Общество Посёлки «с протянутой рукой» - без полномочий и денег

Посёлки «с протянутой рукой» - без полномочий и денег

«Передача полномочий вызовет неразбериху и недовольство у людей. Будет непонятно для сельских жителей, почему те вопросы, которые решала администрация поселения, им нужно ехать решать в районный центр.

Поселковые администрации по всей России с 1 января 2015 года лишатся львиной доли своих полномочий, передав их руководству районов. Это очередная часть реформы местного самоуправления, призванная его усовершенствовать, но, как оказалось, в Забайкальском крае к новшествам на уровне поселений отнеслись настороженно и кое-где их даже восприняли в штыки. В дело пришлось вмешаться депутатам регионального заксобрания.

27 мая 2014 года в России был принят федеральный закон №136, вносящий изменения в другой федеральный закон №131 от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поправки, в частности, предусматривают административное деление крупных городов на районы, отмену прямых выборов мэра и назначение на их место сити-менеджеров, а также передачу 25 из 38 полномочий, которыми на данный момент наделено руководство сельских поселений (городских поселений закон не коснулся), на районный уровень. Чуть позже правительство Забайкалья приняло решение не использовать возможность, данную новым законом, и не делить Читу на районы, но вот выборы мэра всё-таки были отменены.

И если с отменой выборов мэра сейчас уже ничего не попишешь, то решать проблему с ослаблением роли глав поселений, по мнению ряда чиновников и депутатов Забайкалья, в крае нужно как можно скорее. О том, чем вызвана такая спешка, что грозит посёлкам после передачи полномочий на район и, как регион может повлиять на неумолимый федеральный закон, решили обсудить 12 июля на совещании, инициированном комитетом по развитию производственных сил, инфраструктуры и инновациям краевого Законодательного собрания.

Кто ответит за ЖКХ?

«Мы долго ждали изменений в закон №131. И вот они пришли, но вдруг выяснилось, что за короткий промежуток времени нужно решить столько вопросов по передаче полномочий с поселения на районный уровень, что они потащили за собой круг, скажем так, очень серьёзных проблем. Прежде всего, вопросы взаимоотношений финансового и имущественного характера. Поэтому решено было собрать депутатов заксобрания, глав поселений, районов, представителей министерств и департаментов, чтобы прийти к единому решению», - подчеркнул председатель комитета-инициатора совещания Анатолий Романов.

Примеров того, что не хотели бы отдавать посёлки на уровень района приводилось масса. Начиная от распределения средств дорожного фонда и заканчивая организацией сбора и вывоза мусора.

«Например, полномочия ЖКХ. Берём Смоленку в Читинском районе. У них наработана схема, всё отработано, котельная в идеальном состоянии, сами ремонтируют сети. По закону они обязаны передать всё это на районный уровень с 1 января 2015 года в самый разгар отопительного сезона. Но зачем ломать схему, зачем передавать собственность», - посетовал Романов.

Главы поселений, приехавшие в Читу специально, чтобы обсудить столь серьёзный вопрос, также наперебой перечисляли минусы нововведений. И я бы не осмелился сказать, что им просто жалко оставлять у себя всего 13 полномочий вместо 38, а значит и терять финансирование, которое, по логике вещей, должно перетечь в район. Передача ряда полномочий попросту нецелесообразна, и в подтверждение этому были приведены убедительные доводы.

«Передача полномочий вызовет неразбериху и большое недовольство у людей. Будет непонятно для сельских жителей, почему вдруг те вопросы, которые решала администрация поселения, им нужно ехать решать в районный центр. Мы должны отдать ЖКХ, дороги и даже ритуальные услуги. Только на нашем поселении четыре кладбища. Не очень представляю каким образом они будут обслуживаться на уровне района. Ещё один больной вопрос — жилищное строительство. Наше поселение вошло до 2015 года в программу о переселении из ветхого и аварийного жилья. Получается, 1 января 2015 года мы передаём эти полномочия, не выполнив свои обязательства по программе. А на это выделяются серьёзные федеральные деньги, которые мы осваиваем в данный момент, у нас ведётся строительство дома», - аргументировала глава сельского поселения «Новокукинское» Валентина Загревская.

Свою неготовность взять на себя все 25 новых полномочий высказали и некоторые главы районов.

И всем прекрасно понятно, что найдутся сельские поселения, которые были бы рады снять с себя груз и просто жить, надеясь, что район о них не забудет, но всё-таки многим посёлкам хочется большей самостоятельности, а их главам возможностей решать проблемы на месте и не «ходить постоянно с протянутой рукой», как подметила глава сельского поселения «Верх-Читинское» Людмила Цирельникова.

Индивидуальный подход

Новый закон был бы совсем странным, если бы не предусмотрел некоторые ходы для того, чтобы ряд полномочий (сверх остающихся 13) можно было оставить на уровне поселений. Во-первых, это возможность передачи полномочий по соглашению. То есть с 1 января 2015 года, скажем, котельная поселения N перейдёт в собственность района, но потом поселковая администрация заключит с районными властями соглашение и будет её сама обслуживать, периодически составляя новый договор. Во-вторых, федеральный закон разрешает краю на региональном уровне принять закон и определить, какие ещё полномочия можно оставить посёлкам, а какие всё-таки отдать в район.

Но, по мнению многих участников заседания, первый вариант может попросту запутаться в бюрократических проводах, у района может не оказаться денег, чтобы платить посёлку за обслуживание котельной или что-то ещё, но наработанная схема уже будет сломана.

Второй вариант, к сожалению, также не подходит, так как региональный закон будет распространяться абсолютно на все поселения, будь то маленькие или большие. В итоге получится так, что одно сельское поселение с лёгкостью и радостью выполнит основные и дополнительные полномочия, а другое просто будет часть из них игнорировать, не имея физической возможности их выполнить, и получать за это по голове от контролирующих органов.

Тут-то депутат Анатолий Романов и предложил, что подход в распределении полномочий должен быть индивидуальным, дифференцированным, при этом решать, что отдать району, а что оставить себе, должны представительные органы, то есть советы поселений. Такое предложение было встречено одобрительно не только главами поселений, но и другими депутатами заксобрания, а также представителями исполнительной власти региона.

В конце совещания было решено к ближайшей сессии краевого парламента, которая пройдёт 16 июля, разработать, утвердить и направить от забайкальских депутатов обращение к Госдуме, в котором высказать свою точку зрения по новому закону и возможным трудностям его реализации, а также рассмотреть возможность добавить наравне с правом заключения соглашения о передаче полномочий от района поселению, право поселковых администраций самим решать, какие полномочия оставить, а какие отдать.

Нет полномочий — нет налогов

Ещё одна неприятность, которую несут в себе поправки в ФЗ №131 — это неминуемое изменения в бюджетном и налоговом законодательстве. Президент поручил правительству России разработать поправки в соответствие с новыми принципа распределения полномочий.

«В Забайкалье из Минфина уже пришёл проект поправок в Бюджетный кодекс. Сегодня закреплено, что сельское поселение получает 10% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), собираемого на его территории. Проект предлагает эти 10% забрать и вывести с территории. Учитывая, что НДФЛ - основополагающий налог не только на территории края, муниципалитетов, но и сельских поселениях, конечно, мы понимаем, что у поселковых органов местного самоуправления полностью отпадёт заинтересованность в собираемости налогов», - сообщила на заседании начальник отдела организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях министерства финансов Забайкальского края.

По её словам, краевое министерство направило свои предложения на проект Минфина о том, чтобы оставить на территории сельских поселений хотя бы 5% НДФЛ, несмотря на передачу полномочий.

Депутаты, в свою очередь, решили такую инициативу поддержать на своём уровне и отдельно обговорить этот вопрос в готовящемся от заксобрания обращении, так как понимают, что без денег поселения ещё больше утратят свою самостоятельность и будут обычными исполнителями воли районных властей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления