Есть ли хоть один предприниматель, которому бизнес даётся легко? В существовании такого уникального человека приходится сомневаться. Что пережили и перепробовали те бизнесмены, у которых сейчас успешные крупные компании, остаётся только догадываться.
2000. Игра на выживание
В далёком от 2000-го 2014 году Сила Головатый — обладатель собственной «Мастерской». Говорит, 14 лет назад был ещё школьником, а забайкальские предприниматели уже вовсю начинали бизнес, занимая разные ниши в бизнес-сфере региона.
- Вряд ли можно считать, что бизнес – это такой лёгкий полёт в любом направлении. Опираясь на практику друзей-предпринимателей, а не на свой личный опыт, могу сказать – люди делали бизнес в том, в чём они разбирались лучше всего. И большинство из них начали заниматься своим делом не от лучшей жизни. Умела девушка продавать одежду, которую таскала баулами по городу – сейчас владелица современной крупной сети. Принимал хороший врач в брошенной государством и богом больнице – сейчас руководит известной сетью. Так получилось и у меня – в чём разбирался лучше всего, на то и пал выбор. И появилось рекламное агентство.
- Какой бизнес тогда был популярным?
- Основной процент предпринимателей в регионе работал в сфере торговли, а в сфере услуг - значительно меньше. И если 90-е можно считать временем шальных денег, то начало 2000-х стало, скорее, накоплением капитала. Деньги делались, но делались тихо. Ярких проектов попросту не было.
- А потом? Началась смена приоритетов у читинского бизнеса и текучка кадров среди предпринимателей?
- В мелком бизнесе – да, конечно. Особенно в последние годы – государство поднаторело в изысканном садизме, и в результате почти половина мелких предприятий в России закрылись, не выдержав изощрённой «поддержки малого и среднего бизнеса». А что касается бизнеса крупнее, то текучки там уж точно не было. При этом видные предприниматели никуда не делись – они всё так же руководят эффективными компаниями. Андрей Любин, Александр Филонич, Сергей Давыдов, Владимир Шестаков, Юрий Бажин, Андрей Токарев – эти имена всегда на слуху. Во многом потому что у них есть предпринимательская «чуйка», они почти всегда в тренде. Не обязательно открывают новые направления – скорее, смотрят на ошибки других и в нужный момент вкладываются в подготовленный проект.
2014. Еда, фитнес и торговля
- Что популярно сегодня?
- Сегодня очень популярно открывать общепит, фитнес-клубы, магазины одежды и строить торговые центры. Почему? Потому что перед глазами есть пример – кто-то из «звёзд» бизнес-среды создал яркий проект, начал зарабатывать хорошие деньги. «А я что, хуже?». Но повторить успех не всегда получается – простое копирование уже не работает, а у потребителя есть выбор. Даже если судить по нашей сфере деятельности – в справочнике «Чита.Ру» в разделе «Реклама» 142 компании. 142! Но реально работающих – по пальцам пересчитать.
- Почему бизнес, который так популярен сейчас, не был популярным и не мог приносить такой доход в 2000 году?
- Этому причина - сознание людей, деньги, интересы... Мне кажется, что, во-первых, мы стали жить лучше. Об этом можно много спорить, но объективно это так. Покупательская способность к концу первой декады 2000-х была очень хорошей. По сравнению с тем периодом, сегодня мы не просто стагнируем, а мчим назад на приличной скорости. Во-вторых, именно в этот период начался бум франшиз и поддержки открытия таких проектов банками. В-третьих, у предпринимателей появились деньги. Понятно, что в начале 2000-х строить дилерский центр за 200 миллионов рублей было несколько опрометчиво – сегодня же это удачное вложение денег. И здесь нужно понимать, что предприниматель не может сидеть на месте – если одна его компания работает, он уходит из оперативного управления и создаёт новую. Если посмотреть срез клиентов нашего агентства – у каждого из бизнесменов в среднем по 3-4 таких компании.
2020. Оригинальность в почёте
- Предположить, куда идёт бизнес в Чите, сложно. Потому что покупательская способность в крае достигла очень низкого уровня. Сегодня даже в сезон предприятия падают в «минус», работая в убыток. Что уж тут говорить про 2020 год! Могу предположить, что популярным бизнес-проектом у нас никогда не станет производство. И вряд ли кто-то повторит успех Александра Бондяшова, который вывел свою торговую сеть «Дочки и сыночки» на федеральный уровень. Скорее всего, будут плодиться маленькие компании, предоставляющие высокий сервис в своём сегменте. Возможно, появится несколько глобальных проектов, которые выйдут за пределы нашего региона – но только благодаря оригинальной идее.