CHITA
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Чите

Погода-10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -17

0 м/c,

687мм 31%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Общество Андрей Геласимов: «В жизни стоит делать только то, что хочется»

Андрей Геласимов: «В жизни стоит делать только то, что хочется»

Обладатель литературной премии «Национальный бестселлер» для ИА «Чита.Ру» вспомнил о своих предках, и - какое оно, Забайкалье его детства, рассказал, кто помогал собрать информацию для «Степных богов» и можно ли прожить на писательские гонорары.

Одним из открытий фестиваля «Кинотавр» минувшим летом стал фильм «Жажда», снятый по одноименной повести Андрея Геласимова. Первые зрители оценили премьеру долго несмолкающими аплодисментами. Режиссёром картины стал Дмитрий Тюрин, а сценарий написал сам Геласимов.

Творческая жизнь писателя насыщенна и интересна, но в суете московских будней он не забывает о своей второй малой родине. Второй – потому, что хотя Андрей родился в Иркутске, корни его семьи тесно связаны с нашим краем. Прозаик с теплотой вспоминает Забайкалье и даже посвятил ему роман «Степные боги». Именно эта книга принесла ему признание и литературную премию «Национальный бестселлер».

Андрей Геласимов для ИА «Чита.Ру» вспомнил о своих предках, и - какое оно, Забайкалье его детства, рассказал, кто помогал собрать информацию для «Степных богов» и можно ли прожить на писательские гонорары.

С нежностью вспоминаю голос деда

- Всё детство мечтал быть военным моряком, но мой отец, который сам был кадровым офицером, сумел отговорить меня от военной карьеры. Родители много занимались спортом, мы часто ходили на лыжах, и это сильно объединяло семью. Сочинять я начал довольно рано – думаю, в возрасте 10-11 лет. Писал какие-то рассказы о войне и сказки для своих младших сестренок.

В одном интервью вы говорили, что Забайкалье присутствовало в вашей жизни с самого детства. Расскажите о ваших предках, живших в нашем крае.

- На станции Дарасун жили мои дедушка с бабушкой Антон Афанасьевич Геласимов и Мария Ивановна Геласимова (урождённая Брюхова). Дед Антон после войны руководил колхозом в Карымском районе. Прадед, отец бабушки, Иван Николаевич Брюхов был бондарь. Возил свои бочки в Китай и обменивал их там на спирт. Были ли в моём роду казаки - не уверен. Но дома с детства помню на полке книжку «Даурия», подписанную моему отцу автором. Так что казачество забайкальское нашей семье небезразлично.

Отец призвался в армию из Дарасуна и попал служить на Тихоокеанский флот, дизелистом на подводную лодку. После демобилизации поступил в ИВАТУ (Иркутское военное авиационно-техническое училище). Окончив училище, остался в Иркутске и вскоре женился. Так мы стали иркутянами.

Какое оно – Забайкалье из вашего детства?

- Летом на каникулах родители часто отправляли меня к бабушке в Дарасун. Я помню сопки, багульник, огромные куски каменной соли и бочку, в которой дед возил меня, когда шел за водой. По дороге он любил петь частушки, и я с нежностью до сих пор вспоминаю его голос и смешные стихи.

Читатель в доме был один — я

— Вы сознательно пошли учиться на филолога? Родители одобрили ваш выбор?

— Не думаю, что мои родители особенно интересовались филологией. Книг дома было много, но и мама, и отец имели техническое образование, поэтому читателем в доме был в основном один я – во всяком случае, до тех пор, пока не подросли младшие сестры. Английская филология привлекла меня именно из-за книг. В 16 лет я прочел свои первые книги Хемингуэя и понял, что хочу изучить эту культуру. Впрочем, помимо англоязычной литературы в студенческие времена большую роль для меня играл театр. Я даже создал свой собственный на факультете.

— Андрей, как оцениваете состояние современной литературы? Сегодня ведь любой желающий может издать книгу за деньги …

— Я по-прежнему больше интересуюсь литературой на английском языке. С удовольствием читаю Джонатана Фойера, Кормака Маккарти, Пола Остера и других. Тот факт, что за деньги можно самому издать свою книгу, меня ничуть не тревожит. Каждый имеет право тратить свои средства по собственному усмотрению. Однако читать такую книгу я, скорее всего, не буду. В ресторане я бы насторожился, если бы мне предложили денег за то, чтобы я съел какое-нибудь блюдо. Есть тут какой-то подвох.

Уже три месяца езжу по фестивалям

— Давайте поговорим о романе «Степные боги», который принес вам известность. Как вы собирали материалы для этой книги?

— Когда работал над этим романом, я обратился к своим родственникам, живущим в Читинской области, и попросил, чтобы они расспросили мою бабушку и записали для меня всё, что она расскажет о 40-ых годах. Меня интересовали конкретные детали того времени – что люди ели, как одевались, как разговаривали, что их волновало, чего они боялись, чему радовались. Вскоре я получил из Забайкалья несколько ученических тетрадок, исписанных аккуратным почерком одной из моих многочисленных тетушек. Без этих тетрадок и без бытовых подробностей, заботливо собранных моими близкими, роман «Степные боги», возможно, никогда не был бы написан. В некоторых книгах мне иногда хочется что-то поменять, но «Степные боги» никогда не вызывали у меня такого желания.

— Над чем работаете сейчас?

— Сейчас я работаю, в основном, для кино. Этим летом на фестивале «Кинотавр» был представлен фильм по моей повести «Жажда». С тех пор вот уже три месяца я езжу по многочисленным фестивалям с этим фильмом. Также завершены съемки фильма по моему роману «Год обмана», в главных ролях снялись Екатерина Вилкова и Алексей Чадов.

— В какой обстановке вам удается «поймать» вдохновение?

— Я часто работаю в дороге – в самолетах, в гостиницах и даже в такси. Судя по всему, мне это ничуть не мешает. Когда в голове есть твёрдый план, яркие персонажи и волнующие сюжеты, писать можно где угодно и в любой обстановке. Вернее, обстановки просто не существует. Она исчезает за нарастающим текстом. Её просто нет.

— Как относитесь к тому, что сегодня многие авторы выкладывают свои книги в свободный доступ в интернете, ведь таким образом, писатель лишает себя дохода от продажи произведения?

— Серьёзному писателю на книжные заработки в наше время прожить невозможно, поэтому пусть его книги будут в свободном доступе. Он должен получать удовольствие хотя бы от того, что его читают, раз уж ему платят так мало.

— Получается, в России нельзя прожить, занимаясь только писательской деятельностью?

— Можно, если вы работаете в кино.

Нет на Земле лучше города!

— Андрей, вы много путешествуете по миру. Не хотели бы уехать за границу?

— А там не лучше, чем у нас. Там по-другому, но не лучше. Желание уехать не возникает. Мне здесь очень хорошо.

— Как вас приняла Москва? Не было желания вернуться на малую родину?

— Нет. Отец в детстве учил меня играть в шахматы и всегда повторял: «Сделал ход – не перехаживай. Это потеря хода». Я этот урок запомнил. В Москве живу уже больше десяти лет и город этот очень люблю. Нет на Земле лучше города. Здесь очень много возможностей для талантливого человека. Нужно просто не лениться.

— А какое место самое любимое в Москве?

— Я люблю Бережковскую набережную. Когда мне надо на Мосфильм, от Киевского вокзала я стараюсь пройти пешком. Это долго - минут, наверное, сорок, но идти вдоль реки по безлюдному практически тротуару, поглядывая на удивительной красоты монастырь на другой стороне Москва-реки, слушая чаек и глазея на воду - огромное удовольствие.

Если сердце говорит «уезжай» – надо уезжать

— Чем занимаются Ваши дети?

— Дети уже выросли. Средний сын только что отслужил в армии. Младший заканчивает институт. Старшая дочь замужем и работает режиссёром монтажа на телевидении.

— Давно не были в Забайкалье?

— Последний раз был в Чите в 2008 году. Группу московских писателей тогда провезли «Литературным экспрессом» через всё Забайкалье и Дальний Восток. В Чите запомнился музей декабристов и гостеприимные пограничники, которые приняли нас на самом высоком уровне.

— Как относитесь к творчеству местных авторов?

— Я, к сожалению, ни с кем из них не знаком. Но очень надеюсь, что когда-то смогу прочесть их книги.

— Андрей, что пожелаете читинцам и что посоветуете тем, кто раздумывает: стоит ли уезжать из Забайкалья? По-вашему – стоит ли?

— В жизни, вообще, стоит делать только то, что хочется. Если сердце говорит – уезжай, надо уезжать. Если оно велит остаться, то надо сидеть на месте. С этим органом лучше не спорить. Себе дороже. Забайкальцам желаю от всего сердца быть в добром здравии и получать от жизни как можно больше радости!

1 из 8
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления