23 апреля Госдума без лишнего шума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В народе этот закон уже прозвали о платном образовании и медицине.
Законопроект меняет статусы бюджетных учреждений и принципы их финансирования. Главным плюсом разработчики назвали будущую финансовую самостоятельность учреждений, не забывая уточнить, что при этом учреждения лишатся бюджетного финансирования в полном объёме. Планируется, что при реализации закона по традиционной схеме будут финансироваться лишь военные части, исправительная система, психиатрические больницы и лепрозории. А школам и больницам деньги будут выделять лишь по числу учеников и пациентов в рамках гослимита, который пока тоже не известен.
Если весть о том, что часть медицины может стать платной, люди восприняли спокойно – привыкли отдавать деньги за уколы-капельницы, то возможность платного образования возмутила всех. Родители уже подсчитали: если в бесплатный лимит войдут лишь по два часа русского языка, математики, три часа физкультуры и религии в неделю, то за остальные предметы придётся платить 5-6 тысяч в месяц. Большинству гранит науки покажется очень дорогим камнем.
Но министерство образования и науки России попыталось опровергнуть эти подсчёты: «Суть законопроекта применительно к системе общего образования – предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования». По сообщению министерства, оно выступает и всегда выступало «с позиции обеспечения каждого ребёнка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование».
Опроверг слухи и мэр города Читы Анатолий Михалёв: «Ещё закон не был подписан, а уже на митингах звучало, что в России отменяется бесплатное образование в школах и в высших учебных образованиях. Давайте мы в окончательном варианте получим все нормативно-правовые документы, а потом будем их обсуждать. У меня есть информация, что новых изменений не будет. Закон даёт право сохранять казённые образовательные учреждения и создавать автономные образовательные учреждения. Но обязательный перечень и стандарт услуг, так или иначе, будут финансироваться из бюджета. Такая же схема будет работать в медицинских учреждениях».
По его словам, законопроект предусматривает, что плата будет взиматься лишь за дополнительные занятия, такие, как кружки по пению или рисованию.
«Учебным заведениям будет предоставлено право самим выбирать: или они остаются казённым учреждением и работают по старым схемам, или, если они считают, что способны оказывать дополнительные услуги, могут переходить в статус автономного. Никто не собирается все учреждения перевести в автономные. Готовы – работайте, но при условии, что мы вам финансируем стандарт, необходимый для учащихся, а по дополнительным услугам – зарабатывайте, тратьте на себя», - отметил мэр 11 мая на пресс-конференции.
По его словам, у всех школ разные условия. Есть те, где обучается около двух тысяч школьников и существуют условия для проведения дополнительных занятий. «Здесь нельзя подходить однозначно. И президент не сказал, что всё – завтра заканчиваются казённые предприятия или муниципальные учреждения образования и все будут автономными», - сказал Михалёв. Он отметил, что пока ни одно из 75 дошкольных образовательных учреждений и 55 школ города не выразило желание быть автономным.
Директор читинской школы №49 Руслан Никонов считает, что многие руководители современных школ давно ждут перелома в вопросах финансирования образования, но пока с боязнью относятся к инновациям.
«Получается, что мы по форме собственности, по своим нормативным документам являемся муниципальными. Это говорит о том, что нам должны финансировать содержание здания, модернизацию, техническое обеспечение. К сожалению, этого практически нет», - рассказывает Никонов.
По его словам, в России можно создать несколько категорий школ, например, частных, открытых, закрытых и, конечно, бесплатных: «Если родители хотят большего, они могут выбирать среди школ, оплачивая дополнительные услуги. Тогда руководители школ будут знать, что есть деньги на ремонт, проводку, покупку аппаратуры, учебников, чтобы отправить специалистов обучиться, переучиться. У меня, как у директора, не будет болеть голова, где всё это взять. Это будет нормально. Сегодня уже менталитет изменился – родители готовы платить, например, за частные детские сады».
С опаской приняли новый законопроект и представители здравоохранения. Прежде всего, по словам председателя краевого профсоюза работников здравоохранения Надежды Кулинченко, был проведён анализ возможных социальных последствий реализации закона.
«Мы высказали несогласие, что федеральным бюджетом будут предусматриваться финансовые средства для индексации заработной платы работников только казённых учреждений. Что приведёт к ущемлению интересов подавляющего большинства работников государственных муниципальных учреждений», - сказала Кулинченко.
По её словам, письма с указанием недостатков закона были направлены представителям законодательной и исполнительной власти федерального и краевого уровня.
«Мы согласились с мнением центрального комитета профсоюза, что недостатки должны быть устранены. Этот закон рассматривался в нарушении регламента Государственной думы, без предварительного рассмотрения закона трёхсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений РФ. Поэтому Федерация независимых профсоюзов направила обращение к председателю правительства Путину, чтобы он отозвал проект закона из государственной думы, и чтобы трёхсторонняя комиссия рассмотрела социально-экономические последствия, если закон будет реализован», - рассказала Надежда Кулинченко, уточнив, что не имеет официальных результатов этого обращения.
Точки над «и» расставил президент России Дмитрий Медведев, который на прошлой неделе, как сообщает «Российская газета», впервые прокомментировал слухи и домыслы о том, станет ли образование платным: «Общий ответ – нет. Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг. И, во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему негативному в этом плане не привели».
По уточнению министерства образования и науки РФ по новым финансово-управленческим принципам уже начали работать 20 тысяч школ или 40% от общего числа, в которых обучается 5 из 13 миллионов школьников.
По мнению президента, не должно быть негативных последствий и для медицинских учреждений – наоборот, финансирование будет увеличено до 460 миллиардов рублей. Эти деньги должны пойти на материально-техническое обеспечение, питание, медикаменты и заработную плату.
Как сообщает «Российская газета», президентская подпись на документе - лишь вопрос времени. А, по словам собеседников агентства, время ещё и покажет, что принесёт медицине и образованию новый закон.
Юлия Золотуева