Общество Общество, о котором не знали

Общество, о котором не знали

После первой смены в лагере родители удивляются, как их сыновья, никогда не заправлявшие кровать, не только без единой морщины застилают на ней покрывало, но и моют посуду, полы и стирают.

Ежегодно из бюджета России выделяются деньги на общественные организации, которые будут бесплатно предоставлять услуги людям. Как это касается меня и вас? Очень просто: то, что мы привыкли получать платно, нам дадут даром, причём по качеству это будет ничуть не хуже. Допустим, сколько вы платите за консультацию юриста? Тысячу рублей? Две? А за то, чтобы он вёл ваше дело в суде? Общественная организация сделает это абсолютно бесплатно. Проблема только в том, что узнать о них можно по великой случайности.

«Мы ни в коем случае не хотим проверять, мы хотим узнать, каковы ваши успехи», — с порога предупреждает член Общественной палаты Забайкальского края Наталья Ковалёнок работников каждой из пяти организаций, которые мы объехали в течение дня. Второй год подряд Забайкальский край становится одним из победителей грантовой системы, где на условиях софинансирования с краевым бюджетом «общественникам» под конкретные проекты дают деньги. В 2014 году заявки на получение этих средств подавали более 40 организаций, выиграли конкурс 24. Какую пользу принесли эти деньги, мы и собирались выяснить.

Все суды выиграли

«Принципиально не берёмся за уголовные дела, каждый должен заниматься своим», — в небольшом офисе по Чкалова, 135 нас принимают Ирина Филиппова и Анастасия Пищулина, два директора: коммерческий и обычный, юридического бюро «Феникс». Их проект по оказанию бесплатной юрпомощи работал семь месяцев. За это время 730 человек получили консультации и 19 из 20 дел общественные юристы выиграли в судах.

«Самый большой блок вопросов был по кредитам. Этот проект выявил, что у нас население очень закредитовано, — размеренно, чуть отстранённо говорит Ирина Филиппова. — Берут кредиты под бешеные проценты, не зная, под какие, оплачивают штрафы и комиссии, не зная про это. В итоге, когда с них взыскивают эти деньги, люди не возражают и попадают в кабалу».

Значительная часть жителей Забайкалья сегодня – банкроты. Кредиты под бешеные проценты даются тем, кто изначально не может их погасить. Не редкими в регионе являются и мошеннические схемы. Выигрыш только по одному из таких дел в два раза превысил сумму полученного от государства гранта, составив 1,2 миллиона рублей. Один из жителей Читы решил вложить деньги в организацию, которая пообещала купить ему квартиру за два миллиона рублей с рассрочкой их возврата на 30 лет. Проценты за обслуживание, 436 тысяч рублей, попросили сразу. Он их и перечислил. В результате ни квартиры, ни денег. Пришлось идти в суд. Вместе с юристами этот поход оказался более чем удачным: с фирмы-паразита удалось взыскать и неустойку за пользование деньгами, и моральный вред, и штраф.

За идеями Рерихов

Через лужу в полутёмный подвал, потом прямо, осторожно выглядывая ступеньку, которую со света почти не видно, потом налево. Здесь, в крохотной комнате среди полок с книгами – лампада на столе. Мы пришли в рериховский центр, где рядом с литературой о восточных религиях – репродукция картины с девой Марией и «рериховским» знаменем мира или символом триединства – тремя красными кругами, собранными в треугольник и заключёнными в круг. Этот знак был предложен Николаем Рерихом для международного Пакта по охране культурных ценностей.

Проект «Как сохранить живую ткань культуры» в прошлом году выиграл государственный грант, которого хватило на многие мероприятия, но главная проблема рериховцев, работающих в Чите вот уже 21 год, осталась нерешённой: арендуемое помещение сложно назвать подходящим, а на другое не хватает средств.

«Нам не нужна реклама», — мягко улыбаясь, говорит руководитель Татьяна Свечникова, рассказывая, как важно спасти палеонтологические ценности на Красной горке в Чите, где собирались строить асфальтовый завод, или как необходимо передавать знания детям. А для всего этого – она обводит взглядом несколько забитых стеллажей – нужно помещение.

Ос!

«Слова какие умные», — хохочет Виталий Прохоров, заместитель председателя федерации киокусинкай Забайкальского края, услышав про социализацию детей.

«На грантовые деньги мы купили татами: 50 тысяч насобирали сами, 50 тысяч получили по гранту. Раньше татами приходилось всё время арендовать. Второй грант потратили на приобретение тренажёров и инвентаря. Кроме этого, сегодня некоторые семьи не в состоянии приобрести путёвку для ребёнка в летний лагерь за 6–7 тысяч рублей. Часть гранта мы потратили на то, чтобы 25 наших детей бесплатно поехали в лагерь на реку Кручина под Читой. Там будут проходить сборы, приедут инструкторы», — рассказывает надёжный, словно скала, председатель федерации Андрей Непомнящих.

Говорит, что здесь остаются не все дети, но тех, кто решает сделать первые шаги, не сбежав в уютную квартиру к компьютеру, не просто обучают, а воспитывают. Киокусинкай – это целая философия жизни сильного, справедливого человека, которую сегодня взрослые мужчины должны передать подрастающим мальчикам. К слову, киокусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.

Для занятий тренеры перелопатили и вынесли из школьного подвала десятки килограммов земли, превратив его из неприспособленного, простите за повтор, подвала, в настоящий светлый спортзал. То же самое было и с залом, где сегодня установлены тренажёры.

«Мы нуждаемся в ремонте. Дети занимаются бесплатно. В будущем нужно выйти из подвалов», — разводит огромными, как лопасти вертолёта, руками Андрей Непомнящих.

Тренеры смеются, что после первой смены в лагере родители удивляются, как их сыновья, никогда не заправлявшие кровать, не только без единой морщины застилают на ней покрывало, но и моют посуду, полы и стирают. Глядя на руководителей, почему-то не удивляешься: личность здесь уважают, но за ручку никто водить не будет.

Светящиеся «волосы»

Дотронуться друг до друга, взять за тёплую детскую ладошку и повести – работа центра психологической помощи «Девять сил», получившего грант на работу с тяжелобольными детьми.

«Есть такое растение – девясил, от многих болезней лечит, поэтому и решили так назвать», — объясняет директор центра Лариса Заборина, доцент кафедры коррекционной психологии ЗабГУ.

Центр встречает детскими столом и стульями, разложенными на листах бумаги карандашами и мягким ковром, по которому здорово ходить босиком. Этот центр в 2007 году стал первым получателем президентского гранта в 1,2 миллиона рублей, которые были потрачены на адресную поддержку 23 семей с детьми-инвалидами.

Вторая комната полностью сделана сотрудниками для релаксации. Когда мы пришли, там была 12-летняя Полина, расплакавшаяся от грустной музыки. Родители и врачи пытаются вытащить девочку из тяжёлой формы детского центрального паралича.

Сенсорная комната – это как отдельный мир со звёздным небом, сухим бассейном с мягкими бордюрами, проекторами и светящимися в темноте нитями, похожими на стянутый в причёску хвост. Дети очень любят играть с ними, тем более, что их можно брать в рот - электричество в них не опасно. В темноте россыпь красных нитей струится по ладошке и завораживает настолько, что не хочется уходить.

Отдельный, оранжево-апельсиновый мир с зеркалами – это танцевальная комната, которая находится в другом здании. Здесь расслабиться и получить помощь как индивидуально, так и в группе могут дети, попавшие в стрессовую ситуацию. Как показывает практика, родителям с такими проблемами очень часто некуда пойти. Помогает не реклама, на которую часто нет средств, а сарафанное радио, на надёжность которого ни педагоги, ни посетители пока не жаловались.

Во время работы по гранту помощь получили больше 15 семей, каждая из которых водит ребёнка в центр так долго, как считает нужным. Здесь нет курсовых лечений с выпиской: «Приходите через год». Таково правило центра.

Азбука для мигрантов

Из уюта душевных разговоров мы попадаем в настоящее офисное здание с флагами нескольких государств на фоне обоев с напечатанным на них ночным городом. Ощущение, как будто зашла в кабинет аэропорта.

Здесь, в центре социально-культурной адаптации мигрантов, говорят о новом законе, о сдаче необходимых для работы в России экзаменов, ставших для работы центра надёжной рабочей площадкой: только за время работы государственного гранта в 2014–2015 годах здесь обучили 120 приехавших в Забайкалье иностранцев при первоначальном наборе в 50 человек.

«Сменился вектор миграции. Если какое-то время назад были выходцы с Китайской народной республики, то в последние полтора-два года наблюдается смещение в сторону выходцев стран ближнего зарубежья, это очень заметно по обучающимся», — рассказывает, стоя у окна, руководитель центра Михаил Кошелев.

Программа обучения сконструирована из 10 модулей, каждый из которых рассчитан примерно на месяц. В целом это все составляет серьёзную учебную базу, результатом знакомства с которой должна стать не только успешная сдача экзамена, но и спокойная, гармоничная жизнь иностранцев и соотечественников в России.

В тишине

Очень везёт тем общественным проектам, под которые грамотно прописываются заявки на гранты и эти гранты выдаются. Тогда получается воплотить в жизнь что-то доброе и обязательно нужное людям. Но даже деньги здесь – не главная проблема. Проблема – в безвестности. Те, кому необходима бесплатная помощь, зачастую просто не знают о её существовании. Как будто отделённые большой безвоздушной подушкой, эти проекты живут для тех, кто по какой-то великой случайности о них узнает. И поверит. И придёт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления