Общество Электрички на волоске, или Митинг обещаний

Электрички на волоске, или Митинг обещаний

...как в голливудской драме, в последний момент правительство края пообещало всерьёз заняться проблемой, объявив о готовности идти на уступки, благодаря чему электрички всё же не отменили. Но это не хэппи-энд...

Когда в разгар январских праздников гендиректор Забайкальской пригородной пассажирской компании (ЗППК) Николай Гаджала сообщил о том, что с 15 января в крае будут отменены все электрички, стало понятно, что ЗППК вошла в 2015 год в наихудшем положении. Поэтому митинг за сохранение пригородных перевозок, назначенный на 14 января, выглядел неким жестом отчаяния. И как в хорошей голливудской драме, в последний момент правительство края пообещало всерьёз заняться проблемой, объявив о готовности идти на уступки, благодаря чему электрички всё же не отменили. Но это не хэппи-энд.

Начинали красноярцы

Пригородное хождение по мукам началось для Забайкалья в конце 2010 года - после того, как правительство России отдало организацию работы электричек на откуп регионам. Правительство края в 2011 году заключило договор на перевозки с красноярской компанией «Краспригород», проработавшей вплоть до первого квартала 2012 года. Экономически обоснованный тариф на проезд в электричках, как и по всей России, был очень высок, поэтому забайкальские власти в лице Региональной службы по тарифам и ценообразованию (РСТ) устанавливали гораздо более низкие цены на билеты, забирая на себя обязанность компенсировать выпадающие доходы пригородной компании. За недолгое время работы «Краспригород» довёл сумму долга края за электрички до 664 миллиона рублей и ушёл из региона.

Со второго квартала 2012 года место красноярцев заняла ЗППК, созданная с нуля силами РЖД - 51% акций, и правительства края - 49% акций. Забайкальская пригородная пассажирская компания, по сути, ставшая немым исполнителем ежегодной заявки на количество электричек от регионального минтерразвития и арендатором подвижного состава у Забайкальской железной дороги, продолжила, как и «Краспригород», работать в долг, не получая полную компенсацию за выпадающие доходы. К концу 2014 года задолженность края за пригородные перевозки выросла почти до 2 миллиардов рублей. Регион закладывал в бюджете ежегодно около 100 миллионов, чтобы хоть частично компенсировать потери ЗППК. В 2014 году сумму увеличили до 155 миллионов рублей, тем самым компенсируя 27% убытков компании, что является одним из худших показателей по России, где большинство регионов компенсирует своим пригородным компания 50-80% выпадающих доходов.

Контрмеры

Худо-бедно компания продолжала работать, оптимизируя собственные расходы, но всё равно накапливая долги. По информации гендиректора ЗППК, численность пар вагонов в 2014 году составляла 25, а не 31, как было при создании компании, перевезено было 1,2 миллиона пассажиров против 1,5 миллиона в 2013 году. Да и весь прошлый год ЗППК работала без заключённого с краем договора на транспортное обслуживание, так как правительство региона сомневалось в оправданности долга, предъявляемого к нему компанией.

В ситуацию попытались вмешаться федеральные власти. В Забайкалье пришло распоряжение за подписью вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича, в котором было рекомендовано раздробить долг края перед ЗППК на части, которые выплачивались бы в течение 10 лет. Но руководство региона от такого шага отказалось, пояснив, что даже при реструктуризации долга найти средства в бюджете на его погашение не представляется возможным.

Край пошёл другим путём. Во-первых, в заявке на 2015 год минтерразвития края исключило ещё четыре пары поездов: Борзя — Оловянная, Хилок — Могзон, Могоча — Амазар, Чита-2 — Карымское, тем самым сократив их количество до 21. Во-вторых, в декабре РСТ утвердила предельные максимальные тарифы на проезд в пригородных поездах Забайкальского края, которые, по сути, равняются экономически обоснованным тарифам. Чтобы не вдаваться в подробности, достаточно сказать, что цена на билет в электричке Чита - Карымская, если бы его не отменили, с 1 января 2015 года равнялась бы не 110 рублям, а 896. В-третьих, край вообще не стал закладывать в бюджет 2015 года деньги на компенсацию выпадающих доходов ЗППК, а также деньги на компенсацию проезда региональным льготникам - пенсионерам, студентам, школьникам. И, наконец, правительство региона до конца года не перечислило полностью сумму, заложенную в бюджете на 2014-й, оставшись должно пригородной компании ещё 57 миллионов рублей, выплата которых, по сути, была гарантирована законом Забайкальского края о бюджете на 2014-й и плановые 2015-16 годы.

Ответная реакция

Последствия от сложения вместе всех вышеперечисленных ингредиентов не заставили себя долго ждать. В 2015 год, по словам Николая Гаджалы, компания вошла с нулевым балансом на расчётном счёте, что, естественно, не позволяет платить зарплаты сотрудникам ЗППК, а также погашать долги перевозчика перед железной дорогой за аренду подвижного состава. Неимоверно высокие тарифы привели к тому, что за время январских праздников компания продала лишь около 8% билетов к уровню продаж за тот же период 2013 года, а некоторым пожилым пассажирам, узнавшим о новых тарифах прямо в вагоне электрички, становилось так плохо, что им требовалась медицинская помощь.

Негативно восприняли некоторые забайкальцы и отмену с 2015 года четырёх пар поездов. Так, жители села Харагун Хилокского района, где альтернатива электричкам пока не просматривается, пригрозили, что если поезд Хилок - Могзон не вернут, то они готовы перекрыть Транссиб. В дело пришлось вмешаться главе района Юрию Коновалову, который попросил земляков не торопиться и пояснил, что уже описал проблему в письмах президенту страны Владимиру Путину и главе партии ЛДПР Владимиру Жириновскому.

При отсутствии финансирования ЗППК также вынуждено закрывать кассы, где, к слову, продавались не только билеты на электрички, но и на поезда дальнего следования, что для жителей отдалённых сёл было очень удобно, дабы не ехать за билетом в райцентр. Теперь же из 33 билетных касс, которые три года содержала ЗППК, к февралю 2015 года не останется ни одной. Работу уже потеряли и ещё потеряют в общей сложности 98 билетных кассиров.

«Пригородные перевозки вообще могут умереть, и в этом обвиняют нас, а наша компания - заложник ситуации. Люди, которые работают у нас, в чём они виноваты перед краем? Денег у ЗППК нет, чтобы даже провести цивилизованное сокращение, это парадокс. Мы с 15 января полностью прекращаем движение электричек, а 14-го проведём митинг. И мы не остановили перевозки с 1 января, хотя, по идее, договор с краем не подписан. Причина была следующая - проанализировать, насколько прав губернатор, что он применил этот экономически обоснованный уровень тарифа в регионе. Продажи билетов обо всём сказали», - подчёркивал Николай Гаджала накануне митинга.

Частушки и недоумение

Митинг на площади Революции в Чите начался, как и было заявлено, в 14.00. На улице собрались и сотрудники ЗППК, и жители районов, которые лучше всего почувствовали на себе все шаги краевой власти по экономии на электричках. Тут же стало известно, что буквально перед началом мероприятия исполняющий обязанности губернатора края Алексей Шеметов провёл совещание, куда был приглашён Гаджала. Подробности встречи собравшимся на площади были неизвестны, однако пресс-служба губернатора успела распространить пресс-релиз, из которого стало ясно, что правительство региона готово идти на уступки. Так, было принято решение о создании рабочей группы, которая займётся работой над снижением тарифа на электрички, а также о том, что регион с 20 января начнёт выплачивать ЗППК долг в 57 миллионов рублей, не перечисленных за 2014 год, но будет это делать частями.

Появившийся на митинге Николай Гаджала взял в руки громкоговоритель и сообщил собравшимся, что встреча с Алексеем Шеметовым прошла продуктивно, и подтвердил, что власти готовы идти на снижение тарифа, что ЗППК получит причитающиеся 57 миллионов, а значит, будет чем платить зарплату. Он также добавил, что край пообещал вернуть льготы пенсионерам, инвалидам, школьникам и студентам на проезд в электричке, а компенсацию на это заложить в текущем бюджете. И самое главное - Гаджала заверил всех, что пригородные поезда с 15 января продолжат курсировать как и прежде по обычному расписанию, за исключением двух «малозадействованных» пар, маршруты которых он называть не стал, а также пообещал, что электричка Могзон - Хилок будет возвращена, и минтерразвития осталось только внести её в заявку на 2015 год.

После столь громких заявлений митинг продолжился. Слова гендиректора ЗППК не возымели должного успеха, и жители районов продолжили в своих выступлениях жаловаться на отмену электрички Могзон - Хилок, на закрытие билетных касс, на высокие тарифы. Даже прозвучали остросоциальные частушки на тему отмены пригородных перевозок, лихо зарифмованные и исполненные жителями села Хохотуй.

В конце митинга несколько сотен его участников простым поднятием руки проголосовали за принятие, на мой взгляд, бесполезной резолюции, в которой говорится ровно о том же, о чём заявлял ранее гендиректор Гаджала, озвучивая решения правительства.

Эпилог

Уничтожение пригородных перевозок удалось на время остановить, сенсации не произошло, и электрички завтра выйдут на свои маршруты. Но будут ли выполнены обещания, озвученные правительством?

Во-первых, откуда краевые власти планируют взять 57 миллионов рублей для ЗППК при максимально дефицитном бюджете, в котором даже нет денег на детские соцвыплаты за декабрь, пока непонятно.

Во-вторых, как РСТ будет снижать тариф, имея перед собой определённые нормативы расчёта, которые утверждены правительством? Получается, что даже если чисто теоретически снизить тариф, то он будет экономически не обоснован, край должен будет возмещать выпадающие доходы, но денег на компенсацию в бюджете 2015 года опять же нет. В расчёте тарифа также нельзя упускать из виду, что предельный максимальный тариф на пригородные перевозки в Забайкалье по логике вещей наоборот должен вырасти ещё, благодаря подписанному недавно постановлению правительства России. Согласно ему изменились правила оплаты за пользование инфраструктурой железной дороги пригородными компаниями. По подсчётам ЗППК, данный шаг правительства страны увеличит нагрузку на бюджет края на 76 миллионов рублей в год, которые будут идти в общий долг, но при этом учитываться в тарифе.

В-третьих, вопрос о возврате регионального льготного проезда в электричках опять же упирается в краевые деньги. Единственное, вернуть поезд Хилок - Могзон, кажется, вполне реально, тем более, что до отмены он приносил ЗППК до 300 тысяч рублей в месяц.

Получается, что власти края, почувствовав, что ситуация вокруг пригородных перевозок накаляется, сделали всё, чтобы выпустить пар. Но процесс кипения продолжается, долги никуда не исчезают, а только растут, при новых тарифах пассажиропоток падает, а многие пары поездов, являясь социально значимыми, дохода приносить не будут, при этом доходные направления регион урезает, заменяя их автобусными перевозками. Ни Алексей Шеметов, ни губернатор края Константин Ильковский не скрывают, что делают ставку на автомобильные перевозки, которые в идеале должны заменить дорогостоящие электрички. В принципе, это логично, так как автоперевозчики могут окупать себя сами, но пока что автобусное сообщение налажено далеко не везде и предстоит проделать ещё много работы, чтобы заменить пригородные поезда.

Ну а пока альтернатива не найдена, на мой взгляд, регион должен, сжав зубы, помогать ЗППК, обращаясь к федеральному центру и выискивая средства.

Иначе часть забайкальцев будет лишена одного из главных прав - права на свободное передвижение - до больницы, до родственников, до паспортного стола, а порой и до обычного магазина.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления