Общество обзор Подработка для учителя – в обзоре краевых СМИ

Подработка для учителя – в обзоре краевых СМИ

После уроков забайкальские педагоги моют полы, ведут бизнес-тренинги и банкеты на свадьбах, а по ночам пишут для студентов курсовые.

Забайкальские учителя привыкли выживать и задолго до того, как премьер-министр Дмитрий Медведев посоветовал уходить в бизнес, приспособились совмещать повседневный труд в школе с заработком на стороне. После уроков они моют полы, ведут бизнес-тренинги и банкеты на свадьбах, а по ночам пишут для студентов курсовые, но из профессии уходить не спешат – детей любят.

Краевая газета «Забайкальский рабочий» выяснила, кем подрабатывают учителя и хватает ли у них времени и сил, чтобы после трудового дня получать дополнительный доход вне школьных стен. Оказалось, что найти в Чите педагога, который не мечтал бы сменить профессию или не стремился найти дополнительный заработок, весьма непросто – с зарплатой до 20 тысяч рублей мысли о новой работе волей-неволей посещают учителей. Однако одного желания мало, нужно ещё и время. По мнению одной из героинь материала, которая проработав в школе 11 лет, ушла в таможню, подрабатывать, будучи учителем, практически невозможно, поскольку из-за нехватки кадров и низкой зарплаты приходится брать по 1,5-2 ставки. Плюс классное руководство, внеурочные мероприятия, бесконечная бумажная работа, а дома – семья, которой тоже нужно уделять внимание.

Узнать, удалось ли учителям совместить работу в школе и бизнес

Профессия дальнего действия

Слова премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что учителя могут идти в бизнес, если хотят заработать, дали пищу для больших дискуссий среди педагогов. Уж сколько было написано и сказано по этому поводу, не сосчитать. «Забайкальский рабочий» решил выяснить, что думают по поводу слов Дмитрия Анатольевича местные учителя, и возможно ли подработать сегодня педагогу, не отрываясь от своей основной деятельности.

Сил не хватает

Истории забайкальских педагогов разные, порой оптимистичные, порой наоборот. Но то, что большинство из них думает о подработке, ясно с первых фраз разговора. Многие активно рассуждают на эту тему, однако теория и практика в данном случае очень часто расходятся. Ведь это кажется, что учитель по сути своей универсал — у него есть навыки общения, грамотность, высокий уровень культуры, круг его знакомств достаточно широк, он мобилен и не боится чрезмерной нагрузки. Но совместить свой повседневный труд с заработком «на стороне» довольно сложно.

Наталия из Читы уже 15 лет работает учителем. В начале карьеры решала на заказ контрольные, но потом это занятие сошло на нет. Как утверждает Наталия, сил на подработку у неё не остаётся: школьная нагрузка, подготовка к урокам, внеурочная деятельность отнимает огромную часть жизни.

— Если говорить об экономическом аспекте профессии, то меня привлекает возможность получения льготной пенсии и стабильность. Финансовое благополучие в нашей семье на плечах у мужа, — говорит женщина.

Однако оставаться в школе Наталию заставляет вовсе не стабильность, а любовь к детям и хорошие отношения с родителями учеников. По её словам, именно мамы и папы уговорили учительницу не покидать школу, когда она решилась-таки на это.

А вот Светлану усталость от постоянной и напряжённой работы с родителями заставила отказаться от призвания. Светлана 11 лет преподавала английский язык в сельской школе в Читинском районе. Представить себе контингент родителей, с которыми приходилось общаться, нетрудно. Многие из них вели асоциальный образ жизни, выпивали, оставляли детей без присмотра. Работать классным руководителем у ребят из таких семей было тяжело. И Светлана решилась сменить род деятельности. Благодаря знанию иностранного языка женщина устроилась работать на таможню. Встречала иностранные делегации, общалась с туристами и позабыла о ночной проверке тетрадей, зарплата устраивала. Однако педагог — это образ жизни, а не профессия, потому вскоре Светлана заскучала по детям. Но желания снова идти в школу не было. Так она стала подрабатывать репетиторством.

— Вот уже восемь лет я не работаю в образовательном учреждении, — говорит Светлана. — И возвращаться не планирую, разве что в самом крайнем случае.

По словам женщины, подрабатывать, будучи учителем, практически невозможно, поскольку из-за нехватки кадров и низкой зарплаты ей приходилось брать по 1,5-2 ставки, как и всем её коллегам. Плюс классное руководство, внеурочные мероприятия, бесконечная бумажная работа... А дома ждёт семья. После такого трудового дня нет сил даже уборщицей в школе подработать.

— Я считаю, что труд учителя в нашей стране не ценится по достоинству, — говорит Светлана. — Это и вынуждает многих моих коллег менять сферу деятельности.

Жизнь заставила

Похожую историю может рассказать другая моя собеседница, которой все же удалось совместить образовательную деятельность и бизнес, пусть в несколько ином ключе. Лариса — кандидат психологических наук и довольно успешный предприниматель. В своё время она отдала несколько лет работе психолога в детском саду, но постепенно жизнь заставила с головой уйти в своё дело. Она стала вести бизнес-тренинги.

— За это я получала деньги, которые тратила на приобретение профессионального инструментария, стажировки, соответственно, мне в работе психолога помогал бизнес, — говорит Лариса.

Постепенно встал выбор — заняться вплотную бизнесом или остаться в педагогике. И женщина выбрала бизнес, который давал хороший доход.

— Потом я нашла себя в работе со студентами, сейчас веду занятия, занимаюсь с ними педагогической практикой, общественной деятельностью, — рассказывает моя собеседница.

— Но когда я ушла из детского сада, мне было тяжело в течение двух лет даже просто проходить мимо. Настолько я привыкла к детям, коллективу, к этой системе. Расставание было очень болезненным, но выбор был сделан. Сказать, что получаю большое удовольствие от своей деятельности, я не могу. Да, я получаю деньги. Но считаю, что во мне потерян специалист-психолог, поэтому если мы хотим потерять педагогов, мы можем их отправить подрабатывать. Учитель всё-таки должен быть учителем. При этом, — утверждает Лариса, — в Чите немало очень квалифицированных и высокооплачиваемых педагогов, которые неплохо зарабатывают репетиторством. Однако, чтобы добиться этого, необходим опыт, знания, стаж, наконец. А подработать, будучи занятым постоянно в школе, практически невозможно, особенно в современной системе требований к учителю.

Да и представьте себе педагога, который приторговывает где-то в павильоне, шьёт на дому на заказ. Учитель — это наставник, это особый социальный статус. Это человек, который определяет систему ценностей, влияние личности педагога без прикрас чрезвычайно важно. Зачастую учитель выступает и психологом, и семейным психотерапевтом. Это профессия, требующая глубокого погружения, огромных сил. Подрабатывать в этом случае — терять свою основную профессию.

Возможно, это мнение поколения 90-х годов, тех, кому приходилось выживать в самом энергичном своём возрасте. Социально-экономическая ситуация заставила их найти применение себе порой в самых неожиданных сферах деятельности. По словам Ларисы, половина читинских бизнесменов имеет педагогическое образование. В лице многих из них Забайкалье потеряло отличных учителей, психологов, социальных педагогов, зато обрело инициативных и талантливых предпринимателей.

— Я с большим уважением отношусь к Дмитрию Анатольевичу, он мой коллега и сам является ярким примером того, о чем сказал, — говорит Лариса. — Из преподавателей он ушёл в политику. Это его личный уникальный опыт, который не может вписываться в общую схему. Люди все очень разные. Я вроде тоже успешно сочетаю эти моменты, но никто не знает, какой ценой — здоровья, личности, качества работы. Может быть, я могла бы делать в десять раз больше в основной профессии, если бы мне не приходилось работать в бизнесе.

Варианты есть

Тем не менее забайкальские педагоги пытаются найти себе дополнительный заработок, который очень им нужен. Ольга работает учителем иностранных языков в Балейском районе. Ежедневно она ездит за свой счёт за несколько десятков километров от дома, чтобы учить детей. У неё высшая квалификационная категория, стаж работы — 13 лет. А зарплата всего 20 тысяч. Ольга занимается исследованиями, пишет статьи в научные журналы, готовится поступать в аспирантуру. А публикации и обучение стоят денег. Поэтому Ольга решила подрабатывать — благо есть знание иностранных языков.

— Размер заработков нестабильный, все зависит от количества заказов, — говорит женщина. — Но если репетиторством заниматься систематически, то 10 тысяч рублей в месяц получится. На дипломных работах и переводах заработок больше, но это непостоянно. Как правило, в период сессий у студентов и аспирантов заочной формы обучения.

Подрабатывать приходится в основном ночью, потому что днём у Ольги подготовка к занятиям, проверка тетрадей, написание планов и т. д. Получается, что отдыха практически нет.

— В принципе, если работаешь на одну ставку, то есть возможность подработать в другую смену, то есть полдня свободны, — говорит Мария, молодой учитель из Читы. — Сама, честно говоря, имею мало опыта, но знаю, что многие коллеги не только занимаются репетиторством и написанием курсовых, контрольных, но и работают на детских праздниках, ведут торжественные вечера, свадьбы. При школе можно наняться уборщицей или сторожем. Как правило, все зависит от человека и его основной занятости.

— У меня есть коллега в возрасте, которая подрабатывает в детском саду, — рассказывает Елена из Читы, молодой учитель русского языка и литературы. — У неё все уроки в школе со второй смены, а с утра до этого времени она работает воспитателем. Ну и летом многие работают (во время отпуска) в лагерях и детских садах сменными воспитателями.

Сами девушки подработкой почти не занимаются, разве только в рамках своей основной деятельности. «Наверное, молодые учителя хотят больше времени уделять семье», — говорит их коллега из Карымского района Ирина.

— Невозможно подрабатывать дополнительно, работая в школе добросовестно! — делится своим мнением Ольга Сергеевна из Карымского района, она уже из категории учителей со стажем. — Очень немногие мои коллеги занимаются репетиторством, но это делается в ущерб личному времени и здоровью.

Что же мы имеем на выходе? Странная получается ситуация: с одной стороны, прав Дмитрий Анатольевич в том, что каждый сам отвечает за свою жизнь, а с другой, согласно его словам и мнению учителей, если ты выбрал для себя по зову души малооплачиваемую профессию, терпи? А как же знаменитые слова Роберта Рождественского «Учителем надо будет родиться, и только после этого стать»? Так что решайте, господа педагоги, по какому пути пойти — оставаться верным профессии или пойти зарабатывать. Однако помните, что современная экономическая ситуация особого выбора не оставляет.

Олеся Горлова, «Забайкальский рабочий» №158 от 24 августа

Историю пенсионерки, с карты которой по решению суда списали 3 тысячи рублей в счёт долга за общедомовые нужды, опубликовала газета «Читинское обозрение». События развивались в лучших традициях жилищно-коммунального хозяйства – сначала управляющая компания переложила оплату за ОДН на жильцов, предоставив ресурсоснабжающей организации липовый протокол голосования собственников квартир, а затем с жильцов через суды стали взыскивать непонятные суммы. Пенсионерка возмущается: «Я не имею задолженности по коммунальным платежам а, чтобы накопить почти 3 тысячи за ОДН, мне потребовалось бы 50 лет. Из всех перечисленных «Читаэнергосбытом» услуг я пользуюсь только лампочкой в подъезде».

Прочитать коммунальную историю из трёх букв

Одээнщина…

Осторожно: ОДН!

Чехарда с ОДН у нас всё никак не закончится; счета с приличными в них суммами продолжают будоражить читинцев. Вот и Ольга Дмитриева лишилась почти трёх тысяч, которые сняли с пенсионной карты в судебном порядке в пользу «Читаэнергосбыта».

Идите в суд

Всё началось в прошлом году, когда управляющая компания «Лидер» (дом №17 по улице Гагарина, где проживает Ольга Евгеньевна, обслуживает именно эта компания) представила в «Читаэнергосбыт» протокол заочного голосования собственников жилья. Липовый. Согласно ему, жильцы решили выбрать в своих домах непосредственной способ управления (когда ресурсоснабжающая организация производит расчёт оплаты за ОДН напрямую с жителями из-за отсутствия управляющей компании). Протокол был датирован ноябрём 2013 года. Получилось, эти бумаги сняли ответственность за долги по электричеству с управляющей компании, а энергетики взвалили их на собственников. Многие читинцы оказались крайними в разбирательстве двух компаний - все суммы за потреблённую электроэнергию с ноября 2013 года по март 2015-го стали взыскиваться с них через суды. Среди «счастливчиков» и Ольга Дмитриева.

«Читаэнергосбыт» советует собственникам в случае несогласия с протоколами, представленными «Лидером», обращаться в суд. Многие граждане так и сделали: суды признали протоколы собраний сфальсифицированными по 40 многоквартирным домам, и их жителям сделан перерасчёт.

Энерговоры и лифты

- Я не имею задолженности по коммунальным платежам, а, чтобы накопить почти три тысячи за ОДН, мне потребовалось бы 50 лет. Из всех перечисленных «Читаэнергосбытом» услуг я пользуюсь только лампочкой в подъезде, - сетует Ольга Дмитриева.

Энергетики парируют, что ОДН -это разница между показаниями объёмов общедомового прибора учёта и объёмов, рассчитанных из показаний индивидуальных приборов учёта. В ОДН включаются не только расходы на лампочку в подъезде, но и технологические потери (которых нам, собственникам, не видно), хищение электроэнергии, обеспечение работы лифта, насосов в подвале, домофонов.

Из чего всякий раз складывается сумма платежа за ОДН, понять всё равно трудно, однако эти суммы взыскиваются с собственников через суды.

А вы и не знали

Ольга Дмитриева лишилась почти трёх тысяч рублей, которые были у неё на пенсионной карте.

- Никто меня не уведомил, что с 9 февраля этого года я должна кому-то за что-то. Я не получала никаких бумаг. Почему судебные приставы не прислали уведомления, квитанцию, а просто сняли деньги с моего счёта? - вопрошает пенсионерка.

Ответ на этот вопрос кроется в том, что дела, связанные с должниками, решаются через мировой суд, а в нём всё упрощено до предела. Судебный приказ выдаётся судьёй единолично, без разбирательств, без извещения сторон. Но разве это справедливо, когда, образно говоря, без суда и следствия тебя лишают энной суммы?

Судебный приказ направляется должнику, в течение десяти дней должник может возразить суду, если - нет, то приказ попадает к судебным приставам. Однако Ольга Евгеньевна никакого приказа не получала, и только в начале июня 2016 г. ознакомилась с постановлением о возбуждении исполнительного производства, после того как деньги с её счёта были сняты.

Пропущенный срок

Ольга Дмитриева обратилась в службу судебных приставов.

- Пристав, занимающийся моим вопросом, ответила: «Вы же знаете, как работает понта. Поэтому я не стала отправлять уведомление». Как быть? Со дня вынесения судебного приказа прошли месяцы. Можно ли как-то отменить приказ, ведь мои права нарушены?

Позднее приставы заверили, что уведомление всё же было отправлено заказным письмом по почте с уведомлением. На кого пенять: на самих приставов или на почту?..

По закону восстановить пропущенный срок можно, но для этого надо иметь уважительную причину: доказать, что именно в эти десять дней после вынесения судебного приказа вы были на больничном, в командировке, в поездке. С подтверждающими это документами можно написать ходатайство о восстановлении пропущенного срока и заявление об отмене судебного приказа.

Вот такую кашу заваривают управляющие компании, сбытовые организации и те, кто придумывает для нас законы, а расхлёбывать её приходится обычным гражданам.

Ольга Чеузова, «Читинское обозрение» №34 от 24 августа

Жизнь в Безречной Оловяннинского района, где спустя 15 лет после ухода военных аборигены перекопали весь посёлок в поисках металлолома, заинтересовала «Вечорку» - журналист издания побывала на разобранной по кирпичикам котельной, на месте которой образовалось мазутное озеро: «это целая система, которая в своё время снабжала котельную топливом. Вот ёмкости, желоба, которые соединяют их с вкопанными в землю бочками, с прогнившими боковинами, трубы, лотки... Совсем недалеко в шаговой доступности школа». Местные власти, судя по всему, не знают, что делать с мазутом, как его выкачать и где утилизировать. Видимо, ждут трагедии.

Узнать, зачем жители Безречной сами себе роют ямы

Мазутная река в Безречной

— Все у нас перерыли уже эти металлоискатели, — возмущалась в трубку Валентина Ивановна, жительница Безречной, — никакой управы на них нет. Раскопают яму, трубы выдернут, а яму не зароют. А случись что, кто за это будет отвечать? И ведь полиция приедет, протокол составит, ну выпишут им штраф и все. Дельцы эти штраф заплатят и дальше металл на сдачу ищут, копают. Глава наша бьётся-бьётся, а толку никакого — один в поле не воин.

Именно с подобных звонков в редакцию и рождаются темы для будущих материалов и командировок. Вот и в этот раз бодрый голосок Марины колокольчиком звенел в телефонной трубке, мол, хватит сидеть, бросай все, надо ехать. Есть у неё такая черта — прощебечет вроде, а потом так в конце умоляюще протянет — ну, на-аадо ехать. Ну надо, значит надо. И вот мы уже в пути.

«Проблема есть, но бой ведётся»

— Так это проблема всех брошенных военных городков, не только наша, — говорит глава сельского поселения «Безречненское» Маргарита Ильинична Соболева. — Действительно, как в 2001 году от нас ушли военные, так все эти строения никому больше и не нужны. Сами понимаете, что в деревне работы нет, вот народ и пытается заработать тем, что долбят кирпич, собирают металлолом. Копают ямы, чтобы добраться до инженерных сетей, потом их не закапывают.

В Безречной подобным бизнесом занимаются четыре человека. Неоднократно на них составлялись протоколы, выписывались штрафы. Мужики штрафы оплачивают, но продолжают в том же духе — разрыл, нужное взял, не закопал.

— Мы ведём с ними разговоры, обещают исправиться, — улыбается Маргарита Ильинична, —- да это не та проблема, которая прямо требует широкой огласки. Нас гораздо больше другое беспокоит. Дело в том, что мы не можем ничего сделать со всем этим заброшенным хозяйством — это земли Министерства обороны. Мы к ним обращались и в 2009 и в 2010 году, ответ один — денег на рекультивацию нет. Люди же в погоне за лёгким заработком порой рискуют собственной жизнью. Так, был у нас случай, когда мужчина залез в подвал одного из заброшенных зданий и начал долбить арматуру, сверху на него рухнула плита. Скончался на месте.

Речки нет, есть мазутное озеро

Отправляемся в путь на этакую экскурсию, мимо бывшего КПП идем по центральной аллее. Шелестят листвой тополя, то и дело в разные стороны разбегаются заросшие травой дорожки, которые обрываются у разрушенных пятиэтажек. Вдоль аллеи лежат кучи труб. То здесь, то там виднеются кучи свежего грунта. Тут яма уже закопана, а там вот земля все-то зияет провалом... Слева остаётся мемориал, за которым видно, что ухаживают.

— Это тоже наследство от военных, — рассказывает хозяйка Без-речной, — мы тут проводим митинги на 9 мая.

Справа двухэтажки, которые раньше, еще в бытность военных, были благоустроенными, сейчас переведены местными жителями на печное отопление. Еще дальше та самая мазутная котельная, от которой сейчас остались лишь кучи строительного мусора и фасадная часть стены, на которой выложено «1941 г.». Именно там в уже прогнивших ёмкостях чёрными смоляными поверхностями блестит мазут.

Это целая система, которая в свое время снабжала котельную топливом. Вот ёмкости, желоба, которые соединяют их с вкопанными в землю бочками, с прогнившими боковинами, трубы, лотки... Совсем недалеко в шаговой доступности школа.

— Пытались в одном месте закопать, так мазут все равно на поверхность выступает, — рассказывает Маргарита Ильинична. — Нам бы плиты, чтобы хотя бы закрыть те емкости, которые побольше.

На наш вопрос — глубоко ли там? — решили провести эксперимент. Брошенный камень практически тут же стукнул об дно, то есть даже свались туда кто-нибудь, то он не пострадает. По-другому дела обстоят с проёмами в земле, которые чуть больше стандартного канализационного люка — сколько ещё даже до нас не пытались определить глубину, ни черта не получилось. Дно, конечно, есть. Вот только если ухнет туда даже взрослый человек, то вряд ли оттуда выберется — во-первых, глубина, во-вторых, руками особо не помашешь, держась на плаву, а, в-третьих, стены абсолютно отвесные, ни тебе выступа, ни ямки.

Слава Богу, никто из людей пока туда не свалился, коров, правда, доставать приходилось. С детьми в школе и дома постоянно ведут беседы о том, что приближаться к бывшему военному городку запрещено. Но эти беседы совсем не указ взрослым, решившим этой весной поджечь тот самый мазут. Благо МЧС подоспели вовремя, а то, не приведи Господь, вся эта галерея подземной подачи и ёмкостей как бы рванула...

Чудеса в решете

И вот ведь что интересно — за 15 лет, что военные ушли из Безречной, вопрос с этим мазутом никак не может решиться. Его всего лишь надо выкачать и вывезти. И тут неразрешимая проблема — чем выкачать и куда вывезти. То, что на западе считалось бы экологической катастрофой, в Забайкалье — обычное дело...

Лидия Яковлева, «Вечорка» №34 от 24 августа

Забайкалье присоединилось к международному движению WorldSkills, которое популяризирует среди молодёжи рабочие профессии. Газета «Эффект» рассказала, как краевые чиновники планируют в регионе поднимать престиж поваров и маляров и почему обладатели дипломов о высшем образовании в Чите либо пополняют армию безработных, либо трудоустраиваются по профессиям, обучение которым совсем не требует затрат стольких лет, усилий и денег.

Читать о перспективах работяг в Забайкалье

Кузница перспективных кадров

Забайкальский край вступил в движение WorldSkills

На прошедшей неделе забайкальцы с воодушевлением встречали Туяну Дашидоржиеву, завоевавшую «серебро» на Олимпийских играх. Простые люди и высокопоставленные лица края отдавали дань уважения мастерству нашей юной землячки. Было бы очень даже здорово, если через три года с таким же почётом на забайкальской земле встречали представителя молодого поколения нашего региона, но только блеснувшего не спортивным, а профессиональным мастерством в международном чемпионате WorldSkills.

Пробелы высшего образования

Думается, мало кто из читателей понял, о чем идет речь. Оно и неудивительно. Автор этих строк и сама узнала об этом удивительном почине несколько дней назад. Теперь спешу поделиться информацией с мамами-папами, бабушками-дедушками и, конечно же, с теми, для кого это движение предназначено - со всеми молодыми людьми, стоящими на перепутье жизненного пути.

Если быть предельно откровенными, то преобладающее большинство стремится обзавестись дипломами о высшем образовании. Именно обзавестись или получить эти самые вожделенные дипломы, как правило, не подкреплённые практическими навыками. В нашей стране только выпускники медицинских вузов имеют возможность набраться мастерства на деле, совмещая полученные теоретические знания с практикой, к тому же в условиях, в которых им предстоит трудиться на протяжении всей жизни. Все же остальные «вышкари», ограничившись мимолётной практикой, получают по большей части невостребованные профессии. Таким образом, проплатив приличные деньги в бухгалтерию вузов, обладатели дипломов либо пополняют армию безработных, либо трудоустраиваются по профессиям, обучение которым совсем не требует затрат стольких лет, усилий и денег.

В утешение не нашедшим своего места по призванию «специалистам» и тем, кто собирается повторить их ошибки для того, чтобы только получить диплом вуза, хочется привести слова выдающегося американского философа в сфере бизнеса Джона Рона: «Высшее образование поможет не умереть с голоду!!! Самообразование приведёт к успеху!», заменив лишь в данном высказывании понятие «самообразование» на «профобразование».

Тренд третьего тысячелетия

Международное движение WorldSkills было основано в 1946 году и на протяжении десятилетий ориентирует молодых людей конкретно на профессиональную карьеру! В современном мире, когда со стремительной скоростью внедряются новые технологии и происходит масса изменений на производстве, значимость рабочей силы приобретает всё большую актуальность. К тому же представители рабочих профессий в современном мире - это не чумазые пареньки с гаечными ключами наперевес, а специалисты совершенно иного, международного уровня.

Российская Федерация вступила в WorldSkills в мае 2012 года, став его 60-м участником. А 5 июля 2016 года Забайкальский край официально вступил в движение WorldSkills. В рамках реализации этого движения министерство образования Забайкальского края приняло участие в конкурсе программ бесплатного повышения квалификации для 700 преподавателей (мастеров производственного обучения) образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации. Результатом мероприятия стало выделение шести квотных мест для преподавателей ряда читинских ГПОУ по специальностям сварочные технологии, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, ИТ-сетевое и системное администрирование, поварское дело. Последнее направление хотелось бы выделить особенно.

Под эгидой ассоциации

Подписанию договора о партнёрстве Забайкальского края с Региональным координационным центром WorldSkillsRussia предшествовало подписание соглашения о сотрудничестве. В результате чего стало возможным участие команды нашего края в полуфинале национального чемпионата «Молодые профессионалы Сибирского федерального округа по компетенции «Поварское дело», проходившем в городе Красноярске. В этот раз новичкам из Читы не повезло. Но участие в престижном конкурсе мастерства стало для них хорошей профессиональной школой. Участники памятного мероприятия узнали много нового и интересного, воочию убедились, насколько популярна и престижна профессия повара. Вместе с этим, участие в чемпионате выявило и ряд проблем.

Поварское искусство востребовано во всем цивилизованном мире. И только в нашей стране эта профессия с некоторых пор пользуется недостаточным авторитетом. Тому способствовал и образ недоумка «из кулинарного техникума», поданного Геннадием Хазановым на закуску народу, исподволь вкусившего несвежих щей и пережаренных котлет, которые и мясом-то и не пахнут... Такими вот «изысками» пичкал советский люд общепит. Да и по сей день «продолжатели национальных традиций» норовят втиснуть в меню что-нибудь залихватское с последующим расстройством желудка. Цены в ресторанах достигают космических размеров. Поэтому, к примеру, чтобы насытиться и повеселиться, жители Читы предпочитали несколько лет кряду ходить в рестораны китайской кухни.

Такое положение вещей никоим образом не устраивало людей, неравнодушных к своему делу. Для того чтобы вернуть профессии повара былой престиж, они решили объединиться в общественную организацию- Ассоциацию рестораторов и отельеров, потому что, ко всему прочему, являются патриотами родного края и желают поднять индустрию хлебосольного гостеприимства на должную высоту. В задачи Ассоциации входит участие в создании отраслевой инфраструктуры, разработка правил предпринимательской и профессиональной деятельности, формирование и реализация политики в области подготовки профессиональных кадров. Вот как раз популяризацией профессии и будут заниматься участники Ассоциации. То есть, помимо решения различных задач, данная цель, поднятие статуса профессии повара, у участников «WorldSkillsRussia -Забайкальский край» и Забайкальской Ассоциации рестораторов и отельеров целиком и полностью совпадают.

Оказалось, что хороших поваров в Чите можно пересчитать по пальцам. При этом кафешки, закусочные и прочие точки общепита в рассматриваемый перечень не входят. С высококлассным кухонным оборудованием «первой свежести» господа рестораторы также испытывают проблемы. И только объединившись и заручившись поддержкой, в том числе и администрации города Читы, представители Ассоциации планируют поднять не только уровень обслуживания в ресторанах, но и закупать продукцию (исключительно у местных производителей) и приобретать на корпоративных началах современнейшую кухонную утварь. Последнее обстоятельство как раз и поможет читинской команде, которая будет представлять поварское мастерство в чемпионатах WorldSkiils, усовершенствовать свои навыки и готовить блюда, пользуясь приборами и устройствами нового поколения у своих старших наставников из Ассоциации.

В декабре 2016 года планируется провести региональный чемпионат. Применение стандартов WorldSkiils в подготовке нового поколения профессионалов позволит решить главную задачу, стоящую перед системой среднего профессионального образования - обеспечить высокий уровень подготовки выпускников на уровне мировых стандартов, обеспечить конкурентное преимущество системы среднего профессионального образования. Но и это не предел.

Главный специалист-эксперт отдела взаимодействия с учреждениями высшей школы и науки Минобразования Забайкальского края Анна Глушкова и директор РКЦ «WofldSkillsRussia -Забайкальский край» Екатерина Овчинникова видят возможность вступления в проект JuniorSkills, который не имеет аналогов в мире. Эта уникальная инновационная модель системы ранней профессиональной ориентации школьников создана в России. В Забайкалье уже существует аналогичный опыт организации ранней профориентации тинейджеров: конкурс сельскохозяйственных бригад, конкурс робототехники... Имеется специальное оборудование. Но это - в перспективе. А в самое ближайшее время юные учащиеся Читинского кулинарного училища, впрочем, как и все желающие, имеют возможность изменить свои представления о профессии повара во время проведения конкурса «Казан. Мангал. Гурман», который организует Ассоциация рестораторов и отельеров в самый разгар золотой осени.

Ирина Бусарова, «Эффект» №35 от 24 августа

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления