Общество Скальпелем по медицине

Скальпелем по медицине

Лазуткин заявил, что ни один вопрос о реструктуризации медицинских учреждений не решается в одиночку, кулуарно, а только в профессиональном сообществе, «со всеми, кто открыт к диалогу».

Операция по оптимизации краевого здравоохранения в самом разгаре. За полтора года новое руководство министерства здравоохранения через решето эффективности просеяло больницы и поликлиники Забайкалья. Остановка в этих преобразованиях/убийствах — кому как больше нравится — не предвидится. Даже наоборот — краевая медицина меняется не по дням, а по часам. Поэтому на прошедшем Гражданском форуме площадка «Здравоохранение», где говорили о путях повышения качества и доступности медицинской помощи в регионе, была одной из самых актуальных.

Три часа министр здравоохранения Забайкальского края Михаил Лазуткин, представители общественной палаты и медицинского сообщества держали оборону: объясняли, зачем соединять все поликлиники и перетасовывать больницы, как попасть на приём в «Академию здоровья» и при этом не разориться, и многое другое.

Ура, товарищи!

Первой выступила заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения медицинской академии Наталья Шильникова. Её доклад был из разряда необходимых, из тех, с которых традиционно начинаются такие мероприятия. Она говорила о том, что структурные преобразования проходят по всем субъектам страны, что с 2011 года кардинально поменялась законодательная база здравоохранения, что медицина недофинансируется, - и это требует «принятия мер структурного характера». Вообщем, всё то, что уже много раз слышали.

«У нас очень высокий уровень необоснованной госпитализации, отсутствие коек медико-социального профиля, коек паллиативной помощи. Эти проблемы, а также недофинансирование отрасли требуют принятия мер структурного характера, направленных на повышение эффективности медицинской помощи для населения. Это необходимость. Структурные преобразования — развитие первичной медицинской помощи, повышение эффективности службы родовспоможения и детства, оптимизация службы реабилитации, обеспечение медицинской помощью смертельно больных. Количество коек круглосуточного пребывания должно обеспечить населению оказание медицинской помощи и быть экономически целесообразным. Сокращение коечного фонда направлено на ликвидацию неработающих, пустующих коек. О сокращении рабочего коечного фонда в свете структурных преобразований речи нет», - заявила Шильникова.

Министр здравоохранения Михаил Лазуткин, глядя на блеклые слайды, сопровождающие доклад Шильниковой, не уставал качать головой, мол, всё так и есть.

Шильникова заключила, что результаты реструктуризации должны привести к высвобождению финансовых средств для повышения качества медицинских услуг и внедрению новых высокотехнологичных методов лечения. Будет ли это так, конечно, пока никто не знает.

Министерские намёки

Михаил Лазуткин был следующим докладчиком и первые пять минут говорил что-то о взаимодействии гражданского общества и министерства здравоохранения, которые, наконец-то, друг друга услышали. Эти рассуждения всегда вызывают тоску, особенно, когда словосочетание «гражданское общество» повторяется несколько десятков раз. Может быть, это такой успокаивающий приём, мантра?

Дальше было интереснее.

Лазуткин заявил, что ни один вопрос о реструктуризации медицинских учреждений не решается в одиночку, кулуарно, а только в профессиональном сообществе, «со всеми, кто открыт к диалогу».

Первой проблемой краевой медицины Лазуткин обозначил кадровую, которая, отчасти, парадоксальна. Общее количество врачей в регионе достаточное, но не хватает терапевтов, педиатров, специалистов узкой направленности. По словам министра, программа «Земский доктор» чуть подтянула сельскую медицину, но в последнее время врачей и миллионом рублей на селе не удержишь.

«Видимо, миллион сделал своё дело, но не до конца. Людям миллиона уже мало. Здесь забота органов власти: врач не готов жить сельской жизнью. Врач нуждается в постоянной учёбе, а не в поддержании быта. Необходимо, чтобы муниципалитеты помогали молодым специалистам, чтобы решали вопрос со школами и детскими садами», - уточнил Лазуткин.

Ещё одна проблема забайкальской медицины — непрофильное имущество, которое, по словам Лазуткина, съедает миллионы денег. За последний год минздрав исключил 144 объекта недвижимости из своей системы и вздохнул на несколько миллионов свободнее.

«Это те объекты (непрофильные активы) - сараи, водокачки и всякие там непрофильные вещи, которые на организацию медицинской помощи никак не влияют, но они отнимают средства», - добавил Лазуткин.

Конечно, министр упомянул и о недофинансировании территориальной программы здравоохранения на 20%: «Каждый пятый рубль не приходит в здравоохранение. Мы работаем в такой системе, которую можно считать мишенью со слабыми местами».

По мнению министерства, чтобы эту мишень сделать более крепкой и устойчивой, необходимо провести структурные преобразования.

Далее Лазуткин рассказал, что уже на этом поприще сделано, а что ещё предстоит. Если реорганизацию больниц восстановительного лечения обсуждали открыто и несколько месяцев, то присоединение центра СПИД к краевой инфекционной больнице стало неожиданностью. Причём, оказывается, вопрос не просто в стадии обсуждения, а уже всё решено, как и присоединение городской больницы в посёлке Горный к Улётовской районной больнице. Якобы открыт вопрос о присоединении курорта Ямкун к Газимуро-Заводской центральной районной больнице. Здесь Лазуткин опять заговорил о каком-то отклике гражданского общества. Не надо быть провидцем, чтобы понять, скорее всего Ямкун потеряет статус юридического лица. Лазуткин не говорит об этом прямо, но намекает: «Ни одного обоснованного довода, почему нужно сохранить Ямкун отдельно, я не услышал».

На подходе в оптимизации здравоохранения — присоединение краевого центра планирования семьи к перинатальному. Довод — сохранить положительную тенденцию к рождаемости. Как будто не придраться.

С начала 2015 года поликлинику №2 Железнодорожного района Читы, в которой наблюдаются 35 тысяч пациентов, перенесут на базу поликлиники Дорожной клинической больницы по улице Горбунова. По словам министра, там гораздо более подходящие условия для лечения. К тому же минздрав решил вопрос с доставкой пациентов: от старой поликлиники к новой будет ходить специальный автобус.

Создание в Чите двух амбулаторно-клинических комплексов — детского и взрослого, в которые войдут все поликлиники, по словам Лазуткина, придумано только для блага пациентов.

«Сейчас каждый пациент прикреплён к своей поликлинике в своём районе. При наличии комплексов, если пациент нуждается в специалисте, которого нет в его поликлинике, то он может поехать в другую поликлинику. Сейчас же такой возможности нет, и это порождает негативные ситуации. Пациент, как правило, идёт в частные центры и начинает платить деньги, хотя у него есть полис ОМС», - сказал министр.

Лазуткин отметил, что среди прочих плюсов после создания единых центров в поликлиниках сократятся очереди. Административный персонал учреждений пойдёт под сокращение и освободит, внимание, 2 тысячи квадратных метров занимаемой площади. Всё на пользу пациентов.

Михаил Лазуткин закончил свой оптимистический доклад оптимистической цифрой выросшей рождаемости, которая, по его мнению, говорит о качестве краевой медицины.

В интернетах пишут

Безусловно, самое интересное было впереди — вопросы из зала. Фельдшер скорой помощи поинтересовалась у министра: «Где же обещанные 10 машин скорой помощи на базе грузовика «Гуран»? Лазуткин ответил, что всё будет: «Есть сложности с производителем. Он вошёл в эпоху реформ, пережил ряд реорганизаций. Первый «Гуран» у нас уже функционирует. Сегодня всё упирается в деньги. Будем выходить к руководству. «Гуран» более приспособлен для скорой помощи, чем «УАЗы».

Врач скорой помощи Читинской центральной районной больницы заявил министру, что у них среднее время доезда до вызова — 2 часа 45 минут. Он предложил открыть на базе медицинской академии кафедру скорой помощи, где будут готовить не только выездные бригады, но и руководящий состав. Этот же доктор предложил создать на базе медицины катастроф и городской скорой помощи экстренный центр медицинской помощи, благодаря которому более эффективно функционировала бы скорая помощь. Лазуткин к этой идее отнёсся скептически. Ещё бы, когда всё в округе сокращается и оптимизируется.

Несколько вопросов начинались со слов «в интернете пишут». Лазуткин всем советовал выбирать достоверные источники информации, потому что современное медийное пространство не вызывает доверия. Учтём.

Была масса частных вопросов. Люди говорили о невозможности бесплатно лечиться в «Академии здоровья», сетовали на то, что поликлиники не дают направления. Ответы были не впечатляющими, из разряда — не создавайте паники, не преувеличивайте, в срочной помощи никто никому не отказывает, а если не срочно — ждите.

1 из 2

Спрашивали о средней зарплате врачей, о судьбе отдельных поликлиник, о жилье для медицинских работников.

Врач из краевого онкологического диспансера поинтересовалась у министра о штрафе в 15 тысяч рублей от УФАС за ограничение конкуренции при покупке оборудования для онкологического диспансера. Лазуткин чуть замялся: «Когда я сюда шёл, меня спрашивали, а все вопросы можно задавать. Я ответил, что все. Этот вопрос как раз такой». Ну а дальше уже известная история о том, что штраф от УФАС — результат борьбы с непрозрачным сделками: «Сегодня в онкологическом диспансере работает оборудование, пациенты получают помощь. Это стало возможным после вмешательства министра в ту самую непрозрачную сделку, когда цена сразу упала на 90 миллионов рублей. Это чисто мой вклад в здравоохранение края и здоровье пациентов».

Очевидно, что подобных вкладов у Лазуткина в здравоохранение региона будет ещё не мало. Губернатор Константин Ильковский не единожды называл Михаила Лазуткина одним из самых эффективных министров. Он отлично вписывается в обновлённую картину региона, которую рисует правительство красками оптимизации. Говорят, что так действуют и все остальные субъекты в стране. Другого пути, чтобы выжить, нет.

На площадке «Здравоохранения» Гражданского форума, конечно, было много лишнего: ненужных выступлений и комментариев, порой невыносимо затянутых. В целом, порадовало желание министра отвечать на удобные и неудобные вопросы. Вот уже полтора года минздрав идёт напролом к своей цели - перекроить медицину Забайкалья, влить в неё новую жизнь, приблизить её к заветной эффективности. На этом непростом пути без жертв не обойтись. Поэтому всё происходящее напоминает жёсткую хирургическую операцию, а не щадящее терапевтическое лечение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления