Общество Аварийное образование

Аварийное образование

Поколения детей сменяют друг друга в барачного типа самострое больше 30 лет - со времён пожара в 1984 году.

Жители Дарасуна уже больше 30 лет ждут новую школу. Поколения детей сменяют друг друга в барачного тира самострое, пока их родители борются за новое здание от зачисления учеников до их выпуска, некоторые - и после. Привычная история для современной России о поиске типового проекта, типовых отписках и типовой надежде. Дарасунская школа №1 с её криво расставленными, как забытое под кроватью лего, четырьмя домиками - иллюстрация работы системы исполнительной власти по вертикали, от региона до федерации. Несколько десятков лет один из самых приоритетных проектов края остаётся таким только на бумаге.

Проект о намерении или путешествие ста бумаг

Чтобы найти школу, нужно проехать два моста, один из которых закрыт для проезда грузовых машин. Перекрытия в виде сваренных металлических балок дают проезд только легковушкам, пожарные машины и скорая вынуждены объезжать половину Дарасуна, чтобы добраться сюда. Школьный автобус, если бы он существовал, тоже возил бы детей в объезд. Сегодня некоторые ученики ходят пешком с конца посёлка - около 10 километров пешком.

"Наш посёлок словно разделён на две части, но для нас главная проблема - школа, - говорит директор Надежда Некрасова, показывая бараки в окружении мам из родительского комитета. - Пусть они вам всё и расскажут".

Главная мама комитета - Ольга Маркова. Её дочь учится в 9 классе, все эти годы женщина вместе с руководством школы и другими родителями добивается строительства нового здания. Она разложила на столе в маленьком классе две папки, в которых собраны все публикации в СМИ и обращения к властям - от муниципальной до федеральной. Путину в 2016 году будут писать в третий раз. Заговорили об аварийном состоянии школы около 10 лет назад, а сегодня несоответствие санитарным нормам упирается в 100%.

"Бьёмся, как рыба об лёд", - перекладывает Ольга заветные папки с историей борьбы. Она рассказывает, что два здания из четырёх уже списаны. Куда ни кинься - всё переоборудовано: столовая - из мастерских по труду, главное здание - из общежития.

1 из 3

"Как-то я была у Ильковского, пока он был губернатором. Спрашиваю его: «Что вы будете делать, если они рухнут?» Он ответил - развозить по школам в других районах. А школы какие, за сколько километров? Бензин, содержание автобусов - дешевле школу построить", - напряжённо рассуждает Ольга.

Первый барак, в который нас завели - то самое общежитие, комнаты которого переделаны под классы для занятий после пожара в 1984 году - тогда сгорело двухэтажное здание. Здесь располагается кабинет директора - каморка, где помимо Некрасовой работают два бухгалтера. В этом же здании теснятся раздевалка и классы, в которых школьники учатся в две смены из-за отсутствия места.

Сегодня в школе числятся 330 детей, каждый день они видят перед собой первый ряд могил кладбища на сопке вверху. Ольга шутит про энергетику: «Здесь она плохая, может, поэтому школу не строят». Поразивший нас с фотографом вид не смущает никого из сопровождающих - привыкли. Лишь бы строительство началось, а куда смотреть - дело третье.

Обращения родители начали писать ещё при первом губернаторе региона, тогда-то и пустился в пляс хоровод отписок и обещаний. С 2008 года по 2010-й речи о возведении новой школы на уровне региональной власти не шло. В 2011 году администрация Карымского района предприняла попытки начать строительство школы, проводила оценку подготовительных и строительных работ, после чего определила стоимость проектно-сметной документации и приняла решение купить типовой проект. Но 1 сентября того же года вступили в силу новые санитарные правила и изменись требования к проектируемым зданиям общеобразовательных учреждений. Решение отменили. Наступил 2013 год, а проблема дарасунской школы крепчала - количество учащихся увеличивалось, износ зданий, естественно, тоже рос. В 2014 году благодаря бумажной бомбёжке армии родителей, комитет образования начал изучать типовые проекты, определил участок под застройку, составил межевой план и кадастровый паспорт. Компания «ЗабайкалТИЗИС» провела «инженерно-геологические и геодезические изыскания», не выявив неблагоприятных явлений.

В апреле 2014 года в краевом правительстве провели совещание и ответственными за проект дарасунской школы назначили министра образования Анатолия Чумилина и министра территориального развития Александра Бутырского. Тогда же стоимость нового здания оценили в 450 миллионов рублей. В 2015 году на запрос родителей администрация президента заявила, что весной 2014-го было разработано техзадание на проектно-сметную документацию для школы на 500 мест. В январе 2015 года эти документы должны были передать в краевое минтерразвития для подготовки проекта.

В минтерразвития в апреле 2016-го сообщили ИА "Чита.Ру", что не слышали об этих документах. При этом, на проектирование в бюджете края на 2016 год были предусмотрены 9 миллионов рублей. Но предусмотрены - ещё не значит выделены, объясняют в минобразования. Дарасунский проект внесён в список приоритетных и должен войти в госпрограмму по строительству школ на 2016-2025 годы. Эта программа работает по принципу софинансирования - «район + регион + федерация». У этого примера на сегодня решение есть, только после знака «=» стоит бюджетная пустота, прикрытая бумагами.

Пустой класс в школе посёлка Дарасун Карымского района Забайкальского края
1 из 3

"Про нас забыли", - директор кивает родителям, начиная рассказывать о том, как осенью 2015 года увидели новость про федеральную программу, но не увидели там себя, - хотя губернатор говорил, что будут.

По словам родителей, тогда же они записались на приём к председателю правительства и после, зимой, школа в Дарасуне начала фигурировать в числе первоочерёдных.

Экс-министр образования Анатолий Чумилин в январе ту самую госпрограмму раскритиковал из-за подхода: «Когда мы узнали об этой программе, то провели работу с муниципальными районами — где, что ремонтировать, строить. Первая задача была снять вторые и третьи смены, а потом строить. Но после я слышу от Медведева на селекторе, что программа будет такая — в каждом краевом центре будет построена школа будущего - одна в 2016 году. Она должна будет отвечать всем современным требованиям — быть просторной, со всем необходимым оснащением, не менее, чем на 900 мест. Мы хотели в 2016 году построить школы в Чите, школы на станции Дарасун, в Смоленке, Атамановке, Александровском Заводе. Но наши планы не совпадают с планами правительства Российской Федерации. Проекты школ будут выбирать из базы минстроя России. Но средства выделят только на выкуп — для этого внесут изменения в закон. Утром деньги — вечером стулья — такого не будет. У нас из-за того, что школы будут строиться под выкуп, возникли проблемы с подрядчиками. Нужно будет вложить 600-700 миллионов, построить за один год, и потом ещё эту школу выкупить. Другая проблема — это то, что типовые проекты не подходят Забайкалью ни по климатическим, ни по сейсмическим условиям. Мы решили пока просматривать проекты в базе, и не делать свой, чтобы потом проходить экспертизу, добавлять в базу и забирать его оттуда. На это потребуется дополнительно 5 миллионов рублей».

До того, как в январе Анатолий Чумилин прокомментировал ситуацию с типовыми проектами, экс-глава региона Константин Ильковский, ещё в ноябре 2015 года, сообщал, что 1 миллиард рублей из 50, предусмотренных в федеральном бюджете на возведение новых школ в регионах на 2016 год, может достаться Забайкалью. Но не достался. В январе тогда ещё замминистра образования Андрей Томских говорил, что никакого миллиарда на край не свалилось.

"Мы хотели обратиться в прокуратуру, но они нам сказали, что смогут помочь нам только закрыться из-за несоответствия санитарным нормам, больше - ничего. А как мы можем закрыться, когда у нас три сотни учеников? Куда же мы их?" - разводит Надежда Некрасова руками. Она учила родителей, которые сегодня входят в комитет. Так, в окружении своих бывших учеников директор продолжает бороться за нормальные условия для будущих.

1 из 2

"Вы только напишите так, чтобы нас не закрыли... Когда я начинала преподавать здесь, учителя говорили, что уж мне-то точно доведётся учить детей в новой школе", - улыбается печально директор.

"Мы тоже так думали, что наши дети будут выпускаться уже при новом здании", - вторит директору Ольга Маркова. За её спиной забитые досками окна.

1 из 2

Из пункта «А» в пункт «Б»

Привычное городским детям передвижение по школе - логистика, незнакомая дарасунским ученикам. Они бегают на уроки в разные здания, туалет - на улице. Все стены всех четырёх зданий в трещинах, полы с щелями в ладонь. Красить бесполезно - сотни ног стопчут за несколько недель. Родители и учителя своими силами поддерживают в этом убогом царстве знаний школьный уют. В чисто вымытых классах с выбеленными стенами, заделанными наспех разваливающимися рамами, разбитыми стёклами и старыми партами-стульями юные дарасунские умы учатся терпению - в каморках подолгу не высидишь, но куда денешься.

В спортзале традиционно проводят помимо соревнований линейки и праздники. При скоплении народа развернуться здесь ещё надо суметь. Раздевалки в здании спортзала - как карцер, другого слова мы подыскать не смогли. Как тут переодеваются взрослые ученики, остаётся только догадываться - тоже по сменам?

1 из 3

Класс химии находится отдельно, библиотека - тоже, всё в каком-то организованном хаосе. Родители обустроили площадку - шин притащили, краски, заборчик сделали, да только это капля в море разваливающегося деревянного самостроя. Ничего его уже не скрасит, даже забота и любовь. Хуже есть однозначно. Но зачем знать, как бывает хуже?

1 из 2

Учителей здесь 40 человек. Учительская - как насмешка, здесь и 10 не поместятся. Потолок самостоятельно прикрыт квадратами гипсокартонной плитки - в щели видна обвислая старая проводка. Дышать здесь нечем.

1 из 2

Кабинет директора. Как сказал наш шеф-редактор Егор Захаров - чиновников бы в такой посадить.

Начинка всех четырёх зданий похожа - дырявое, старое, треснувшее, покосившееся, забитые окна и вешалки из гвоздей - в довершение архитектурного ансамбля. Футбольная площадка - венец спортивных достижений, которых здесь, оказывается, немало.

1 из 3

Столовая и кухня. Здесь раньше стояли токарные станки, на стенах висели молотки - класс труда.

1 из 6

"Ученики-то хорошие, и учителя", - говорит весёлая Ольга. В этой войне главное юмор не растерять. Будто оттого, что люди хорошие мир обязан измениться...

Выделить окончание

После захватывающей дух экскурсии мы уедем, а рассыпавшаяся на четыре куска школа останется. Как обещали в минобразовании, ненадолго - примерно в 2017 году начнётся строительство. По заверениям ведомства, проект госпрограммы по строительству школ в регионе разработан, его планируется принять до 1 октября 2016 года. Восемь школ Карымского района, в том числе в посёлке Дарасун на 500 мест, учтены. Но учтены - значит ли появятся?

"Не верю", - цитирует Константина Станиславского с печальной улыбкой Надежда Некрасова. Что заблестело на солнце в её глазах - надежда или многолетняя усталость с покорностью - и Станиславский бы не разобрался.

1 из 2
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления