«Говорить о забайкальской коалиции в Госдуме как таковой вряд ли надо, потому что людей, которые представляют Забайкальский край, немного. Но, безусловно, существует взаимодействие», — заслуженный врач РФ, имеющий несколько десятков работ по различным разделам психиатрии Николай Говорин летом 2015 года стал депутатом Госдумы.
За это время на родине его имя успели тесно связать с возвращением Забайкалью одного часа, переведённого год назад. Между тем, несколько лет подряд профессор Говорин активно выступал за принятие жёстких антиалкогольных мер, а с недавнего времени возглавляет Центр общественного мониторинга качества и доступности здравоохранения при Общероссийском народном фронте.
«Мальчишки хотят носить невест на руках»
— Тема, которой вы давно занимаетесь – алкоголизация населения. В Забайкальском крае в первом полугодии увеличился показатель смертности, одной из причин которого, по мнению министра здравоохранения края Михаила Лазуткина, является как раз употребление алкоголя…
— В силу ряда причин показатели алкогольной смертности в России всё-таки уменьшаются, и это очень хорошо. Я считаю, в структуре этих факторов, которые лежат в основе снижения, в том числе есть все те меры, которые мы принимаем на территории Забайкальского края. Вы видели, сколько нормативно-правовых мероприятий мы смогли организовать. Удалось создать систему разъяснительной и профилактической работы. Вода камень точит, и сегодня даже среди молодёжи появляется большое количество ребят, которые понимают, что нужно быть здоровым. Мы видим, как начинают наполняться спортзалы, мальчишки хотят иметь крепкие мышцы и своих невест носить на руках. Есть свет в конце тоннеля, и я это вижу.
Проблема алкогольной смертности в целом в России снизилась. В Забайкальском крае за 5 лет показатель смертности трудоспособного населения снизился на 24,6%. Гораздо ниже стал показатель алкогольных отравлений: за 8 месяцев 2014 года в Забайкальском крае погибло 145 человек, тогда как за аналогичный период 2015 года – 122. Реально снизились показатели и алкогольных гепатитов, циррозов, миокардии, дистрофии, алкогольных психозов. Подтверждает это и снижение числа «пьяных» преступлений.
Ещё одним фактором, который работает на статистику, является снижение розничных продаж алкоголя в Забайкальском крае: за 8 месяцев 2014 года было продано 943 тысячи декалитров, а в этом году этот показатель составляет 750-760 тысяч декалитров крепкого алкоголя.
— Речь идёт про официальные розничные продажи?
— Сектор неофициальных продаж очень сложный. Можно косвенно говорить о том, что не произошло увеличения потребления неконтролируемой алкогольной продукции, потому что количество смертей от отравлений уменьшилось. Я жёсткий сторонник антиалкогольных мер. Начатые меры должны быть продолжены. Забайкалье было третьим субъектом Российской Федерации вслед за Краснодарским краем и Чечнёй, где был принят закон об ограничении продаж слабоалкогольных энергетических напитков. В настоящее время в Госдуму внесён законопроект общероссийского масштаба. И это правильно. Как врач отмечу, что при поступлении большого количества алкогольного напитка организм резко реагирует: рвотой, чувством дискомфорта, а энергетический напиток эти неприятные компоненты прячет, и организм находится в ситуации обмана. К чему это приводит? К тому, что употребляется большее количество алкоголя, чем обычно, и это – ускоренный путь к формированию зависимости.
— Какие меры нужны для того, чтобы сделать ситуацию менее напряжённой?
— Это очень жёсткие меры по отношению к продавцам суррогатного алкоголя. Они должны иметь серьёзные экономические санкции. Например, перевозка алкоголя на транспорте приводит к ликвидации или изъятию машины. Магазин, где продаётся суррогатный алкоголь, должен быть навсегда лишён лицензии. Понимаете, иногда эти слабенькие законы в части борьбы с суррогатным алкоголем вызывают насмешку. Ну что такое штраф в 5 тысяч рублей?
Государство обязано контролировать качество потребления алкоголя населением.
«Увлекаться женским полом — нужно!»
— Это госмонополия?
— Да. Я вынашиваю планы, что законы, которые лежат где-то в архивах Государственной думы, мы освежим, адаптируем к новому состоянию правового поля и всё-таки запустим. Законодательная инициатива предусматривает два механизма: государственную монополию на производство и оборот алкогольной продукции и недобровольное освидетельствование пьянствующего лица с недобровольными мерами лечения.
Считаю также, что нужно постепенно проводить мероприятия по ограничению потребления молодёжью пива. Я на этом настаиваю. Уже давно доказано, что в пиве содержатся женские половые гормоны. Мы видим, как среди молодёжи формируется некий интерсексуальный тип конституции. Девчонки не вылазят из спортивных залов и формируют у себя фигуру по типу – узкий таз и широкие плечи. Это мода такая? Как врач отмечу, что родить полноценно таким молодым женщинам будет очень сложно. А мальчишки, наоборот, становятся женоподобными: с животами, с округлыми бёдрами, потому что потребление пива приводит к резкому снижению количества тестостерона. Мужчина должен быть физически сильным.
Ещё одна проблема — беспорядочная половая жизнь. Она приводит к тому, что среди молодёжи большое количество патологий, передающихся половым путём. Это приводит к хроническим изматывающим заболеваниям. Больные в 40 лет становятся ипохондриками, лечатся у кардиологов, невропатологов, психиатров. Речь о здоровом потомстве уже не ведётся.
— Всё это увлечение женским полом?
— Увлекаться женским полом нужно, но делать это надо с одним партнёром. Сегодня мужчины ведут беспорядочную половую жизнь, обмениваются вирусной инфекцией, женщин заражают и сами заражаются. Это плохо. Инфекция идёт впереди научно-технического прогресса, порой, её просто не успевают диагностировать.
«Наверное, буду переизбираться»
— Времени на реализацию ваших идей остаётся мало, до следующих выборов в Госдуму меньше года. Будете переизбираться?
— Наверное, буду. Прошло сто дней, как я в Госдуме. Там не легко. Приходится много работать. Сформировали общественное мнение, что депутаты сидят и зевают. Они зевают от того, что очень много приходится работать: подготовка законопроектов, разного рода мероприятия, совещания. Работа в Думе напряжённая, но очень интересная. Получаешь много объективной информации, которую раньше не было возможности получить.
Оптимизация в Забайкалье – не из-за Лазуткина
— Как вы думаете, что происходит в медицине Забайкальского края сегодня?
— То, что происходит в Забайкальском крае, происходит во всей стране. В целом проблемы с оптимизацией возникли не потому, что здесь есть Лазуткин, и он всё это творит. Это стратегия оптимизации. Но сама идея оптимизации в общем-то неплохая была. По словарям «оптимизация» переводится как «поиск лучшего», но её свели к тому, что начали смотреть на медицину через призму экономической эффективности. Её нельзя рассматривать как сферу бизнеса, нельзя категориями бизнеса её мерить. Издержки оптимизации заключаются в том числе в попытке перевода значительной части медицинской помощи на платную основу — не только по пути развития частных медицинских организаций, но и создания целой серии платных услуг внутри госучреждений.
Я убеждён, что внутри них не должно быть никаких платных услуг. Мы должны обеспечить своё население качественной бесплатной медицинской помощью. При этом пусть развивается частная медицина: есть люди, у которых есть деньги получить услугу за более короткое время в более комфортных условиях.
Вторая позиция оптимизации – это ликвидация коек, мест, лечебных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, которые оказались нерентабельными. Не всё мы должны мерить через призму эффективности, потому что, как только мы закрыли фельдшерско-акушерский пункт, считайте, что селения не будет, люди оттуда уедут. Сегодня существует проблема урбанизации, когда идёт отток населения из сёл, люди начинают жить возле городов. При уменьшении численности населения Забайкальского края население Читы увеличилось с 311 до 325 тысяч человек. А сёла-то гибнут, чахнут. Сегодня в России порядка 350 тысяч деревень-призраков. Оптимизация здравоохранения, быть может, где-то тоже вносит свою лепту в отток населения из сёл.
Будут продолжать вноситься очень серьёзные коррективы в оптимизацию, создан Центр общественного мониторинга качества и доступности здравоохранения. Мне поручено его возглавить. Мы сейчас разрабатываем индикаторы, оценивающие реальное состояние дел, и ими, как лекалом, мы будем измерять все субъекты и смотреть, что происходит.
Одним из доказательств того, что реформы были не совсем благоприятными, стал рост смертности. В стране в целом и в Забайкальском крае в частности мы видим, как в течение последнего года отмечается тенденция роста смертности от болезней органов дыхания, пищеварения, инфекционных болезней, туберкулёза. Это не смерть пожилых людей. Смертность от этих заболеваний увеличилась в некоторых регионах на 20-30%. Отчего это происходит? Эпидемий гриппа не было, это нам не 2010 год. Причина кроется в снижении доступности и своевременности оказания медицинской помощи. В стационары стали поступать запущенные случаи. Это говорит о том, что в рамках оптимизации снизилась доступность, а, соответственно, и качество медицинской помощи. Это недопустимо.
— Министр здравоохранения края Михаил Лазуткин говорил о том, что рост смертности не связан с проводимой в крае оптимизацией. Он связывает рост смертности с пожарами и с эпидемией гриппа.
— Какие пожары? Какая эпидемия? А как же туберкулёз? А инфекционные заболевания? А другие регионы, где пожаров не было? Статистика-то тоже по этим четырём заболеваниям. Например, в Архангельске вообще ни одного пожара не было и воздух влажный, а больные умирают от пневмонии. Почему?
В этой ситуации нужно набраться мужества и сказать: «Да, лес рубят, щепки летят. Щепок оказалось многовато. Давайте засучим рукава и давайте это всё исправлять». Общероссийский народный фронт не напрасно провёл форум, посвящённый реформам здравоохранения. Параметры, которые мы имеем сегодня, мешают важнейшей позиции президента в его стратегии социальной справедливости. Очень многие медицинские чиновники говорят фразу: «Что это на нас вещают смертность?». Конечно, другие факторы тоже влияют, но в мире общеизвестно, что показатели демографической ситуации напрямую связаны с эффективностью здравоохранения. Нельзя снижать объёмы финансирования здравоохранения.
Оптимизацию начали проводить потому, что начали экономить деньги, а не потому, что чиновники имеют злой умысел. У них своя правда. Как оказать медицинскую помощь в меньших объёма финансирования? Из Москвы шли указания местному руководству сокращать койки, и министерство здравоохранения Забайкальского края находится между молотом и наковальней, потому что сверху шли требования привести количество коек к среднестатистическому по России. Но как можно сравнивать, например, Смоленскую область, которую можно проехать на машине вдоль и поперёк за день, и Забайкальский край в 455 тысяч квадратных километров? Здесь необходимы индивидуальные программы, которые бы реализовывали программу оптимизации с учётом местных условий, особенностей инфраструктуры.
Правительство России в этом году нас услышало, и при внесении изменений в бюджет на 2016 год произошло увеличение финансирования здравоохранения на 50 миллиардов рублей. Все эти деньги пойдут на программу государственных гарантий. Если в прошлом году это финансирование было 409 миллиардов, то теперь будет 458. Продолжительность жизни людей и качество медицинской помощи напрямую зависит от финансирования, если оно используется эффективно.
И снова время
— Скоро ли Забайкальскому краю вернут шестичасовую разницу с Москвой?
— Мы ждём экспертного заключения от правительства, получено нейтральное решение от правового управления администрации президента. Это дело чести. В ноябре, я надеюсь, мы этот законопроект всё-таки примем, но вступит в силу он только в марте, учитывая, что перевод часов бывает только в марте и октябре. Эту зиму перетерпите, как есть.
Сейчас по аналогии с нашим законопроектом начали активизироваться другие территории, в частности, Архангельск и Алтай. Сегодня это задача номер один, которой я занимаюсь в Думе.
— Ваш переезд в Москву был достаточно быстрым. Приобрели ли вы квартиру или живёте в ведомственной?
— Я живу в «общежитии для депутатов», — это, конечно, шутка. Мне дали служебное жильё, где всё просто, казённо, без изысков.