Общество Ни шагу назад

Ни шагу назад

«Начинали в замечательные 90-е. После декретного отпуска встал вопрос: или снова выходить в детский сад, или попробовать уйти в бизнес».

Когда-то она мыла полы в школе и преподавала детям музыку. Теперь, владея магазинами «Зимушка», «Дом люстр», «Метелица», «Мой дом», в который входит салон штор, Наталья Колотилина с улыбкой вспоминает о том времени. Говорит, не изменились принципы: делать работу в удовольствие и хорошо. Так, чтобы заходили в помытую школу, и казалось, что ремонт сделали, полы и стены покрасили.

— С чего вы начинали?

— Начинали в замечательные 90-е. После декретного отпуска встал вопрос: или выходить продолжать работать в детский сад, или попробовать уйти в бизнес. Вообще у меня музыкальное образование, училище и институт. Я работала музыкальным работником в школе и вела вокально-инструментальный ансамбль «Радуга» в Первомайском. Работали успешно: записывали клипы, ездили на фестиваль «Весёлые нотки», была интересная жизнь.

— Первый шаг для открытия собственного бизнеса в какую отрасль был сделан и почему?

— Наверное, была финансовая необходимость в то время заниматься этим, нужно было на что-то растить ребёнка, обеспечивать семью. Начинали все потихонечку с рынка. Потом захотелось более цивилизованной работы, и начали открывать магазины.

— Первые годы были сложными?

— Наверное, нет, потому что мы были молодыми, полными сил, здоровья, энтузиазма. Не было сомнений в том, что всё получится. Конечно, многого не знали: как лучше доставить товар, как что-то другое сделать. Это сейчас миллион транспортных компаний и всевозможные банки, безналичные расчёты, а тогда – просто сумка, полная денег, постоянный риск и постоянные полёты.

Сейчас мы посещаем международные выставки, следим за тенденциями моды, подбираем производителей с более качественным, интересным товаром. Если бы нагрузку сейчас тех лет, то мало бы кто выдержал.

— Что продавали на рынке? Везли товар из Китая?

— Я Китай долгое время вообще не рассматривала, мне ближе была Москва и Турция, Стамбул. Продавали как: заходит человек на рынок, я не думаю, ко мне он идёт или нет. Может, он вообще за гвоздями пришёл. Но я сразу смотрю его размер, рост, в чём он одет, и сразу предполагаю, что из моего ассортимента я бы ему предложила. Может, мимо пройдёт, а может и остановится. Развивала интуицию, чтобы правильно определить потребности покупателя.

— Начинали с верхней одежды?

— Начинали вообще с «французских» духов, — смеётся Наталья Колотилина. – Это были как бы французские духи, которые все имели запах огуречного лосьона. На 45-градусном морозе промёрзшими руками мы открывали этот целлофан, его надо было открыть так, чтоб можно было снова закрыть, не порвав. Потом была обувь, а потом уже верхняя одежда.

У меня одно переходило в другое: какое-то время была и обувь, и тут же начиналась верхняя одежда.

— Не было мыслей уехать из Забайкалья?

— Родилась и выросла я в Первомайском. После школы уехала, училась, потом вернулась туда, поработала там. Потом вышла замуж и переехала к мужу в Читу. Перетянул. Я люблю Забайкалье, здесь всегда ясное небо над головой. Так что никуда мы отсюда не уедем.

— Муж не возражал против того, что своё дело отнимает много времени?

— Нет, он наоборот, можно сказать, меня и вдохновил на это. Он помогал. В жизни женщины мужчина должен быть и поддержкой и не мешать воплощать свои идеи.

— Не было ли со временем, когда бизнес начал разрастаться, что на семью оставалось мало времени?

— Это однозначно было и есть, и многим приходится жертвовать. Мы, например, не можем себе позволить поехать вместе в отпуск. Хотя, быть может, здесь всё зависит от организации. Муж едет один, я еду одна. Сложно оставить такую работающую машину, но всё-таки очень редко у нас это получается.

— Вы любите контролировать всё или делегируете полномочия?

— Я делегирую, но должна быть в курсе всех событий. Атмосферу, наверное, руководитель должен устанавливать. Я всегда подбираю коллектив и по возрасту, и по темпераменту: холерик, меланхолик, сангвиник, чтобы они совпадали, чтобы в коллективе была дружественная обстановка, чтобы человек хотел идти на работу, чтобы ему действительно была нужна эта работа.

— О чём вы спрашиваете человека, который приходит к вам устраиваться?

— У нас есть специально разработанная анкета, второе высшее образование научило это делать, это экономическое образование московской Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. Многим советую её закончить, потому что очень хорошо учит в плане организации начала бизнеса. Там замечательные преподаватели, которые учат всему - начиная от придумки названия магазина до, собственно, того, как ставить дело. До учёбы всё делалось по интуиции, а после – уже осознанно. Я смотрю иногда на названия магазинов в Чите, и хочется людям подсказать, что нельзя магазин, который торгует, например, одеждой, называть «Персик». Название магазина должно соответствовать тому, что в нём есть. Это даже проще для собственника, для продвижения товара, который там находится.

Как назвать «Зимушку», мы думали всей семьёй, дочь подсказала название. В то время уже была «Снежная королева», но мы были одними из первых, кто в стране открывал меховой магазин.

В Академии учат, как работать с кадрами, как их воспитывать. Я не сторонник никого увольнять. Наоборот, стараюсь перевоспитать и всегда даю шанс. У нас есть люди, которые уходили 2-3 раза и возвращались. Я не ставлю крест на человеке. Если я вижу, что он действительно хочет работать, то принимаю.

— Насколько сложно подбирать ассортимент? Кто этим занимается?

— Я в этом обязательно участвую, потому что мне никак нельзя останавливаться. У нас работает команда профессионалов, товароведы, которые ездят на международные выставки и Гонконг, и в Стамбул, и в Москву, просматриваем интернет, посещаем фабрики. Бывает, где-то меняем деталь, карман на 5 миллиметров переносим, и модель нам подходит. Цвета подбираем индивидуально. На начальном этапе на фабрике очень часто модель рождается при нашем участии, поэтому она и бывает неповторимой.

— Ваше любимое детище?

— Я всех люблю, но самое-самое, куда я захожу, и глаз радуется – это наши салоны штор. У нас там и огромный выбор тканей и замечательные дизайнеры. Мы постоянно их обучаем, к нам приезжают учителя. Девочки могут все идеи нарисовать на компьютере и в 3D вместе с интерьером сопоставить, подобрать. Например, рисунок, который есть на обоях, они могут перенести на ткань. В городе этого не делает никто, да и в стране это сложно найти.

— С чего начинается ваш день? Есть ли чёткий график?

— В 8 или в 9 часов утра я где-то уже есть. Это может быть массаж или салоны. В 10 я на работе, здесь планёрки, работа с бухгалтерией, товароведами, с управляющими. Работаю я, наверное, круглосуточно. С мыслями о работе я и засыпаю, и просыпаюсь.

— Легко ли вам уйти в отпуск? Сколько времени можете позволить себе отдыхать?

— Наверное, недельки 2–3 могу в июне, мае. Но отдыхаю не каждый год, потому что это ведь тоже надо уметь. Я же сразу начинаю даже на отдыхе заходить в магазины, в салоны штор, можно это назвать отдыхом? Тогда это отдых.

— Как вы отдыхаете помимо отпуска, чтобы просто отвлечься от дел?

— Я очень люблю работать с землёй. Всё, что приносит плоды, мне очень нравится. Например, огород. Я приезжаю к маме и там отдыхаю с природой: цветочки, огуречики.

— Есть у вас конкуренты в крае? В Чите?

— Конечно. Конкуренты сильные, я их уважаю, все они прошли трудный путь. Сейчас работать сложнее. Нам облегчили работу банки, компьютеры, транспортные компании, но конкуренция настолько сильная, что приходится маркетинговые вопросы продумывать так, чтобы было наверняка.

— Что для вас значат деньги?

— Конечно, деньги имеют большое значение в жизни любого человека. Есть такие направления, где деньги необходимы: медицина, образование в стране уже платные. Человек, чем бы он ни занимался, достиг он чего-то или нет, может быть счастлив в любом финансовом состоянии. Но любой человек должен стремиться к чему-то большему, хорошо и качественно выполнять свою работу. Корабль-то строят не для того, чтобы он в гавани стоял, где безопасно.

— Женщине легко не бояться в бизнесе?

— Мне кажется, женщине иногда может быть даже попроще, чем мужчинам: наверное, к нам бывает другое отношение, какие-то скидки нам делают. Нам проще выпросить льготные условия для бизнеса. Мы, быть может, где-то похитрее мужчин бываем. Мы же привыкли выстраивать отношения.

— В семье вы начальник?

— Знаете, у нас всё поровну, у нас нет такого, чтобы кто-то главный. Все вопросы мы с мужем решаем вместе.

— С какой командой вы работаете?

— Они все целеустремлённые, все знают, чего хотят. Мы приходим на работу, чтобы заработать денег, но очень приятно, когда это зарабатывание доставляет удовольствие именно в самом процессе. Поэтому творческое отношение к любой работе, будь ты управляющий, бухгалтер, рекламный агент, товаровед или продавец, у нас всегда приветствуется.

— А в чём оно выражается? Например?

— С 1 по 3 июля у нас будут честные скидки до 100% в «Зимушке», а в «Метелице» с 8 по 10 июля при покупке пуховика мы будем дарить ветровку. Акции ощутимо прибавляют посетителей. При этом мы продаём качественный, модный товар по ценам ниже закупочных, но делаем это, правда, три дня как подарок.

Ещё мы любим выставки, приезжать в другие города, осваивать новые горизонты.

— Что лучше: когда много товара или поменьше?

— При выкладке ассортимента приходится бороться за каждый сантиметр. Не обязательно будут лучше продажи, если много товара. Бывает лучше, если его меньше, потому что нет загромождённости.

— Насколько сильно чувствуется кризис?

— Ощутимо. Просто приходится больше работать, больше вкладывать, больше думать. Его надо пережить. Люди сейчас покупают более дешёвые вещи, цена имеет первоочередное значение. Нужно оставить деньги на продукты, детей, и уже какие-то изыски отодвигаются. Но они у нас обязательно есть.

В кризис главное – не останавливаться и изучать потребности людей и ориентироваться от них. Например, после перевода времени у нас стало рано светать, и мы сразу предложили покупателям в магазине «Мой дом» жалюзи, ролевые шторы, плиссе, а также ткани блэкаут, из которых можно пошить не пропускающие свет шторы. Всё это по очень даже приемлемым ценам.

Экономические сложности в стране — это такая школа, условия для начала чего-то. Мы, например, в кризис всегда поднимались. Сейчас мы смогли переориентироваться на какой-то другой товар. Собираемся и по 3-4 часа обсуждаем, что надо сделать. Пока получается. Надо обязательно что-то делать. Остановился – это уже два шага назад.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления