Религия Про Агу Зачем буряты поднимаются к белоснежным ступам на вершинах гор

Зачем буряты поднимаются к белоснежным ступам на вершинах гор

Источник:

С наступлением лета на той территории Забайкальского края, где живут буряты, начнут отмечать буддийский праздник обоо тахилган. Религиозный обряд собирает сотни, тысячи верующих вокруг белоснежных ступ на вершинах гор и сопок. Люди молятся за здравие всего живого на земле и просят исполнения своих заветных желаний. Рассказываем, как это устроено.

Обряд восходит корнями к языческому ритуалу почитания духов местностей, и сегодня мы наблюдаем результат ассимиляции шаманизма и буддизма.

Ступа


Ступа для проведения шаманского обряда берет начало от каменных курганов, коими обозначались места захоронений. Со временем она приняла тот облик, который мы привыкли видеть сегодня: конусообразное строение белого цвета. В ее центре установлен длинный деревянный шест для вывешивания флага «коня удачи». Стоит отметить, что облик языческой ступы с тех времен претерпел совсем немногие изменения.

А вот что касается буддийской ступы, то она имеет квадратное основание с полусферической серединой и конусообразным верхом. Иногда в ее основании могут быть устроены помещения с молитвенными барабанами и местом для зажжения лампад.

За религиозным строением обычно присматривают верующие или представители бурятских родов, у которых защитниками являются духи данного обоо. Традиция молиться в родоплеменном месте передается от отца к сыну. Их супруги после сватовства по бурятским обычаям переходят под защиту смотрителей мужа. Но также они по желанию могут посещать обоо своих отцов.

Список желаний


Присутствующие на обряде пишут список со своими именами и членов семьи, где указывают год рождения, знак по восточному гороскопу и возраст. Напротив каждого отмечают его сокровенные пожелания. Кто-то просит духов о крепком здоровье, удачном контракте, успехах в работе, о мире в семье, богатом урожае и так далее. Они передаются ламам и шаманам. Те, в свою очередь, во время обращения к духам местностей вместе с мантрами зачитывают список людских пожеланий.

Если у человека нет возможности лично посетить место родового поклонения, то он просит родственников о помощи. Они вносят его в список и брызгают за него молоко. Считается, что таким образом отсутствующий тоже получает защиту и благосклонность духов.

Обряд


Благоприятные даты проведения молебнов на обоо высчитывают ламы-астрологи близлежащих дацанов. В назначенный день верующие приносят с собой белую пищу — молоко, чай с молоком, творог, сушеный творог, сметану, а также торты, сладости и фрукты. Во время чтения мантр их принято держать открытыми, без крышек, без оберток, в знак смирения и готовности к получению благословения. По завершении обряда после троекратно произнесенного «ахрай» («да будет так» — перевод с бурятского) присутствующие вкушают кусочек от белой пищи. Ее нужно есть только членам одной семьи в течение трех дней. Это своеобразное закрепление эффекта от молебна для исполнения желаний и призвания удачи.

Источник:

Гороо


Пока ламы читают мантры, шаманы камлают, верующие совершают гороо (хождение вокруг ступ — перевод с бурятского). Во время прохождения молитвенных кругов читают мантры, перебирают четки, брызгают молоко, крупы, монетки с просьбами о помощи и исполнении желаний. Количество гороо должно быть нечетное — один, три, пять и так далее. Но самое лучшее, когда оно равнозначно возрасту молящегося. Если тебе 20 лет, значит нужно пройти 20 кругов, если 70 лет, значит 70 кругов.

Праздник


Культурно-спортивный праздник начинается после каждого обряда обоо. Спортсмены состязаются в троеборье — борьбе и стрельбе из лука по национальным правилам и в конных скачках. С недавних пор в него начали включать и ломание хребтовой кости животного. Участие принимают все желающие. Спонсорская помощь для награждения победителей собирается за счет пожертвований буддистов.

Душа


В любой религии мира присутствие на молебне очищает и укрепляет душу верующего, придает сил. Ведь молитвы — это не простое сочетание букв и звуков, а духовная пища, ментальное соприкосновение с другими реальностями. Их в буддизме шесть: мир богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и адских существ. Посещение обоо — это хорошая возможность внести изменения в копилку своей кармы в пользу светлого и доброго, чтобы в следующей жизни переродиться в высшем из трех миров сансары.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Рекомендуем
Объявления