На пленарном заседании краевого заксобрания 16 апреля депутаты поддержали инициативу коллег из Амурской области, которые предложили установить административный штраф в размере 50 тысяч рублей для нелегальных таксистов, а если нелегальщик попался дважды, то конфисковать его автомобиль. Пока одну из действенных мер по борьбе с незаконными перевозчиками обсуждают на уровне депутатского корпуса, два раза в месяц в Чите проводятся рейды по борьбе с нелегальщиками.
Назвать эти меры неэффективными нельзя. Ведь за один рейд удаётся выявить и оштрафовать до десятка незаконных таксистов. Проблема в том, что большинство из них после выплаты штрафа, прослушанных нравоучений, призывов нести ответственность за свою работу и жизнь пассажиров садятся в автомобили и едут «работать» дальше.
Схема рейда — формат контрольной закупки. Чтобы была возможность поймать за руку.
Первое такси, которое вызываем - «Максим». Набираю 33-33-33
- Здравствуйте, а можно такси на улицу Столярова, 38, к третьему подъезду.
Через две минуты приходит смс, через минуту перезванивают, называют номер и марку автомобиля, сумму за поездку.
Садимся в машину. Непринуждённо болтаем. Водитель подвозит к указанному адресу, протягиваем ему 100 рублей, и только сотрудник полиции произносит: «Можно чек за поездку?», водитель срывается с места и продолжает ехать дальше. Понимает, что попал в ловушку. Грозится, что сейчас вызовет «нормальную полицию». С уговорами останавливается в положенном месте.
Нас встречает вторая группа рейда — сотрудники ГИБДД, представители министерства территориального развития, налоговой службы, пенсионного фонда. У каждого своя функция. У нашего таксиста автомобиль не только не оборудован, как положено, наоборот, отсутствует всё: фонарь оранжевого цвета, цветографическая схема, таксометр. Но и это не самое главное, у водителя просрочены права, - нет страховки и документов технического осмотра на автомобиль. Конечно же, отсутствует и разрешение на перевозку. Ему грозит не просто штраф. Водитель вынужден вызвать своего знакомого, который вписан в доверенность, чтобы угнать автомобиль в гараж. Сам сесть за руль он не имеет права.
Кстати, если в нашем случае водитель быстро отреагировал на уговоры и остановился вовремя, поняв, что бежать куда-то смысла нет, то участникам февральского рейда повезло меньше. Тогда водитель одной из читинских служб такси заблокировал в салоне автомобиля оперативника УБЭП и увёз его в сторону городского кладбища. На выезде с кладбища машину таксиста задержали два экипажа ГИБДД. Позже таксиста оштрафовали на 5 тысяч рублей.
По словам участника рейда, в октябре 2013 года после «контрольной закупки» пришлось обращаться в полицию, потому что посыпались угрозы по телефону.
«В отношении одного из водителей был составлен протокол отстранения от управления автомобилем. Я и представитель пенсионного фонда выступили свидетелями. Наши персональные данные были указаны в протоколе. Протокол отстранения вручили водителю. После этого на сотовый телефон поступило два звонка с угрозами о физической расправе. Конечно, мы об этом сообщили в отдел полиции», - рассказал представитель одной из легальных служб такси.
Конечно, в большинстве своём, страх попасться на месте преступления у таксистов-нелегалов велик, но, тем не менее, меньше их не становится.
Попытка №2
Работаем по прежней схеме. Набираем 282-000. Просим такси к одному из домов в Центральном районе Читы. Через 5-10 минут приезжает вишнёвая «Лада». За рулём неприветливый водитель, на руках татуировки, в салоне машины неопрятно. Подъезжаем к положенному месту. Отдаём деньги. Сотрудник УБЭП просит чек.
- Чё, какой чек? Нету у меня ничего.
- Разрешения на перевозку тоже нет?
- Неа, а зачем?
- Выходите, пройдёмте с нами.
Сотрудники ГИБДД проверяют документы, составляют протокол. В рейде участвуют представители пенсионного фонда, которые выполняют разъяснительную функцию. Объясняют нелегальным таксистам, что такая неофициальная работа в будущем оставит их у разбитого корыта.
«Тех, кто прислушивается, немного. Но, тем не менее, людям надо разъяснять, к чему всё это может привести не только с точки зрения правонарушения, но и своего будущего. Это только кажется, что до пенсии ещё далеко», - говорит представитель пенсионного фонда.
Другой участник рейда — представитель министерства территориального развития контролирует весь рейд. А до этого проводит огромную организационную работу, чтобы соединить в удобном для всех формате участников рейда. Минтерр, кстати, выдаёт и разрешения на перевозку.
«Бывает, что разрешения получат и тут же идут и закрывают ИП, чтобы не платить налоги. Конечно, польза от таких рейдов есть. Немногие таксисты, но всё же, идут и получают разрешение. Подобные рейды должны влиять на выбор пассажиров. Неразумно доверять свою жизнь водителям такси, у которых просрочены права, а порой и их собственное состояние вызывает ещё больше вопросов», - говорит представитель минтерра.
В легальных службах такси, руководители которых выступили инициаторами проведения подобных рейдов и сами в них активно участвуют, говорят, что минтерр заинтересован в наведении порядка в таксомоторном бизнесе: «Помощь огромная. Главное — желание действовать. От нас не отмахиваются, как от назойливых мух. Понимают, что нужен порядок».
По-прежнему легальные перевозчики уверены, что пользы от рейдов было бы в разы больше, если бы действовала практика конфискации автомобилей. Но пока это всё на уровне обсуждения, которое в ближайшее время должно завершиться реальными действиями.