Общество Прощание с электричками

Прощание с электричками

После 1 января 2015 года район разделился на две части, западную и восточную. В западной сохранилась электричка Хилок – Петровский Завод, восточнее же Хилка не осталось ни одного пригородного поезда.

То, что происходит сейчас с пригородным сообщением в Забайкальском крае, иначе как агонией не назовёшь. Причём с первого взгляда не понятно, какая деталь в десятилетиями отлаживавшемся механизме стёрлась, что пошло не так.

Оказалось, незаметно для обывательских глаз переделали сам механизм, оставив для успокоения народа несколько старых подшипников, которые какое-то время дюжили, а теперь с грохотом, скрежетом и стонами летят один за одним. За год число билетных кассиров, работавших на пригородном направлении, в регионе сократится с 96 до 10 человек. И это на край. Только за январь 2015 года историей стали 14 пригородных поездов, а тысячи жителей сёл оказались в глухой изоляции. При дефиците, ради принятия которого были порезаны, казалось, неприкосновенные социальные обязательства региона, правительство края конвульсивно пытается создавать аналог электричкам, латая автодороги и толкая на них маршрутные перевозки. Жители, для которых железная дорога – это жизнь с самого детства, готовы перекрыть Транссиб.

Болезнь, которую не лечили

Коллапс с электричками, который сложился в Забайкальском крае в январе-феврале 2015 года, был предсказуем и, как хорошо продуманное кино, развивался не год, не два, а без малого 10 лет. Именно тогда о «хандре» в финансировании пригородных перевозок заговорило руководство Забайкальской железной дороги.

В 2005 году убытки, которые дорога несла на электричках, уже были признаны хроническими и логичными; впоследствии время доказало, что прибыльными они могут быть только в городах с гигантской населённостью, таких, как Москва или Петербург. Так вот, в 2005 году убытки покрывались за счёт налоговых поступлений в бюджет региона от Забайкальской железной дороги. В I квартале компания перечислила порядка 80 миллионов рублей, область возвратила только 5,14 миллиона. Тем самым покрытие выпадающих доходов не превысило и 8%.

Осторожно, выбирая мягкие формулировки, руководство ЗабЖД предложило Региональной службе по тарифам и администрации Читинской области повысить стоимость проезда в электричках. «В противном случае у дороги есть право искать пути снижения не покрываемых затрат за счёт уменьшения числа вагонов в составе поездов и прекращения курсирования поездов с дублирующими маршрутами и малой населённостью», - говорилось в обращении железнодорожников, которые обещали, что «забайкальцы и жители Приамурья ни при каких обстоятельствах не лишатся права воспользоваться железной дорогой в пригородном сообщении». В момент, когда писалось это открытое письмо в администрацию области, проезд в первой зоне, то есть первые 10 километров пути, стоили 8 рублей. Предлагалось поднять цену до 10 рублей. Делалось это с оглядкой на бурю народных возмущений. В качестве аргумента приводилась стоимость проезда в читинских маршрутках – 13 рублей.

Вообще, глядя на историю такого больного сегодня для Забайкальского края вопроса, складывается впечатление, что руководство региона просто проспало начало и раскручивание гигантской финансовой проблемы, в первые годы не только не попытавшись смоделировать ситуацию на будущее, но и попытаться детально проверить расчеты ЗабЖД по начавшему расти долгу за перевозки.

«Чита-пригород» - ЗППК

Компания «Чита-пригород», о создании которой губернатор Равиль Гениатулин договорился с главой РАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным в феврале 2006 года, потеряла свой бизнес-план в кабинетах РЖД, куда он был отправлен после разработки. Предполагалось, что компания заработает в 2007 году, а уже к 2013 году начнёт приносить прибыль. Для этого планировалось серьёзно улучшить сервис, оптимизировать графики движения к нуждам населения (что это значит, я не смогла найти ни в одном из доступных широкой публике источников – авт.), ввести гибкие тарифы. Идея «Чита-пригород» стала, пожалуй, одной из самых безмятежных фантазий и руководства края, и Забайкальской железной дороги, и тех, кто за ними стоял: правительства России и «Российских железных дорог».

Отмашка гигантским долговым накоплениям края перед ЗабЖД была дана в 2007 году, когда недофинансирование, по расчётам дороги, составило 19,1 миллиона рублей. Лишь к октябрю 2008 года правительство региона поняло, что им не вытянуть даже существующих объёмов оплаты, и сократило дотации на 10 миллионов от ранее планировавшихся 73,9 миллиона рублей. Были названы и ожидаемые убытки – 280 миллионов рублей в год.


В проекте бюджета на 2009 год на покрытие убытков было предусмотрено 26,9 миллиона рублей, что, по мнению руководства Забайкальской железной дороги, сводило на нет совместные усилия по организации пригородных перевозок. Только сейчас правительство Забайкальского края заявило, что расчеты убытков, который представляет дорога, сильно завышены. В заксобрание края поступило письмо депутата-железнодорожника Алексея Максимова (заместителя начальника ЗабЖД по кадрам и социальным вопросам – авт.), в котором рисовались мрачные перспективы. Если так пойдёт и дальше, дорога попросту закроет все маршруты, угрожал Максимов. Обсудив его обращение, депутаты посоветовали губернатору края и профильному министерству истребовать у железной дороги детальные расчёты расходов и обоснование каждой копейки сложившегося на тот момент долга.

Ежегодно, словно толстый жгут на колесо, на регион наматывался долг. При этом в 2009 году в регионе действовали 60 пар пригородных поездов. Перетягивание каната «дайте расчёты – вы нам должны», казалось, должно было закончиться в марте 2009 года, когда заместитель начальника службы по связям с общественностью ЗабЖД Александр Лёвин заявил о сокращении 17 маршрутов.

«Между руководством ЗабЖД и министерством регионального развития Забайкальского края были проведены переговоры, завершившиеся подписанием договора на транспортное обслуживание населения по социально значимым маршрутам. По соглашению, в 2009 году Забайкальская железная дорога будет обслуживать 14 пригородных пассажирских маршрутов», - говорилось в пресс-релизе компании.

Из 60 поездов, курсировавших в регионе, с 6 апреля предполагалось отменить 33 поезда на 17 маршрутах. «Общественное мнение не изучалось, хотя понятно, что в связи с приближением дачного сезона будут недовольства. Но в пиковые периоды количество вагонов в некоторых пригородных поездах будет увеличено с четырёх-шести до восьми», - сказал Лёвин.

После отмена 17 маршрутов несколько раз переносилась. К тому моменту уже перестали существовать электрички Оловянная – Ясногорск – Оловянная и Оловянная – Борзя – Оловянная.

«Уважаемый Равиль Фаритович! Только при вашем содействии в 2008 году был открыт маршрут до посёлка Ясногорск», - написали депутаты заксобрания губернатору Гениатулину в апреле 2009 года в дни, когда регион как никогда в последние годы был близок к митингам и толпам с транспарантами – на рельсах.

«Жители снимали на фотоаппараты и камеры давку при посадке в электрички, угрожали выложить снимки в интернете и направить их в правительство страны, а в обращениях писали: «Неужели вернутся 90-е годы, когда люди выходили и вставали на рельсы?» - сообщали журналисты.

Причинами растущего долга было названо сокращение налога на прибыль от ЗабЖД с 800 миллионов рублей в предыдущие годы до 289 миллионов в 2009 году. Сумма убытков компании составила 537 миллионов рублей. Первый заместитель начальника компании Сергей Албитов выразил полную готовность к пересчёту суммы убытков, но упрёков в завышенных требованиях не признал, сославшись на рост цен на электричество и запчасти. Албитов призвал жителей края не митинговать. В это время проезд в первой зоне на электричках в Иркутске стоил 10 рублей, Омске – 13, Петербурге – 17, Москве – 15. Депутаты заксобрания Забайкальского края предложили правительству обратиться к руководству страны с просьбой дотировать пригородные перевозки за счёт федерального бюджета.

В конце 2010 года правительство РФ передало организацию железнодорожных пригородных перевозок в полномочия регионов. В этом же году в Забайкалье прекратили своё существование два скоростных электропоезда сообщением Чита – Улан-Удэ и Чита – Чернышевск. Спрос на перевозки по этим маршрутам Забайкальская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров предполагала удовлетворить за счёт запуска пассажирского поезда Чита – Улан-Удэ.

Губернатор Равиль Гениатулин на пресс-конференции 1 марта 2011 года заявил, что электрички не должны возить воздух, а отмена некоторых пригородных поездов вызвана оптимизацией, которая, в свою очередь, происходит из-за населённости поездов всего в 30-40%.

Менее чем через год после этого заявление организацией пригородных перевозок в нашем регионе занялась компания «Краспригород», которому регион задолжал 509, 6 миллиона рублей. Ему на смену в 2012 году приходит Забайкальская пригородная пассажирская компания. Долг правительства региона неуклонно растёт.

Новый губернатор

Агонизирующие пригородные перевозки наследством перешли к тогда ещё исполняющему обязанности губернатора края Константину Ильковскому, который во время первого в своей жизни эфира «Губернаторского часа» на «ГТРК – Чита» в марте 2013 года заявил, что долг, по подсчётам железнодорожников, приближается к миллиарду рублей.

«21 марта принято решение о том, что цена на пригородные перевозки повышаться не будет, потому что её повышение бьёт по нам с обратной стороны – тут же сокращает количество проезжающих, и появляется ещё больше выпадающих доходов. Компенсировать из бюджета края 900 миллионов при том, что предусмотрен 121 миллион – я пока не вижу вариантов», - заключил и.о.губернатора, через пять месяцев ставший полноправным руководителем правительства края и ответственный за почти космический долг по пригородным перевозкам.

Долг края на ноябрь 2013 года составил 1,3 миллиарда рублей. Комментируя эту сумму, Ильковский заявил, что перевозка электричками нерентабельна, поэтому необходимо заменять их в направлениях, в которых хорошо развита дорожная сеть. Проект бюджета края на 2014 год предусматривал включение в заявку, составленную правительством края, двух дополнительных электричек, увеличивших объёмы пригородных перевозок до 33 пар поездов. В главном финансовом документе региона на эти цели было предусмотрено 90 миллионов рублей. Их, по расчётам ЗППК, должно было хватить на курсирование четырёх пар поездов на год или всех заявленных составов – на два месяца.

Своеобразным «подарком» новому забайкальскому правительству стала одобренная правительством РФ концепция Минэкономразвития по пригородному сообщению, в которой Забайкальский край наряду с Бурятией, Чечнёй, Ставропольем, Вологодской, Владимирской и рядом других областей был отнесён к наименее платежеспособным регионам, которым советовалось отказаться от электричек и пересесть на автобусы.

Март 2014 года стал последним месяцем существования электричек Амазар – Аячи и Чернышевск – Букачача, Борзя – Забайкальск. Правительство России как акционер РЖД потребовало от компании прекращения практики субсидирования пригородных перевозок в ущерб других видов деятельности холдинга и взыскать с пригородных компаний 30 миллиардов рублей долга. По вопросам помощи в его погашении Константин Ильковский неоднократно обращался к председателю правительства России Дмитрию Медведеву. Помощи не последовало.

Директор ЗППК Николай Гаджала на пресс-конференции 3 июня заявил, что с 9 июня в Забайкалье отменят 50 пригородных поездов. После появилась информация об отмене шести электричек; 30 июня из расписаний должны были исчезнуть пригородные поезда Чита – Карымская, Карымская – Шилка, Куэнга – Сретенск. Правительство региона заявило, что реальный долг субъекта перед ЗППК составляет 99 миллионов рублей, что в 17 раз меньше требуемых железнодорожниками 1,7 миллиарда рублей.

13 ноября 2014 года Константин Ильковский на встрече с вице-президентом компании «Российские железные дороги» Михаилом Акуловым сообщил, что регион не сможет компенсировать издержки за электрички из-за высоких расчетных ставок. К 2015 году сумма долга увеличилась до 2 миллиардов рублей.

16 декабря забайкальская Региональная служба по тарифам утвердила максимальные тарифы на проезд в пригородных поездах, согласно которым цены на билеты выросли в 4-10 раз. Сразу после этого гендиректор пригородной компании Николай Гаджала заявил, что регион 15 января потеряет все электрички, а в феврале может закрыться сама компания.

На митинге 14 января власти края согласились рассчитаться с 57 миллионами долга за 2014 год и в качестве первого платежа перечислили 10 миллионов рублей. По данным на 4 февраля, в крае работают 34 пригородных поезд по 17 маршрутам. Только в январе по заявке министерства территориального развития Забайкальского края было сокращено 10 поездов и 4 – по решению Забайкальской пассажирской пригородной компании (ЗППК). Население ряда сёл заявило о намерении полностью перекрыть движение по Транссибирской магистрали.

Хилокский район

Одним из самых проблемных после отмены электричек стал Хилокский район, расположенный в западной части Забайкальского края. Федеральная трасса от Читы к Хилку пролетает, как красивое скоростное вступление к мрачной истории какого-нибудь фантаста, которому стало скучно в просторах космоса, и он, оглянувшись, решил бросить героев на баррикады.

«У меня ностальгия. В какой системе мы живём, я не могу понять: в социалистической, в капиталистической, в демократической? Если я раньше знал систему, знал то, что живу в селе Линёво Озеро. Знал, что у нас было около пяти тысяч населения, работал самый большой леспромхоз в Читинской области, был лечебно-трудовой профилакторий, где находилось примерно 2 тысячи населения…. Сегодня лес вырубили и где можно, и где нельзя», - размышляет глава Хилокского района Юрий Коновалов, сидя напротив меня в своём кабинете.

1 из 3

Бюджет Хилокского района на 2015 год – это 438 миллионов рублей, которых хватит на зарплаты и оплату текущих расходов на 11 месяцев, на оплату тепла – на 7 месяцев. В большинстве сёл района жители из-за нехватки работы на местах ездят на заработки в районный центр, в Хилок. Раньше, с электричками, они могли себе это позволить: проезд в электричках стоил максимум рублей 70.

После 1 января 2015 года район разделился на две части, западную и восточную. В западной сохранилась электричка Хилок – Петровский Завод, восточнее же Хилка не осталось ни одного пригородного поезда. В ближайшее время здесь планируют закрыть пригородные кассы, в которых жители могли купить и билеты на поезда дальнего следования. Власти района уверены, что после этого на станциях поезда вообще перестанут останавливаться.

Проезд от Хилка до Петровского Завода на поезде «Владивосток - Москва» в плацкартном вагоне по данным на 3 февраля стоил 631 рубль, купейном – 639 рублей. Место в вагоне СВ поезда «Пекин - Москва» обходилось в 1 851 рубль. За проезд этого же расстояния на электричке нужно было заплатить 1380 рублей.

Жители сельского поселения «Харагунское», в которое входят сёла Дайгур, Тайдут, Сарантуй и Харагун, в обращении к губернатору Забайкальского края Константину Ильковскому, председателю регионального заксобрания Наталье Ждановой и руководству Забайкальской железной дороги предупредили, что отмена пригородных поездов и закрытие касс приведёт к социальному взрыву.

В это же время в соседнем селе Хушенга на сельском сходе жители решили перекрыть Транссиб.

«Настроения народа не ахти, но забастовок у нас нет. Все главы поселений с людьми работают. У нас люди хотят цивилизованно решить этот вопрос, потому что нельзя доводить людей до крайности», - уверен глава Хилокского района Юрий Коновалов.

«Люди говорят, что наши деды-прадеды, ёлки, строили эту дорогу, все работали на ней, а сейчас мы даже не имеем возможности ей пользоваться. Это чисто морально на них воздействует. С пятого числа закрывается касса», - говорит Анатолий Имеев, глава Хушенги.

Вздыхает: в последнее время люди приходят ругаться в администрацию едва ли не по несколько раз в день как к представителям власти. Поднимаются такие вопросы и проблемы, на которые раньше никто бы не обратил внимания. Градус напряжения растёт.

«Пока удерживаем от выхода на рельcы, разъясняем, успокаиваем», - говорят главы поселений.

1 из 4

Работать ради работы

Большинство жителей сёл Хилокского района работают в самом Хилке, потому что мало-мальские предприятия забайкальских деревень давно развалились.

Сразу после отмены электричек правительство края постаралось наладить автобусные перевозки по маршрутам Могзон - Хилок и Харагун - Хилок, которые хоть как-то должны были снять напряжённость в пострадавших от отмены пригородного сообщения 18 населённых пунктов вдоль дороги.

«У нас ходят автобусы, но ходят так безобразно, что не понятно, когда уходят и приходят. В данный момент мы вынуждены ездить на машине, потому что мы работаем с восьми часов до четырёх в хирургическом отделении. Получается, что мы не успеваем отработать свои часы. У нас девчонки работают, тоже кое-как добираются», - рассказывает жительница Харагуна Любовь Пирожкова, медсестра Центральной больницы Хилокского района.

Расписания автобусов никто на остановках не видел. Да и остановки-то, по словам жителей, так себе: ни дощечки, чтоб на трассе от ветра или мороза скрыться.

«Ходят не по графику. То вообще не приедет, то в машину люди набиваются, как селёдки в банку, и по несколько часов по плохой дороге стоя едут. Бывает, стоим часами на морозе с детьми, ждём и уехать не можем, - говорят женщины, пришедшие на встречу к главе района. - Одна женщина в Харагуне просто осталась, её не взяли, сказав, что ей не на работу, ей нет жизненной необходимости, она может поехать завтра».

1 из 3

«Если говорить об альтернативном виде транспорта, всё равно не обеспечены: безопасность, условия не те, ценовая политика другая. Даже взять Харагун. 21 рабочий день по 150 рублей в один конец, 300 рублей в день. 6300 рублей нужно на дорогу для человека при его зарплате около 10 тысяч. Получается работа ради работы на перевозчика», - считает председатель райсовета депутатов Виталий Кудрик.

Из-за стоимости проезда жители района уже начали увольняться. Потому что многие уже попробовали, каково это: не дождаться автобуса и ночевать или на вокзале, или на работе. Да и по деньгам потянуть такую роскошь, как трудоустройство, в Хилокском районе не все могут.

В 8 километрах от Хилка есть небольшое поселение Жилкин Хутор, которое, несмотря на близость города, после отмены пригородных поездов обезлюдело. По словам Виталия Кудрика, автобусы сюда никто не пустит: с одной стороны однополосной дороги – рельсы, с другой – обрыв. После новогодних праздников одной из женщин пришлось идти по 30-градусному морозу пешком, потому что уехать из Жилкиного Хутора сегодня не на чем. В районе, по словам депутатов, таких «ходоков» много.

«А у нас и мороз, и волки, и медведи», - говорит член районного совета Алексей Никифоров. Последнее время в районе, отмечает он, участились грабежи: люди идут на преступление от злобы, раздражения и безысходности.

1 из 2

«Мы, администрация поселения, написали письма в 10 инстанций, начиная от президента Путина, председателя правительства, Владимиру Якунину, руководителю РЖД, губернатору Ильковскому, его заместителю Шеметову, начальнику ЗабЖД Фомину и прокурору Забайкальского края. Спустя некоторое время сообщили, что разрешают работать кассе на месяц, это где-то до 16 февраля», - говорит глава посёлка Бада Алексей Паршиков.

1 из 3

Он уверен: если в посёлке из кассы уберут экспресс-систему, передающую информацию о покупке билетов, которой сегодня в округе могут похвастать только Петровск-Забайкальский, Хилок, сёла Новопавловка и Бада, то восстанавливать её никто никогда не будет.

«У нас рядом с Бадой девять населённых пунктов, которые пользуются перевозками, Хоринский и Кижингинский районы Бурятии. Только воинская часть делает в год 700-800 командировок. Всё это железнодорожным транспортом. Люди ездят с отчётами, в госпиталь, возят семьи. На летнее расписание у нас останавливалось около 10 поездов, сейчас – 3-4. Мы всё это восприняли до того болезненно», - хмурится Паршиков.

Художники, солдаты и ЕГЭ

Художественная школа в Хилке славится на весь край. В выходные с деревень сюда съезжались несколько десятков детей, картинами которых украшались не только зал районной администрации, но и выставки в Москве. Теперь занятия в школе родителям стали не по карману, да и отправлять непонятно по какому графику приходящим автобусом школьников боятся. Классы художки опустели.

То же самое произошло и со школой-интернатом в Хушенге, приезжие ученики которой не смогли выйти на учёбу после новогодних праздников вовремя. Сейчас ситуация урегулирована, но что будет весной во время призывной кампании и сдачи единого госэкзамена, который принимают лишь в трёх населённых пунктах: Харагуне, в Баде, и в Хилке, - не знает никто.

«В этих электричках ездим в основном мы, беднота: пенсионеры, школьники, рабочие, студенты. Зачем же у нас отняли нашу единственную радость? Теперь ни в больницу, ни в школу не съездить. А на машинах ездить – у нас очень сложная дорога, сколько на центральных трассах людей гибнут, а что на наших деревенских будет? – возмущается жительница Хушенги Тамара Филиппова. - Знаете, мы решили от Куки до Хилка выйти на железную дорогу и остановить движение. Это наша последняя крайность, мы вынуждены это сделать. Меня беспокоит обстановка вокруг России, так не надо создавать такую обстановку внутри государства. Это очень страшно. Если выйдем на железную дорогу и остановим движение поездов, людей грозят уволить с работы. Нам говорят, приедут омоновцы, вас скрутят, увезут. А я думаю, они у нас не бандеровцы и не фашисты. Мне в детстве пришлось пережить 37-й год и 41-й, мы всё прошли, нам не страшно».

Заместитель министра территориального развития края Дмитрий Палкин: Перекрытие дорог – это крайняя форма, её нельзя допускать по той простой причине, что это небезопасно для людей. Нужно понимать, что назад, скорее всего, к тем ценам, к тому курсирование поездов, которые раньше здесь были, мы никогда не придём.

Отца у Тамары Филиппововй арестовали в 1938 году, когда ей было 7 месяцев. Переехав в Забайкалье из Новосибирска, она всю жизнь провела бок о бок с железной дорогой. Отчаявшимся старикам сегодня и правда нечего терять.

Что делать? Варианты

Для того, чтобы как-то переломить ситуацию и справиться с нарастающим социальным кризисом в районе, правительство края пообещало привести в порядок дорогу регионального значения от Хилка до Новой Куки. По словам жителей, сегодня трасса для автобусных перевозок не годится. Совсем недавно её проверили специалисты ГИБДД, насчитали порядка 30 нарушений. Специалисты министерства территориального развития признали дорогу пригодной для передвижения.

Самым опасным её участком местные жители называют так называемые «Карпаты», расположенные между Харагуном и Хушенгой. Здесь узкая дорога тянется по сопкам, и разъехаться на кочках двум машинам, по словам местных жителей, будет сложно.

1 из 5

Мы проехали по этой трассе. Гравийная дорога хоть и постукивала камнями в машину, но позволяла набрать приличную скорость. Впрочем, местные жители предупредили: зимой дорога более-менее ровная, «развозит» её летом, особенно в дожди.

Какие средства необходимы на асфальтирование 200 километров – не мог сказать даже глава района. Вряд ли сумму край осилит и за несколько лет. Безусловно, дорога нужна. Но не как единственная замена всем возможным видам транспорта в районе.

Вторым выходом может стать возобновление электрички Хилок - Могзон, заявку на который министерство территориального развития передало в Забайкальскую пригородную компанию. Но, по словам руководителя ЗППК Николая Гаджалы, на это, во-первых, потребуется время: вагоны и локомотивы передислоцировали, и их нужно где-то изыскивать.

«Надо провести техническое обслуживание, аккумуляторные батареи обслужить, снабдить водой, углём, растопить. Нужно в график движения включить. Делается подготовительная работа, однако ещё есть финансовая сторона. То, что нам подали заявку, не подкрепляя её финансами – это уже тупик. Мы вообще готовы ввести этот поезд», - сказал Гаджала.

Второй момент, который нужно учесть при возобновлении электрички – стоимость билетов, которая в последние месяцы выросла в 9-10 раз. За такие деньги пользоваться пригородным сообщением будут разве что те, кто едет в командировку.

Третий вариант… впрочем, перед тем, как его озвучивать, невозможно не сказать про причины происходящего.

Правительство: на крайние меры вынудили

«На протяжении многих лет цена на билеты и экономически обоснованный тариф имели большую разницу. Экономически обоснованный тариф рассчитывался по максимуму, это максимальный тариф, в который железная дорога закладывает всё, все убытки. К сожалению, мы до сих пор понять не можем, что там, почему так происходит, - заместитель министра территориального развития края Дмитрий Палкин смотрит на собравшихся в зале хилокской администрации глав сёл. - Мы бы никогда не пошли на этот непопулярный шаг, если бы не те убытки, которые нам выставляет Забайкальская пригородная компания с подачи ОАО «РЖД».

В тарифе, который установлен сейчас, 75% составляющая – это затраты ОАО «РЖД», то есть это те тарифные ставки, по которым ЗППК арендует подвижной состав, производит его техобслуживание и ремонт. И Забайкальский край как заказчик перевозок повлиять на эти тарифные ставки никак не может.

«На протяжении 2014 года мы работали как с правительством Российской Федерации, с министерством финансов РФ, так и с ОАО «РЖД». Сначала мы обратились к Медведеву, мы признали тот долг, который имелся и попросили оказать финансовую помощь. Медведев отписал письмо в Минфин и Минтранс. Минтранс поддержал наше обращение, Минфин – нет. Поэтому из федерального бюджета деньги нам не пошли, - продолжает Палкин. – Мы пошли по другому пути: обратились в ОАО «РЖД» к Якунину, попросили снизить тарифные ставки, которые на Забайкальской железной дороге в 2-2,5 раза выше, чем на Восточно-Сибирской».

По словам заместителя министра, арендная ставка, которую платит Забайкальская пассажирская пригородная компания «Российским железным дорогам», в 3 раза выше, чем на Красноярской ЖД и в 4 раза - чем на Свердловской.

«РЖД объясняет это тем, что у нас маленький пассажиропоток, мало электричек, населённость вагонов маленькая. Исходя из этой логики получается, что, чем меньше налогов ездит, тем больше должны платить. Тогда нужно сразу крест поставить на пригородных перевозках», - разводит руками Палкин.

По понижению тарифных ставок ОАО «РЖД» ответа Забайкальскому краю пока не дали. Как раз это могло бы стать самым приемлемым выходом из ситуации в регионе: понизить арендные ставки для ЗППК, тем самым понизив тариф.

«Мы платим центральной дирекции моторного-горного подвижного состава, это она нам предоставляет подвижной состав для перевозки пассажиров в пригородном сообщении. В прошлом году мы платили 70 с лишним процентов. Да, ставки большие. Мы не отрицаем, что они были больше среднесетевых. Но есть методика рассчёта, в ней три составляющих: ставка в целом на аренду, допустим, тепловоза с вагоном, электровоза с вагоном и аренду электропоезда», - комментирует размер ставок руководитель ЗППК Николай Гаджала.

Тарифы будут расти

Вместо пересмотра арендной ставки, в частности, для Забайкальской пригородной кампании с 1 января в действие вступил закон, при пересчёте на который коллапс с пригородными перевозками может довести до народного бунта.

В прошлом году за аренду инфраструктуры: путей, энергоснабжения ЗППК платила всего 1% расходов, всё остальное брал на себя федеральный бюджет. В этом году с 1 января по распоряжению Дмитрия Медведева вместо 1% региональные пригородные компании будут обязаны платить 25%.

«По Забайкальской пригородной компании 1% - это было 300 тысяч, 25% - это 6,5 миллиона рублей. Сейчас эти вопросы правительство пытается как-то урегулировать. На наших тарифах это пока не сказалось», - объясняет Гаджала.

По его словам, информация о кратном росте расходов компании уже передана в Региональную службу по тарифам, которая пересчитает предельно допустимый уровень стоимости билетов.

«Тариф должен вырасти», - прогнозирует руководитель пригородной компании.

Несколько слов о…

... том, что главным заложником финансовой политики «Российских железных дорог» стала не ЗППК, которой приходится объясняться и с правительством края, и с пассажирами, не региональные власти, судорожно пытающиеся удержать протестующих, уже поглядывающих в сторону Транссибирской магистрали, но пока ограничивающихся только криками на поселковых советах. Заложниками стали люди: старые, молодые, работающие и пенсионеры, здоровые и больные, имеющие не очень большой достаток – все те, потрескавшимися руками которых регион и страна в целом строилась в советское время и вытаскивалась из дефицита, дефолтов и кризисов в 90-х и 2000-х. Пока не поздно поймать ту последнюю каплю, которая может перевернуть чашу. Пожалуйста, там, в Москве, сумейте её подхватить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления