В ноябре 2011 года на «Чита.Ру» стартовал новый проект «Родом из Забайкалья». Десятки людей за это время высказали желание рассказать о жизни в других городах.
Юрий Пояркин - экс-директор краевого драмтеатра, человек, проработавший в нём 30 лет, и оглушивший, как минимум коллектив нашей редакции, вестью о переезде в Брянск. Юрий Пояркин в ноябре рассказал ИА «Чита.Ру», почему он, не мысливший себя без читинской драмы, принял решение о переезде.
- Ваша новая должность стала неожиданностью для многих читинцев. Долго принимали решение? О чём думали в первую очередь, между чем выбирали?
- Спасибо, дорогие мои земляки, за интерес ко мне, к моей судьбе. На этой земле я живу уже 50 лет, 30 из которых отданы Забайкальскому краевому театру драмы. Ему отдано всё - безмерная любовь к театру стала практически основой жизни. Гастроли, проекты, каждодневная забота о хозяйственной, творческой, организационной деятельности, о быте и жизни коллектива почти в 150 человек, сделали меня нужным театру. Просто я стал той частицей театра, без которой коллектив уже и не мыслит себя и своё существование.
Но была и другая сторона жизни: делая всё для театра, становясь успешным в своей деятельности, привлекая на его сторону столько добрых дел от поклонников, одновременно готов быть несогласным с минкультуры, которое должно работать на театр, а от него, и сейчас тоже, один негатив.
Зависть от успешной работы театра достигает таких немыслимых объёмов, что Пояркин становится неугодным человеком. «Неласково» поговорил с зятем губернатора. Последний в разговоре с главным режиссёром Березиным сказал, что надо подумать, мол, о замене директора-распорядителя, очень неправильно себя ведёт. С того времени холодность и недовольство его величество проявляло всегда. Ну, а тот самый министр, от которого культура так и брызжет бескультурьем, всё время твердила Березину о замене. И это мнение стало постоянно обсуждаться в верхах. Березин, который к тому времени подумал, значит, так тому и быть - теперь сам может руководить полновластно. Он согласился с тем, что мне предложили быть директором в Брянске. Он так уверовал в своё благополучие, что ни разу мне и намёка не дал, чтобы я отказался от предложения. И вот случилось то, что случилось.
- Как к этой новости отнесся ваш коллектив? Как вас провожали в Чите? Что желали?
- Для многих читинцев и для коллектива это стало неожиданностью. Провожали по чести. Было много подарков от коллективов города, все говорили только тёплые слова, да и любимый коллектив сделал всё только хорошее. Спасибо всем!
- Решились, переехали и что сделали в первую очередь на новом месте?
- Переехал в Брянск, получил хорошую двухкомнатную квартиру в двух шагах от театра. Театр, к сожалению, находился не на самом современном образе жизни. Поэтому всё для них, сделанное мною, в радость. И повышение зарплаты, и введение новых форм работы по разным направлениям.
- Помните свой последний день в Чите? А первый в Брянске? Как вас встретил новый город?
- Последний день в Чите был полон слёз и прощаний, первый день в Брянске - только внимания и уважения. Это было 26 марта, когда проходила отчётная годовая коллегия культуры. Город встретил теплым, солнечным днём. В марте уже было плюс 2 днём, а ночью минус 2. Для коренного забайкальца это было в диковинку.
- Долго привыкали к новому месту не только работы, но и жительства? В чём было принципиальное различие, а что казалось так, как и в Чите?
- Привыкать к новому месту работы не пришлось. Потому как всё касается дел театральных. Другое дело многое надо было направить в нужное русло. Да к тому же театр находился в заключительном этапе капремонта. Но и это было уже в моей жизни.
В руководстве культурой и процессами дел есть принципиальная разница, прежде всего в человеческом факторе. В Брянске - внимание к каждому подразделению, например, выделяются субсидии на выполнение госзаданий. Все вопросы решаются в рабочем порядке. Культура общения, понимание, и множество мероприятий по линии культуры с участием первых лиц государства придаёт высокий статус Брянскому управлению культуры. Оказывается, можно жить и без хамства в культуре, делать общее дело в единстве поставленных задач. Все это мне открывает глаза на другой, не на читинский, мир. И я сделал вывод, почему так бывает. А всё очень просто - местечковость, кумовство, которые есть в Чите, губят все человеческие ценности. Губернатор поставил министром культуры человека, которого долгие годы знает, и слушает только её, на низы он давно уже не опускается. А в культуре процветает хамство, лизоблюдство, презрение к профессионализму. Примеров не перечесть. Министр создаёт театр национальных культур, назначает своего мужа директором и содержит его на хорошем финансовом уровне. Отремонтировали для театра здание. А театры профессиональные влачат такое жалкое существование, и никуда никто не пойдет. Все жалобы утонут в местном водовороте. До Москвы далеко, до бога высоко, как говорится. Вот такие различия.
- По чему в городе скучаете больше всего?
- По своему принципу я человек общительный. Поэтому окружён хорошими товарищами, но по родным и друзьям скучаю, со многими часто общаюсь.
- Какие у вас самые любимые места в Забайкалье и с чем они связаны? Появились ли такие места в Брянске?
- Работая в Забайкалье, я так и не понял, а какие места любимые? Наверное, театр. В Брянске в этом смысле появились хорошие места - это музей-усадьба Фёдора Ивановича Тютчева, усадьба Алексея Константиновича Толстого, музей «Партизанская поляна». Здесь есть самый настоящий стационарный цирк - не пропустил ни одной программы. Ну, и театр.
- Чем отличается наш театр от брянского?
- В Чите большой театр по площади, есть склад хранения декораций, столярка – всё в одном здании. В Брянске театр меньше и подсобные цеха разрознены.
- У вас, даже несмотря на огромный опыт работы, наверняка появилось что-то новое. Что бы сделали, используя сегодняшний опыт, если бы вернулись лет на пять назад?
- Я думаю, чтобы проводить какие то новые проекты, прежде всего, нужно не терять навык старого и искусства общения с людьми. Тогда получится даже то, в чём сомневался.
- Сейчас для вас Забайкалье – это?
- Забайкалье - это моя Родина. Там живут дорогие моему сердцу люди. И если вдруг зайдёт ко мне незнакомец и скажет, что он из Читы, - для меня это будет дорогой человек.
- А Брянск?
- А к Брянску я ещё привыкаю.
- С какими работниками читинской драмы вы бы хотели работать в Брянске? Зовёте ли их? Как они относятся к вашим предложениям?
- Очень много профессионалов работает в читинской драме. Они даже и не знают, какие они профессионалы. Заслуженный артист Вениамин Прохоров уже артист Брянского театра. С удовольствием хотелось бы поработать в Брянске с главным бухгалтером Тамарой Сидоровной Сидоровой - она большая умница. Безусловно, талантливый Сергей Жарков - и такого здесь нет, а как органичны Алексей Тебеньков, Светлана Алфёрова и другие. Их много. Но они преданы Забайкальскому театру.
- Какие планы? Что хотите выполнить?
- Планы… Театр, зритель, гастроли, переезд семьи в Брянск.
- Что из опыта, накопленного здесь, нереально воплотить в Брянске, а что намерены повторить там?
- В Брянске воплотить можно всё - здесь очень сильная труппа и замечательный зритель, которого не надо организовывать. Есть огромное количество брянцев, которые являются театралами и патриотами родного театра. В Чите с этим слабовато.
- По вашему мнению, верно ли утверждение, что в Забайкалье живут самые радушные люди?
- В Чите живут хорошие люди, да и в Брянске их хватает. Всё зависит от самого себя.
- Что бы вы сейчас пожелали Забайкалью и забайкальцам?
- Как бы там ни было, а Чите я желаю процветания - это красивый город. И родному театру – тоже. А своим коллегам желаю терпения и веры в то, что придёт время, и в культуре будет так, как должно быть. Верю, что это случится скоро.