Общество Рабочая смена «Рабочая смена»: Стажёр центра социальной помощи

«Рабочая смена»: Стажёр центра социальной помощи

Специалисты отделения дневного пребывания и социального патронажа помогают несовершеннолетним детям и взрослым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Первая рабочая смена вышла комом, как блин. Уже по дороге в центр социального обслуживания населения «Берегиня» я поняла, что так и не договорилась с его директором о том, кем же всё-таки буду работать. А в нём восемь отделений, в каждом из которых помогают разным группам населения – от условно осуждённых подростков до пенсионеров и инвалидов. Я выбрала отделение дневного пребывания и социального патронажа, но чью роль в итоге примерю, с кем буду работать, для меня оставалось тайной.

Центр «Берегиня» находится на КСК. Строение светло-сиреневого цвета затерялось среди старых домов по улице Труда, напротив отдела полиции Черновского района – это слишком символично, если учесть, что в нём проходят реабилитацию дети с условной судимостью.

Начало дня

На пороге центра нас встречает заведующая отделением дневного пребывания и социального патронажа Татьяна Ворошилова. Она приветствует нас так, будто мы проверяющая делегация из Москвы, поэтому ощущение, что я пришла сюда работать, улетучивается.

Планёрку из-за нашего прихода сдвинули на 10 часов утра, обычно её проводят в 8.00. В кабинете уже собрались сотрудники отделения: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, медсестра, социальный педагог и преподаватель компьютерного класса.

Ворошилова отчитывается: «Двое специалистов отсутствуют, находятся на больничном. На реабилитации у нас 22 ребёнка, сегодня один не пришёл, он тоже на больничном. На прошлой неделе провели пять патронажей, два акта обследования, выдали один продуктивный набор и провели три консультации с родителями. Педикулёза и других заболеваний после обследования у деток не выявили». Ещё она добавляет, что одному мальчику требуется помощь в учебном процессе – в школе жалуются на его поведение и неуспеваемость.

Специалисты отделения дневного пребывания и социального патронажа помогают несовершеннолетним детям и взрослым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Дети в отделении проходят реабилитацию в течение 2 месяцев, а потом остаются на контроле. Многие через какое-то время вновь возвращаются к реабилитационному курсу. И это необязательно ребята из неблагополучных семей. В центре есть мальчик, семья которого приехала издалека, и пока родители работают, парнишка учится говорить по-русски и занимается вместе с детьми.

После планёрки Татьяна продолжает нахваливать центр, но и без её слов видно, что он похож на дом.

Пункт первый, второй, третий

Сначала мы идём к Галине Степановне – медсестре. Она обследует светловолосую девочку лет восьми, проверяет – нет ли вшей, потом щупает горло. С девочкой всё хорошо, она убегает в тренажёрный зал. А Галина Степановна показывает свой кабинет, лампу для кварцевания помещения, ростомер с весами, шкаф с медикаментами – для работы всё необходимое есть. Детей проверяют несколько раз в неделю, рост измеряют раз в месяц.

1 из 2

В просторной комнате социальный педагог Елена Викторовна готовится к работе – режет кусочки бумаги со словами «дружба», «терпение», «уважение», которые дети будут клеить на жёлтый кружочек картонного солнца. Вырезать мне не дают, но рассказывают, чем ещё ребята занимаются в этой комнате: отдыхают, читают книги, играют, занимаются, смотрят телевизор или строят дом из больших, мягких и ярких кирпичиков разной формы. Елена Викторовна показывает рабочее место, ванную, раздевалку, раскрывает шкаф, в котором хранятся все книги и предметы для занятий. Она не только проводит время с детьми в комнате, но и водит их в столовую, тренажёрный зал, на улицу и следит за ними в течение дня. Где-то кричит попугай, протестует, наверное, что его клетку унесли из комнаты. Женщина говорит, что он громко чирикает и будет нам мешать.

Спускаемся в небольшой спортзал, где дети крутят педали тренажёров и хула-хупы. Светлана Серафимовна, инструктор по физической культуре, рассказывает о тренажёрах и о том, что одна пенсионерка, занимаясь у них, сбросила за год 28 килограмм. Учитель физкультуры работает с людьми разных возрастов. Кажется, Светлане нравится её профессия – глаза светятся.

1 из 3

В столовой отчаянно прошу сделать меня кухонным работником, но ничего не выходит. Пока я завязываю хвост, надеваю фартук и осматриваюсь, проворная Нина Ивановна уже унесла поднос с кружками в столовую, а там всё та же светловолосая девчонка, которую обследовали утром, начала расставлять их на столы. Не решаюсь ей помешать, Вика делает всё быстро и с энтузиазмом.

По словам заведующей, детей в центре они приучают к труду. Дежурство в столовой – один из способов научить ребёнка ухаживать за собой и другими.

Рядом со столовой находится маленький кабинет – парикмахерская. Здесь бесплатно стригут всех желающих, график почти всегда забит. «Девчонки прибегают на косички. Пенсионеры приходят часто», – рассказывает парикмахер Тамара. В её царстве очень уютно, как в настоящем салоне.

1 из 6

«В меню этим утром каша «Дружба», хлеб с маслом и чай. На обед – суп», – рапортует Нина Ивановна. Нас обещают угостить. Кухонный работник после обеда должен подмести и убрать со стола, но посуду дети уносят сами. Все мероприятия центра проводятся в столовой, там даже стоит пианино – старенькое, но рабочее. Нас усаживают за стол. Мы пробуем кашу.

Подмести мне не удалось, потому что нужно идти в библиотеку. Мы одеваемся в маленьком коридорчике у кабинета Татьяны Сергеевны. Социальный педагог просит детей построиться в ряд по два человека и взяться за руки.

1 из 7

В библиотеке показывают мультфильм про индийского мальчика. Короткий анимационный фильм про милосердие и добро – то, чего не хватает всем в мире. Библиотека сотрудничает с центром и регулярно проводит для детей тематические встречи и праздники.

После кино идём смотреть на консультацию психолога Оксаны Петровны с мамой одного из детей, который находится на реабилитации. Психолог не просто даёт быстрый совет, а составляет план работы - сначала будет заниматься индивидуально с ребёнком и отдельно с родителями, а потом проведёт совместные сеансы.

Физкультура

Наконец-то можно попробовать себя в роли учителя физкультуры. Татьяна решает рассказать нам о площадке – она почти новая. Её построили с помощью фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Здесь есть тренажёры, на которых могут заниматься все - от мала до велика. Есть даже баскетбольная площадка, где можно и сетку для игры в волейбол натянуть.

«В сезон летнего оздоровления здесь работает лагерь, и мы проводим на этой площадке праздники и игры. Ну и в хорошую погоду стараемся их выводить», - рассказывает заведующая.

Светлана Серафимовна приготовила листочек, на котором написала правила игры и слова, которые я должна сказать. Мы играем в машины – едем дружным кортежем, сворачиваем влево, вправо, сигналим и рычим. Есть в нашем ряду и мотоциклы, и большегрузные машины – слышно, как ревут моторы-голоса мальчишек. Есть легковушки - девчонки хохоча пробегают мимо. Автомашины иногда врезаются друг в друга, главная машина кортежа путается в поворотах, но чего не бывает на дороге?

1 из 5

Дом и патронаж

Поджимает время, но я всё равно пробую себя социальным педагогом. Предлагаю им построить дом, и это моя самая большая ошибка. Я торопливо помогаю детям, пытаюсь их организовать, но вместо дома мы собираем кучу. Этот момент должен стать воспитательным. В итоге дома нет. Вот так же некоторые взрослые пытаются построить дом и семью, а выходит непонятно что. Нельзя просто так, ради фото и текста входить в их пространство. Социальный педагог так не поступит. Дом нужно построить до конца и сделать это правильно: сначала фундамент, потом стены, крышу, окна, двери. Это должна быть не просто игра, а урок – для того, чтобы построить дом и семью необходимо усилие и время.

По плану в этот день у детей есть и сеанс в сенсорной комнате - там они отдыхают, расслабляются. Во время сеанса с детьми работает психолог. Мы осторожно заглядываем, чтобы не помешать занятию. В сенсорной горят, мигая, специальные светильники, играет тихая музыка, всё переливается. Две девочки расположилась на пуфиках и натурально балдеют.

1 из 3

Заведующая предлагает сходить на экстренный патронаж в семью, которая находится в трудной жизненной ситуации. Она добавляет, что семья не учётная, им просто пока не хватает материальных средств. Семья живёт в старом доме, который находится рядом с центром.

Татьяна принесла масло, макароны и чай. Мы находим нужную квартиру, в ней живёт молодая женщина с мамой и дочкой, и котёнок, который бегает туда-сюда по кровати и спинке дивана с ошалелым видом. Они очень радуются приходу заведующей, встречают её, как старого друга. Но без бюрократии и правил никуда – при передаче помощи составляется акт, в котором указывается состояние жилой комнаты, жильцов, что, когда, во сколько передано, в общем, всё и сразу.

«Нам приходится сталкиваться не только с неблагополучными семьями, но и с асоциальными. Иногда нас могут встретить и пьяными, и обозвать, но это наша работа», - говорит Татьяна Ворошилова, выходя из подъезда.

1 из 2

Мы уезжаем, а детей в этот день ещё ждёт интерактивная доска, обследование, станция юных техников и групповое занятие с психологом. Сотрудников – тоже самое плюс, патронаж, во время которого они посетят пенсионеров, людей с ограниченными возможностями и нуждающиеся семьи. У нас же впереди дорога, и время - нужно обдумать всё и расставить по полочкам.

В «Берегиню» не зря возвращаются - здесь дом, а дом - это не только стены. Это ещё люди.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления