В топливной системе автомобиля появляется гель, образовавшийся из бензина. Слизь забивает фильтры, и автомобиль глохнет. Датчики показывают, что бак пуст, а на станциях техобслуживания рекомендуют промывать бензобак, сетку топливоприёмника и всю топливную магистраль. Примерно с такой проблемой столкнулись автолюбители Читы в марте-апреле.
Первые жалобы на гель в бензине стали появляться в феврале, а их пик пришёлся на март. К началу мая число обращений снизилось до единичных случаев. Масштаб проблемы оценить довольно сложно — для этого придётся опросить все СТО города и прибавить к их клиентам, тех, кто промывал внутренности своей машины самостоятельно.
Комментируя проблему, руководитель одной из читинских СТО предположил, что желеобразное вещество появляется из-за присадок: «Я не эксперт, но есть предположение, что при перепаде температур из бензина выделяется присадка. Через фильтр она пролетает, поэтому, думаю, что выделяется она где-то в районе двигателя и гелем забивает сетки на форсунках. Пока их не промоешь, они не пропускают бензин. Вместе с промывкой форсунок мы рекомендуем снимать бензобак, полностью промывать сетку топливоприёмника, фильтр и всю топливную магистраль, а затем залить чистый бензин с заправки».
По его словам, неисправность не очень критична. Грубо говоря, это расходы и время. Серьёзные проблемы гель причинить двигателю не способен. В отдельных случаях приходится менять бензонасос вместе с фильтром. Это происходит, если человек пытается завести машину, а насос работает вхолостую из-за забитой сетки и сгорает.
Остановленная почта
Жертвами геля, по неподтверждённой информации, стали отдельные машины регионального следственного управления СКР, управления Россельхознадзора, мэрии, прокуратуры и полиции. В учреждениях и ведомствах данные подтвердить не удалось.
Однако руководитель забайкальского филиала «Почты России» Евгений Рыхлов рассказал, что в ведомстве пострадали почти все машины ВАЗ-2114, оборудованные впрыском топлива. В марте гель остановил у почтовиков шесть машин, в апреле — 10.
«В течение трёх недель ситуация была тяжёлая. Новые «УАЗы» как-то пережили, а остальные машины вставали почти постоянно. Мы заправляем служебные автомобили по карточкам, в некоторых указана только одна марка бензина, в некоторых две-три. Там, где был выбор, мы стали переходить с 95-го на 92-й бензин. Где-то механики получили информацию, что он безопаснее, и ситуация после перехода исправилась. Там, где перейти было невозможно — поломки какое-то время продолжались. Сейчас уже проблема снята».
Ведущий инженер по транспорту Дмитрий Шалбецкий сетует на то, что промывкой топливной системы ограничится не удалось, пришлось менять форсунки и фильтры.
По его словам, «Нефтемаркет» пока никак не ответил на претензию «Почты России». Обращение в Роспотребнадзор пока осталось без ответа.
Масштаб проблемы в Забайкалье, повторюсь, оценить невозможно. Однако такая ситуация наблюдалась и в Иркутске. Там, пользователи форума «Дром» обвиняли по большей части заправки группы компаний «ОМНИ». Однако коммерческий директор ГК Игорь Шептал в комментарии информагенству «БайкалПост» пояснил, что проблема касается всех АЗС, использовавших бензин Аи-95 с местных заводов.
«Ситуация связана с импортозамещением. Заводы из-за скачка курса валют начали использовать отечественные присадки вместо импортных. Такие присадки при колебании температуры выпадают в осадок и, постепенно накапливаясь, забивают фильтр топливного бака», — сказал Игорь Шептал.
Неуловимый гель
Разумеется, автовладельцы, столкнувшиеся с гелем, начали писать жалобы в отдел государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского межрегионального терруправления Росстандарта. По словам руководителя отдела Елены Шастиной, к ним поступило всего девять обращений - четыре из Читы и пять из районов Забайкальского края, в том числе переадресованные из других ведомств.
«Обращались к нам и граждане, и госучреждения. Кроме того, поступали многочисленные звонки с вопросами. Жалобы поступали на факт реализации некачественного бензина неэтилированного марки Премиум Евро-95 через АЗС, принадлежащие, в основном, ОАО «Нефтемаркет». По результатам рассмотрения обращений проведено пять внеплановых проверок, четыре - находятся в работе. Отобранные образцы нефтепродуктов направлялись на анализ в аккредитованный исследовательский центр «Иркутский Центр стандартизации и метрологии», - рассказала Шастина.
Она отметила, что, по результатам исследований, наличие геля в бензине не установлено. Бензин соответствовал требованиям, указанным в приложении №2 к Техническому регламенту Таможенного Союза 013/2011.
«Согласно пункту 4.2 техрегламента в бензине не допускается применение металлосодержащих присадок, то есть содержащих марганец, свинец и железо, а содержание других присадок строго регламентировано. Техрегламент не содержит в перечне характеристик к автомобильному бензину – неизвестное вещество гель. По словам специалистов «Иркутского ЦСМ», ведётся переписка с различными ведомствами, чтобы установить наименование этого вещества. Пока можно только предполагать, что гель в бензине может образовываться в результате хранения или взаимодействия с металлом либо из-за неизвестных присадок», - добавила Елена Шастина.
Невиновные заправки
При общении с продавцами топлива прояснить ситуацию не удалось. В филиале «Востокнефтепродукта», представляющего интересы «Роснефти», заявили, что жалоб на подобные проблемы к ним не поступало. В «Эталоне» сослались на отсутствие руководителя. В «Байкальской региональной компании» руководитель был слишком занят.
Руководство «Нефтемаркета» и вовсе повело себя странно. Гендиректор компании Алексей Клубович сначала порекомендовал мне обратиться за комментариями к конкурентам, а затем через своего заместителя передал, что проблем на «Нефтемаркете» нет. Ответ можно назвать невразумительным, если учесть слова Шастиной и Рыхлова. Кроме того, «Нефтемаркету» принадлежит львиная доля контрактов с учреждениями, ведомствами и органами власти, которым, по неподтверждённой информации, тоже досаждал бензиновый гель.
Впрочем, ставить бензиновых слизняков в вину «Нефтемаркету», как и любой другой компании будет неправильно. Дело, видимо, в Техрегламенте, сменившем требования госстандарта для бензина. А там уже постарались не очень чистоплотные производители, которых к неизвестным присадкам толкнул не то подорожавший доллар, не то «низкие» доходы. Ужасно в этой ситуации то, что лаборатории признают бензин чистым, формально развязывая руки для использования гелеобразующих присадок.