Общество Рабочая смена «Рабочая смена»: Заповедь официанта - не бояться и не лениться

«Рабочая смена»: Заповедь официанта - не бояться и не лениться

«Примешь заказ?» - спросила Даша. «Я боюсь», - хотелось сказать мне, но быстро вспомнила, зачем пришла, и с готовностью схватила меню. «Примешь заказ?» - спросила Даша. «Я боюсь», - хотелось сказать мне, но вспомнила, зачем пришла, и схватила меню.

Спорим, вы хотя бы раз в день думаете о том, что справились бы за кого-то лучше. Уж точно бы быстрее «пробивали» на кассе штрих-коды, проворнее взвешивали овощи, заводили новую карточку в регистратуре, приносили заказ в ресторане или номерок в гардеробе. Вы бы улыбались покупателям, посетителям, клиентам, наказывали бы преступников и находили угнанные автомобили, воспитывали детей на классных часах правильнее и вели бы шоу на радио веселее. Была бы ваша воля, и застройку города вы бы проводили разумнее, раствор делали качественнее, а про управление сетью супермаркетов, министерством или страной даже говорить нечего. Многие и тексты бы писали лучше, но к счастью, профессионалы в этом деле мы.

Мы тоже грешным делом представляем, что смогли бы организовать верную логистику грузовых поездов в нашей стране или почтовой службы, делали бы «нормальные» рекламные баннеры и с умом распределяли средства дорожного фонда.

И чтобы знать своё место и узнать другие рабочие места, мы запускаем на «Чита.Ру» новый проект «Рабочая смена», в котором журналисты будут заступать на вахты, прятать волосы под косынки, надевать кирзовые сапоги и работать в непривычных условиях. О нет, идея не новая и не наша. Но мы – профессионалы, а значит, будет интересно.

Всегда думала: «Вот многие в студенчестве подрабатывают продавцами, официантами, а я, с 7 класса уйдя в журналистику, о далёких от моей деятельности профессиях не думала». И почему-то работа в кафе интересовала меня всегда больше всего — приходят обычные мальчики и девочки, переодеваются в форменные рубашки и фартуки, и вот перед вами уже не студентка Маша Иванова, а официантка Мария. Наш новый проект — возможность, наконец, узнать, как проходит день тех, о ком мы, журналисты, рассказываем читателям, зрителям, слушателям.

Выбор сразу пал на Traveler's Coffee — как постоянный посетитель, меню знаю на уровне хорошего пользователя, официанты — знакомые, обстановка — тоже. Конечно, я понимала, что не просто так официанты при трудоустройстве несколько дней проходят стажировку, их нагрузка растёт постепенно. То есть в первый день доверяют поздороваться, подать меню, чуть позже — убрать посуду. На второй день, к примеру, уже можно попробовать принять заказ. Договариваясь с управляющей кофейней Татьяной, сразу услышала: «К столам-то стразу не подпустим». Но у меня на смену профессии был всего день, поэтому, объяснив ситуацию, я решительно сказала, что готова на всё. Поговорили о трудностях, с которыми сталкиваются «новобранцы» - кто-то побаивается поздороваться с посетителями, подойти к столу. «Но тут, думаю, таких проблем не возникнет», - глядя на меня, прокомментировала Татьяна. И я как-то сразу поверила, что смогу.

За час до выхода из редакции охватил мандраж. Это же, всё-таки, новая работа, новый коллектив, деятельность, которую изнутри я себе представляю очень смутно. Редакция пожелала удачи, и через некоторое время я была уже на месте.

С первыми психологическими сложностями столкнулась сразу. То, что официантам нельзя носить с собой телефоны, я знала. И сразу решила, что уберу его в сумку в 16.00 и возьму только в 24.00, в конце смены. Для меня, никогда не выпускающей мобильник из рук, это было первым и очень серьёзным испытанием. «Официантам не разрешается ходить с распущенными волосами», - нестрого сообщила Татьяна. «Раз я сегодня официант, то исключений быть не может», - подумала я, кивнула и отправилась переодеваться.

Мне выдали новую рубашку и фартук. Маленького размера не оказалось, рубашка была несколько велика, но я сочла это очередным приключением. Меня представили официантам и прикрепили к Дарье. Я очень обрадовалась, что попала с ней в одну смену, потому что эта приветливая девушка, работающая в кофейне с самого открытия, мне всегда нравилась. Даша сразу повела меня на «исходную позицию» у кассы, где принято встречать клиентов, рассказала, как стоять, что и где находится, какая нумерация у столов, кто закреплён за каким залом, и что залы делятся на «курящий», «тёплый» и «холодный». «Пошли к стейшену, крутить салфетки», - и увела меня к тумбочке с монитором, где в электронном виде забиваются заказы. «Крутить салфетки» - это складывать их пополам — и в коробочку по принципу «бордовая — белая — бордовая — белая». Я увлеклась настолько, что минут за 15 коробочка оказалась аккуратненько заполнена. Даша подошла и со словами «Он сегодня всегда с тобой» дала мне поднос. Здесь же выучила все столовые приборы и их предназначение.

1 из 4

Сначала мне доверили убрать посуду с нескольких столов - унести её на кухню, после чего - протереть стол, добавить недостающие салфетки (их должно быть ровно 10), всё ровненько составить. Так стол становится готовым для следующего посетителя.

1 из 4

Я подошла к стойке, где находится касса, Даша стала учить меня готовить чайную пару. Казалось, это просто — кружка на блюдце, ложка и сахар. Но нет. Блюдца нескольких видов — маленькие, средние, побольше и самые большие, для разных кружек с разным кофе. Взять, протереть, поставить кружку, ручкой — вправо. С одной стороны — ложечку, с другой — пакетики с сахаром (от одного до пяти, в зависимости от размера блюдца). Сначала всё показалось жуткой головоломкой, старалась переспрашивать: «Это для капучино? Это для латте? Это для эспрессо?». Угадывала. Потом запомнила. Радовалась! Тут же выучила, как правильно оформлять десерты, какую трубочку подавать клиентам в разных случаях.

1 из 7

Часы на руке у Даши завибрировали и на них высветился номер столика. «Пойдёшь?» - спросила она. «Я боюсь», - хотелось сказать мне, но я быстро вспомнила, зачем сюда пришла, и с готовностью схватила пару меню и отправилась к столу.

«Здравствуйте, ваше меню», - сначала девушке, потом — молодому человеку, как Даша научила. Довольная, вернулась к наставнице. «Теперь ждём минуты три, если до этого времени не нажмут на кнопку вызова», - проинструктировала Даша.

За это время я успела встретить ещё нескольких гостей и подать сок за столик нашему фотографу.

«Пойдёшь принимать заказ?» - прозвучало справа. Даша протянула мне блокнотик и ручку и назвала нужный стол.

- Вы готовы сделать заказ?

- Да. Девушка, мне, пожалуйста, капучино и чизкейк «Нью-Йорк».

- Капучино — какой объём?

- Давайте средний.

- Хорошо, а вам? - повернулась я к молодому человеку.

- Мне, пожалуйста, капучино большой. И вот скажите, всё, что нарисовано на картинке, входит в Сэндвич Клаб, да?

- Да, четыре сэндвича и картофель фри с соусом.

- Вот, его.

- Хорошо. Вы заказали: …

Далее я повторила заказ, как не раз это повторяли для меня, спросила разрешение забрать меню и вместе с Дашей отправилась к стэйшену, чтобы отправить заказ на кухню, позже это уже доверяли делать самостоятельно.

1 из 6

После я приняла ещё несколько заказов, уже было не так страшно. И вот, готовы чизкейк и напитки, две кружки кофе, блюдца, ложки и сахар для которых я уже успела подготовить. «Идти нужно обязательно с подносом, просто в руках носить нельзя. Поднос на стол не ставить, снимать всё прямо с руки». «Ой, как же я так? Я лучше пока буду ставить, чем уроню», - прямо заявила я. Как же можно в первые часы работы нести посуду с жидкостью на подносе, держа его одной рукой, и ставить на стол другой?! Послушав ещё наставления про положения локтя, правильное расположение кружки, поставленной на стол, я понесла свой первый заказ. Поставила поднос на стол, сказала: «Приятного аппетита». Заскочила на кухню, где повара уже приготовили Сэндвич Клаб, принесла его посетителям.

1 из 4

Работа захватила меня настолько, что я забыла о существовании телефона, людей за пределами кофейни, социальных сетях... У официантов на наручных часах высвечивались номера столов, в которых я ещё путалась. «Восьмой. Пойдёшь?» - с улыбкой спрашивали меня. «Да. Это в углу?», - уточняла и шла подавать меню. «Четвёртый», - передавали официанты напарнику Никите, за которым был закреплён «курящий» зал, где и находится стол №4. «А можно мне?», - спрашивала у Никиты и снова хватала меню.

«Девушка, а скажите, почему здесь написано капучино, а здесь — эспрессо, если они оба — капучино?», - неожиданно спросили клиенты. «Где Даша? Таня? Никита?», - промелькнула и ушла из головы мысль. Появилась другая: «Я же знаю, выкручусь». «Этот — с молоком, а этот — со сливками», - ответила я. Позже всё-таки пришлось позвать Дашу, которая повторила заинтересовавшимся то же самое.

Иногда, если заказ был небольшой, предпочитала унести его в руках. Несколько раз слышала сзади строгий голос одного из менеджеров - Надежды: «Куда без подноса?». Я отвечала что-то про «боюсь уронить» и меня со строгой улыбкой отпускали в путь до столика с ожидающими клиентами.

В свободную минутку я спрашивала у официантов всё, что интересовало меня саму, как посетительницу: от отсутствия блокнотов и удивительной способности запоминать заказы до загадочной надписи на стене - «68 рук». Всегда знала, что предчувствие — это моя неотъемлемая составляющая, и убедилась в этом, когда один из клиентов спросил про эту самую надпись. Сделала вид, что знаю объяснение этому уже 100 лет, и рассказала, еле сдерживая довольную улыбку.

Приходили друзья. Это было ожидаемо, потому что большой круг моих знакомых — постоянные посетители кофейни Traveler's. Но не все знали, что в этот день я нахожусь там в не совсем привычной роли. О, эти лица, удивление на которых нельзя передать словами! Я им: «Здравствуйте, проходите!», а они — ни поздороваться, ни хихинуть, лишь с удивлённым вопросом: «А как это?!». И так несколько раз за день.

...Снова заказ. Подготовила четыре чайные пары, поставила их на поднос, добавила туда чайник. Пять ёмкостей с жидкостью нужно было унести на одной руке и подать клиентам, не снимая поднос. Одной рукой! И знаете что? Через несколько часов работы это стало не таким сложным и страшным!

К вечеру официантка Таня сдала смену. Нам предстояло работать ещё три часа. «Теперь ты будешь настоящей официанткой. Держи», - Даша протянула мне часы. Я скорей нацепила их на руку, и самовнушение правда взметнуло меня на стадию официанта-профессионала.

1 из 2

Часы завибрировали - «21». Официанты уже не спрашивали, пойду или нет. Знали, что да.

Мне уже казалось, что всё так привычно, будто я работаю в кофейне минимум неделю. В перерывах новые коллеги рассказывали мне весёлые истории, мы бегали от стола к столу, на кухню и обратно. Я думала, запомню каждый свой заказ, но не тут-то было! Всё перемешалось после первой же пары часов. Поднос уже спокойно держался на руке, блюдца и кружки для капучино и эспрессо легко различались, ложечки укладывались с нужной стороны, меню подавались в определённом эстетикой порядке, а заказы запоминались без записей в блокноте. День подходил к концу. Так как с утра я себе сказала, что выложиться за единственную смену нужно так, чтобы появилось ощущение отработанной недели, то явно чувствующаяся усталость была забыта при первых признаках появления и до конца рабочего дня.

«Два яблочных фреша», - сообщила я бариста (специалист по приготовлению кофе - авт.), который по совместительству наливает и прочие напитки. «А хочешь приготовить сама?», - спросили ребята. С радостью заявив им, что это высшая степень доверия, что я безумно счастлива и, конечно, хочу, побежала мыть и резать яблоки и готовить из них свежевыжатый яблочный фреш. Как же сложно было скрывать свою радость, когда я несла самостоятельно приготовленный напиток клиентам. Признаюсь, поднос взять забыла.

23.30. Полчаса до конца смены. Стали постепенно готовить залы к закрытию — в каждом из трёх залов составляли на один стол салфетницы, тейбл-стенды (настольные таблички - авт.) и подставки под соль и перец. Добавляли всё недостающее, чтобы официанты, которые с утра будут открывать кофейню, пришли на подготовленные рабочие места.

24.00. Ребята положили передо мной деньги с улыбкой и со словами: «Твои чайковские!» (чаевые- авт.). Это было неожиданно, но безумно приятно. Они похвалили меня, отметив, что стажёры и за три дня не показывают результатов, которых я достигла за день. Не буду скрывать, сама собой гордилась, и, когда шла пробовать себя в роли официанта-новичка, мечтала услышать именно такой отзыв о своей работе.

На следующий день я пришла в кофейню уже как посетитель, Даша и Никита, увидев меня, приветливо улыбнулись, сообщили, что все мной остались довольны, и спросили, не хочется ли мне ещё.

У меня всегда были странные мечты. И вот одна из них сбылась. Я даже не знаю, с чем могу сравнить эмоции от этого дня, но моей радости не было предела. Теперь, находясь в других кафе, замечаю, что не так ставят кружку, не туда повёрнута ручка, не так приносят меню... Один день — а столько новых знаний и эмоций, за которые безумно благодарна моим наставникам, которые дружно показали мне всю работу официанта изнутри. Спасибо, ребята!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления