СЕЙЧАС +6°С
Все новости
Все новости

Неизлечимая медицина

Казалось, что эти вопросы задавали люди с другой планеты. Правда, ну какие льготные кредиты и квартиры могут быть у администраций районов, которые выживают, у которых помимо врачей, не лучше живут учителя, работники культуры?

Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края на расширенном заседании совета в посёлке Карымское обсудили проблемы здравоохранения, которые настолько типичны, что близки всем районам края, разве что где-то ещё хуже. Заседание неоднократно переходило на путь говорильни, но депутаты районного совета резкими репликами возвращали его в деятельное русло. Результат — обещание построить новую центральную районную больницу.

К слову, главную больницу в Карымское порывались заново отстроить ещё шесть лет назад. В 2008 году муниципалитет помёл по амбарам, поскрёб по сусекам и выделил миллион на составление проектно-сметной документации новой больницы. Проект составили, одобрили, но из-за кризиса стройка так и не началась. Сейчас прежний проект уже не годится: изменились санитарные нормы. Начинай сначала.

Заместитель главы администрации Карымского района Валентина Кузнецова заявила, что больница для района жизненно необходима. Вице-пример краевого правительства Сергей Чабан, присутствовавший на расширенном заседании, охарактеризовал задачу по строительству больницы в духе спикера заксобрания Натальи Ждановой — архиважная.

Один педиатр на четыре участка

Без преувеличения. Нынешнее состояние больницы критическое. Медицинские отделения разбросаны по десяти зданиям, большинство из них размещаются на первых этажах жилых домов. Хуже других — поликлиническое отделение. Врачи принимают больных в зданиях, где нет горячей воды и канализации. Из благоустройства — отопление. В кабинетах-каморках невозможно установить современное диагностическое и лабораторное оборудование. Здания скорой помощи, инфекционного отделения располагаются в корпусе вековой давности, построенном в 1913 году. Там даже нет централизованной подачи воды. Детей лечат в приспособленном под терапевтическое отделение общежитии.

Также среди ключевых значится вопрос автотранспорта. В сельских поселениях не хватает автомобилей скорой помощи. Особенно страдают Курорт Дарасун и Урульга. Урульга в июне получила современный автомобиль, но через месяц его переправили в Тунгокоченский район, где случилось наводнение. Автомобиль обещали вернуть в сентябре. А воз и ныне там.

«Вчера, Михаил Николаевич (Лазуткин - Т.П.), мы планировали вас прокатить 20 километров на нашей единственной машине 1992 года выпуска от Карымское до Урульги. Но сегодня автомобиль совсем развалился. Население оказалось без транспорта. Водитель позвонил в районный центр, чтобы попросить необходимую деталь, а ему сказали, что эту деталь в этом году мы уже вам выдавали. Не положено», - с этими словами обратилась к министру здравоохранения Михаилу Лазуткину глава сельского поселения Ирина Лиханова.

Вопросов к министру было немало. Озвученных проблем ещё больше. Администрация Карымского бьёт во все колокола, заявляя, что проблема с кадрами душит всю отрасль. В центральной районной больнице должно работать 104 сотрудника, работает — 45. Почти все врачи трудятся на две ставки, что сказывается на качестве медицинской помощи. На четырёх педиатрических участках уже год в Карымском работает один врач педиатр, который в силах принять только больных с острой болью. О профилактической работе, особом внимании к маленьким пациентам речи не идёт. Кстати, в Дарасунской участковой больнице были вынуждены закрыть педиатрическое отделение по той же самой причине — отсутствие врача.

«Острый вопрос с хирургами. У нас всего четыре хирурга, причём двум уже больше 60 лет, ещё один — предпенсионного возраста. Не хватает акушеров-гинекологов, специалистов узкой практики, в том числе, лор-врача», - говорит заместитель руководителя администрации района Валентина Кузнецова.

За кадровую проблему тут же ухватились вице-премьер Сергей Чабан и министр здравоохранения Михаил Лазуткин. Чабан спросил: «Для ребят, которые из района поступили в медакадемию, у вас существуют меры социальной поддержки? Доплачиваете ли вы молодым специалистам? Обеспечиваете ли их жильём?».

Лазуткин продолжил: «Вы можете дать гарантию молодым врачам, что они приедут и у них будут квартиры, будут детские сады, льготные кредиты? Понимаете, молодой врач не поедет на дом, колодец и дрова».

Казалось, что эти вопросы задавали люди с другой планеты. Правда, ну, какие льготные кредиты и квартиры могут быть у администраций районов, которые выживают, у которых помимо врачей, не лучше живут учителя, работники культуры?

Валентина Кузнецова сразу заявила, что никаких дополнительных доплат районный бюджет не потянет. Раньше были небольшие стипендии, но уже с десяток лет и их отменили. Вопросы с детскими садами администрация решает. С жильём, конечно, сложнее. Администрация выделила на центральную районную больницу две квартиры — 3-комнатную и 4-комнатную. По словам заместителя руководителя администрации, эти квартиры используются в качестве общежитий, что, конечно, невозможно считать полноценным жильём.

«Ещё у нас есть 1-комнатная квартира. Когда не хватало мест в социальных учреждениях, мы в эту квартиру заселили бабушку, сейчас она преклонного возраста, ей под 90 лет. Как только квартира освободится, то поступит в распоряжение администрации. В дом-интернат бабушка отказывается переезжать. Человек живёт, мы не трогаем. Главой принято решение, что передаст квартиру больнице. Но когда это случится, мы сказать не можем — завтра, через год или четыре года», - ошарашила своим комментарием Валентина Кузнецова.

Благо, депутат районного совета в противовес заявил, что социальной политикой не может быть ожидание того, когда перемрут старики. Больше возражений на реплику Кузнецовой не было.

Жилищный вопрос администрация Карымского предлагает решать новым строительством. Есть участок с инженерными сетями, проект на постройку 12 квартир и подрядчик, готовый взяться за работу. Нужны деньги. Ориентировочно, стоимость такого жилья «под ключ» будет 30 тысяч рублей за квадратный метр. Квартиры будут служебными, их нельзя будет на протяжении 5 лет приватизировать, продать и уехать. Такое нашествие район уже пережил. За 10 лет медики в Карымском получили 14 квартир, но только трое из них до сих пор живут и работают в районе.

Пока по молчаливому согласию депутатов закса можно было понять, что жильё в Карымском — неподъёмная ноша для краевого бюджета. Правда, депутат, экс-главврач краевой клинической больницы Игорь Лиханов заявил, что раньше всегда больницу строили вместе с жильём.

Сергей Чабан в заключительном слове, начав с обращения «мои хорошие», заявил, что удерживать молодых специалистов в районе нужно всеми возможными и невозможными способами: «Распределения, которое было в советские времена, давно нет. Никакими приказами это не вернётся. Врача нужно растить. Но, мои хорошие, нужно создать им такие условия, чтобы они работали. Организовывайте встречи выпускников, которые учатся в медицинском вузе, чтобы они гордились тем, что приехали из вашего района. Должна быть сильная, моральная и финансовая приверженность вернуться в район».

Далёкое будущее

Во время заседания интереснее многих смотрелся министр здравоохранения Михаил Лазуткин. К эмоциональному монологу Лазуткина побудил председатель районного совета ветеранов Анатолий Павлов, который, глядя на министра, сказал: «При вашем участии мы остались без железнодорожных больниц. Теперь вы говорите о сокращении койко-мест. У нас в районе много пожилых людей, которые на пенсию в 5-8 тысяч рублей не смогут ездить на лечение в Читу. С этой болью и горечью обращаемся к вам».

Лазуткин смело парировал: «Я, наоборот, радел за сохранение железнодорожных больниц». По словам министра, он с депутатом от Карымского района Сергеем Белоноговым обил много порогов с желанием сохранить железнодорожную медицину: «Существует постановление губернатора, где чётко написано, что здравоохранение края справится без средств и сил железнодорожной медицины. Поэтому моё участие было как раз-таки в том, чтобы всё сохранить».

Что касается сокращение койко-мест, то Лазуткин заявил, что никакого сокращения не будет, а будет увеличение, правда с оговоркой: «Ни в одном моём выступлении, ни в одном моём документе я не говорил такие слова — сокращение, ликвидация и закрытие. Другое дело, что состояние вещей, которые сейчас есть, не может нас устраивать. Конечно, нужны изменения. Что такое круглосуточное койко-место. Коечный фонд в участковых больницах будет увеличиваться, но за счёт коек дневного пребывания. Люди будут приходить с утра, получать капельницы, лечение, а ночевать будут дома. Причём, так уже люди и делают. А считается, что койки функционируют круглосуточно. На это дело идут большие деньги. Если мы увеличим сейчас коечный фонд и увеличим койко-места, убрав круглосуточные койки, сделаем доброе для людей и для всех. Нет слова «ликвидация». Основывайтесь на документах, а не на эмоциях».

Далее Лазуткин трижды сказал, что двумя руками за строительство новой больницы в Карымском районе, но и здесь не всё так очевидно. Новую больницу Лазуткин назвал «неким медицинским учреждением нового типа»: «Сейчас всё поменялось. Вводится понятие «общеврачебная практика». Все привыкли, что должна быть больница. Но больница — это стационар, поликлиника, огромные расходы. А можно всё сделать по-другому. Я двумя руками здесь за строительство нового медицинского учреждения, компактного, которое должно быть нечрезмерно существующим здесь задачам, но и не мелкое. Возле каждого дерева мы больницу не поставим. В каждом селе не создадим. Здесь надо построить некое медучреждение с доступной и качественной медицинской помощью».

Продолжая тему неких компактных медицинских учреждений, Лазуткин озвучил ещё вариант неких современных медицинских технологий, позволяющих обследовать пациентов на расстоянии: «После этого совещания, кто заинтересуется, я готов лично показать самые современные медицинские технологии. Я действительно отвечаю за свои слова. Технологии, которых в России вы не увидите, дистанционные технологии. Обследования будут идти в Карымском, а в течение получаса вы будете иметь диагностическое заключение из Читы. Человеку не надо куда-то там ехать, а можно всё здесь получить».

Предложение Лазуткина вызвало гул в зале и реплики: «Да у нас связи и интернета во многих сёлах нет, какие дистанционные технологии?»

Действительно, в формате совещания, на котором рассказывали, что людей лечат в приспособленных общежитиях, что не хватает врачей, а те, которые работают, загружены до невозможности, рассказ о новых медицинских технологиях кажется нелепым. Это как нищего, голодного, одетого в лохмотья человека привезти в Париж и показать Эйфелеву башню.

В целом, слова Лазуткина были с посылом, что министерство здравоохранения должно курировать именно оказание медицинских услуг. Проблемы связи, дорог, оплата коммунальных услуг, содержание на балансе квартир — это не функции минздрава.

Вице-премьер Сергей Чабан добавил, что в здравоохранении не всё так плохо, финансирование увеличивается ежегодно: «Если оглянуться назад, то у нас не было таких денег, которые есть сейчас в здравоохранении. Только по программе ОМС государственных гарантий в 2013 году было выделено 10 миллиардов, а в 2014 — более 11 миллиардов. Плюс 1,5 миллиарда бюджетных денег. Я не считаю количество денег, которые поступают из федерального центра по всем остальным программам: по лекарственному обеспечению, центрам ДТП. Денег у здравоохранения достаточно много. Но используются они однозначно неэффективно. Это видно даже на примере Карымского района».

Депутаты пообещали обратиться к правительству Забайкальского края во время исполнения бюджета 2014 года о включении финансирования проектно-сметной документации центральной районной больницы в Карымском и ремонт Дарасунской больницы, чтобы начать строительство в 2015 году.

Построят ли в Карымском больницу, предположить сложно. Расширенное заседание и обещания депутатов в содействии — маленькая ступенька от крыльца новой больницы.

В целом, после заседания осталось впечатление, что врачи и жители района смотрят на здравоохранение другими глазами, не так, как министр Лазуткин. Они живут насущным: не хватает машин, врачей, нужен ремонт. Лазуткин же, порываясь обрадовать грандиозными планами об обследовании на расстоянии, строительством «иных медучреждений», оказывается под обстрелом тех, кто слово «оптимизация» трактует не иначе, как сокращение.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter