе охранную функцию и настолько распространён в буддийской культуре, что может быть изображён где угодно, даже на сувенирах. Однако лама говорит, что значение символа раскрывается в переплетении множества санскритских слогов, поэтому не стоит талисман использовать как попало.

Форма намчувангдана выбита в деревянных ставнях на окошках, где по соседству расположилась свастика, как символ вечности.

Лестницы справа и слева украшены потёртыми железными львами. Белые львы с бирюзовой гривой - это один из персонажей буддийской мифологии, он же изображён на флаге Тибета. Символизирует животное храбрость и верность Будде. Несколько сотен лет эти львы стоят на страже дугана. Грива потемнела и местами облезла, но величие их сохранилось.

Будда и винтовки

Цугольский дацан в начале XX века насчитывал более 20 построек, но к настоящему времени сохранилось лишь три, в том числе и главный соборный храм. С приходом советской власти буддийскую культуру уничтожали на корню. Лам, а их к началу XX века было в дацане больше тысячи, ссылали на каторгу или расстреливали, богатства похищали и продавали. Дацан был закрыт в 1936 году, все строения власть отдала воинским частям. По рассказам Жамба ламы, до 1980-х на первом этаже были организованы военные склады, на втором хранили оружие, а на третьем - вещи.

Военные относились варварски к Цугольскому дацану. Краевед Виктор Балдоржиев рассказывал, что солдаты гарнизона исписали бранными ругательствами все стены дугана. С другой стороны, благодаря военным здание всё-таки сохранилось пусть и в разорённом состоянии, а не сгорело, как это случилось с другими дацанами Забайкалья того времени.

1 из 5

Буддийская община получила Цугольский дацан в 1988 году. «Собрались почтенные старики из всех сёл Могойтуйского района. Потянулись в дацан и мастера-самородки. Прибыли и русские люди. Из Читы – группа Дмитрия Хохлова, Владивостока – группа Андрея Савченко. Снова начали проводиться хуралы с приходом учи­телей из Шэнэхэнского дацана, Лодой ламы, Арлаа ламы, Гэлэг Нима ламы, Нимбу ламы, которые сохранили древние традиции Цугольского дацана. С этого времени начинается реставрация дацана, философского факультета», - вспоминал Балдоржиев.

Одной из главных побед над разорением стало возвращение восьмиметровой статуи будды Майдари. Он считается одним из самых почитаемых в буддийской философии, причём во всех школах. В Цугольском дацане он сидит на тумбе из кедра, подняв руки на уровне груди в форме распустившегося лотоса. Статуя, рассказывает Жамба лама, была изготовлена из меди в 1897 году, и именно в России, а не в Китае, как это практиковалось в других дацанах. Для неё построили отдельное здание - Майдари-сумэ. В 1935 году статую разобрали и увезли в Улан-Удэ, потом она хранилась в Ленинграде в Казанском соборе вплоть до 1991 года.

1 из 4

Реставрировали будду Майдари умельцы из Бурятии. Сначала только голова статуи была выставлена в дугане, а остальные части ждали своего часа. К 2006 году усилиями реставраторов и властей Агинского Бурятского автономного округа статую собрали и поставили во вновь отстроенном сумэ.

«Это Будда будущего, он придёт, когда наша цивилизация исчезнет. Он даст учение, не такое, как сейчас, поэтому современные люди его не поймут, - лама всмотрелся в лицо огромной статуи. - Она сейчас самая высокая в России, пока в Агинском дацане ещё не восстановили 14-метровую. Майдари состоит из семи частей - головы, груди, рук, нижней части и ног. Внутри заложены драгоценности - золото, серебро, кораллы, потом книги – 250 томов Данжуров лежат у статуи в районе груди. А ниже зерно, благовония и цветы».

Тысячи богов

Сегодня дацан не может похвастаться той популярностью, что была у него в середине XX века - сейчас при дацане обучается только несколько лам. При этом число туристов растёт. Настоятель дацана Алдар-лама объясняет, что люди приезжают за помощью из разных уголков мира, особенно если Могойтуйский район - их родовая земля.

1 из 7

«Сейчас наметилась тенденция, что люди уезжают из Забайкалья и Читы в другие города. Многие добираются в соседние государства, кто-то едет дальше, на другие материки, но ведь это не от хорошей жизни. В дацан тоже приходят, когда произошла беда, за помощью. Если у человека всё хорошо, он не побежит в дацан или церковь, так, за редкими случаями. Такова человеческая природа, - говорит лама. - Кроме того, сегодня, когда Россия повернулась на Восток, интерес к буддизму проявляется намного ярче, чем это было в начале 90-х годов прошлого века».

Цугольскому дацану нужна реставрация. Здание не отапливается, штукатурка осыпается, уникальные творения мастеров теряют былую красоту. Он выстоял при варварском отношении советской власти, был восстановлен благодаря усилиям верующих. Сегодня комплексу ничего подобного не угрожает, кроме равнодушия.

Храмовый комплекс попал в федеральную целевую программу «Культура России» с 2012 до 2018 года, за счёт которой в 2014-м были выделены 7 миллионов рублей на замену кровли и реставрацию колонн. Но это только начало - на восстановление одного из трёх последних буддистских храмов требуется ещё не менее 20 миллионов рублей, это по расчётам прошлых лет. Будут ли они выделены до окончания программы неизвестно, а тем временем здание ветшает. Буддийская культура уже нелепо потеряла один дацан, который пережил и революцию, и гражданскую, и Великую Отечественную войну, но не смог устоять от огня - теперь ошибку исправляют всем миром.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления