Общество С одной стороны Тупик, с другой — начало

С одной стороны Тупик, с другой — начало

День охотника и оленевода для Тунгиро-Олёкминского района — как праздник урожая для сельскохозяйственных сёл. В конце марта охотники завершают сезон, подводят итоги и позволяют себе с размахом гульнуть на крепком ещё льду Тунгира близ села Тупик.

День охотника и оленевода для Тунгиро-Олёкминского района — как праздник урожая для сельскохозяйственных сёл. В конце марта охотники завершают сезон, подводят итоги и позволяют себе с размахом гульнуть на крепком ещё льду Тунгира близ села Тупик.

В этом году на празднование попали и депутаты краевого заксобрания, приехавшие обсуждать закон об охоте.

Несмотря на обещанный накануне снег, утро 26 марта выдало такую порцию солнца, что для какого-нибудь Питера её хватило бы на полгода. Светлеет в Тупике рано, поэтому уже в 9 часов было ясно, что погода праздник не испортит.

Даже не в такую прекрасную погоду гулять по Тупику — это удовольствие. Посёлок очень не похож на большинство забайкальских райцентров. Не похож малым количеством кирпичных построек — кроме школы и больницы, все здания там, кажется, деревянные. Отапливаются здания, и жилые, и административные, дровами, поэтому в воздухе висит лёгкий запах дыма и лиственничных поленьев.

Посёлок, как заметил кто-то из коллег, похож на пионерский лагерь — на центральной улице так просто растут группками лиственницы. Деревьями окружён и клуб, и магазины, и спортплощадки. Их на этой улице аж четыре в ряд. Такого, наверное, не встретить уже нигде. Совсем из разряда фантастики — досуговый центр, в котором на тренажёрах можно заниматься бесплатно, а в бильярд играть за десять рублей.

Ещё на улицах Тупика можно увидеть мост, о котором местные жители говорят: «Его снимал «Первый канал», симпатичных пушистых собак, необычные длинные лодки и снегоходы «Буран». Один из «Буранов» во время поездки вызвал живой интерес у депутатов. С детской непосредственностью они садились на него, интересовались мощностью и возможностью использовать летом.

«А как же! - отвечал глава района Олег Селезнёв. Летом ставим переднюю лыжу пошире и вперёд. По болотам только так». И подмигивал с хитрейшей улыбкой. Прокатиться на «Буране» почему-то не дали даже депутатам. Они, впрочем, не обиделись и на заседании предложили субсидировать оленеводам покупку снегоходов.

Шутил глава района довольно часто. После посещения дизельной установки, экскурсии в уютный детский сад, симпатичную школу и оленеводческое хозяйство депутаты, не скупясь, отвешивали заслуженные комплименты. «Это с какой стороны посмотреть: с одной — Тупик, с другой — начало», - хохотал в ответ Селезнёв.

Аншлаг на генеральной репетиции

Накануне праздника в поселковом клубе шёл концерт. Знающие люди смеялись и называли его генеральной репетицией дня охотника. Но, наверное, даже генеральные репетиции не бывают такими успешными. Зрителей в крохотный зал набилось под завязку — на креслах взрослые, на «галёрке», стоя, молодёжь. С одинаковым усердием аплодисменты адресуются и стареньким поющим шаманкам, и молодым танцующим «птицам», и зрелым тётечкам, поющим про обломившуюся доску. Приятное замечание — в зале ни одного пьяного, а перед клубом — ни одной бутылки. При этом не было похоже, что это результат стараний двух девушек-милиционеров. Одна из них — милая блондинка в форме — впрочем, пыталась выглядеть строгим стражем порядка и шикала на бесившихся у сцены детишек. Они не обращали на неё внимания, занимались своими буйными ребячьими делами и иногда смотрели восторженно на артистов.

Разговор с оленем

Палатки на месте народных гуляний появились ещё за сутки до праздника. В них поселились эвенки-оленеводы, пригнавшие оленей из Каларского района. Приехали они не только ради праздника, хотя делать в этот день визит соседям — обычное дело, а чтобы остаться здесь. Путь от Калара к Тунгиру, занявший пять дней, бодрые эвенки проделали по приглашению главы района, серьёзно взявшегося за развитие оленеводства.

Обычно на праздник съезжаются не только жители района, но и соседи тунгиро-олёкминцев — каларцы, могочинцы, тунгокоченцы. Поэтому праздник получается массовым и по-настоящему народным. Кроме этого, помимо чисто северных развлечений — гонок на оленях и снегоходах — в день охотника идёт и масленичная забава — лазание по столбам.

Однако с самого начала праздника успехом пользовались олени. Пока они мирно лежали, стояли, переминались с ноги на ногу, вокруг них сновали люди — трогали пушистые носы и мягкие растущие рога, трепали за холки, ловили грустные морды в объективы фотоаппаратов и ждали главного события — гонок на оленях.

В ожидании соревнований один из эвенков склонялся к оленьей морде и шептал какие-то непонятные слова. «Колдует», - комментировали одни. «Уговаривает победить», - утверждали другие.

Помогло ли это наезднику — неясно. Короткую дистанцию олени, запряжённые в лёгкие нарты, пробежали стремительно, успев всё-таки по дороге вывалить набок языки. Потом так же стремительно дистанцию прошли олени с всадниками.

«Кто выиграл-то?» - спрашивали зрители. «Олени, конечно». А выиграли, мне показалось, все, кто был и видел это.

Улица в селе Тупик - райцентре Тунгиро-Олёкминского района
1 из 32

Егор Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления