Общество Памятник «консервной банке»

Памятник «консервной банке»

Макет самолёта Як-3 был на мемориале с момента его открытия. Доподлинно неизвестно, кто предложил поставить истребитель, но через 40 лет он стал ненужным.

«Это нечто, слепленное из консервных банок, причём бездарно, грубо, ни на что не похоже», - говорит мне по телефону бывший главный архитектор города Виктор Кулеш, он же автор проекта реконструкции мемориала в Чите. «Консервная банка» - модель самолёта Як-3, которая больше 40 лет возвышалась над архитектурными композициями комплекса. Теперь она оказалась ненужной из-за своего непрезентабельного вида и лежит на траве за территорией мемориала. Но правильно ли называть макет мусором или это тоже наша история?

Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель, созданный в 1943 году конструкторским бюро Яковлева. Прошёл боевое крещение в июне 1944 года и был любим пилотами, поскольку уверенно противостоял немецким вражеским самолётам. Истребитель был лёгким, насколько это возможно, отчасти из-за замены части деревянных деталей на металлические и уменьшения запаса горючего. На большинство Як-3 устанавливали одну 20-миллиметровую пушку ШВАК и два 12,7-миллиметровых пулемёта Березина. По некоторым данным, Як-3 считается самым лёгким и самым топовым истребителем Второй мировой войны.

Макет самолёта Як-3 был на мемориале с момента его открытия. Доподлинно неизвестно, кто предложил поставить истребитель вместе с танками и гаубицами, но, вероятно, разногласий в процессе обсуждения не возникло. Большой вклад в создание мемориала внёс командовавший Забайкальским военным округом генерал армии Пётр Белик - он находил артефакты в воинских частях, а потом привозил в Читу. Скорее всего, там же был найден и Як-3. Истребитель подняли на треногу, и он занял почётное место в правой части комплекса.

1 из 3

Як стал свидетелем нескольких реконструкций мемориала, однако сам оставался нетронутым. Его периодически красили, но с постамента не снимали. По словам историка Ирины Куренной, в итоге макет оказался почти разрушенным, а краска, нанесённая в несколько слоёв, прятала внутренние разрушения метала. В некоторых местах у самолета образовались дыры, что создавало опасность для посетителей мемориала - макет мог упасть на головы посетителей. Поэтому при капитальной реконструкции мемориала от макета решили отказаться. Як остался лежать прямо на земле за территорией комплекса, с небрежно погнутыми лопастями пропеллера.

Шило на мыло

На этапе обсуждения памятник было решено не выбрасывать, а отдать в парк Дома офицеров, но от этой идеи там отказались. Директор Дома офицеров Сергей Жребцов рассказал, что во-первых, у них на территории парка стоит привезенный с полигона Степь МиГ-21.

«Было предложение демонтировать макет самолёта и отдать в парк, чтобы его установили там. Мы вопрос его присутствия у нас рассматривали, но в итоге поняли, что это, скорее, собирательный образ истребителя, а у нас стоит настоящая техника. Например, МиГ-21 мы привезли в марте 2011 года с полигона Степь. Его там просто выбросили. Позже хотели оттуда забрать и МиГ-25Б, но пока работали с первым, второй распилили и разобрали по частям местные жители», - объяснил Жеребцов.

Во-вторых, инициаторы, чьих имен Сергей Жеребцов не стал называть, предложили бартер: отдать Як-3 в обмен на один из танков, которых у парка вроде бы предостаточно. Руководство Дома офицеров с этим предложением тоже не согласилось, но только потому, что всё находящееся в парке - это федеральная собственность. «Мы её просто храним и распоряжаться не имеем права, до тех пор, пока на самом высоком уровне не будет приняты особые решения», - добавил Жеребцов.

Обмен фюзеляжа на танк невыгоден. Танк, со слов Жеребцова, в отличном состоянии, а макет бы пришлось восстанавливать с нуля. «Я не думаю, что это затратно, восстановить его возможно, главное - найти место для размещения. Думаю, хорошо для таких целей подойдёт Пионерский парк или, возможно, он был бы уместен в парке «Коллективный труд», - подытожил собеседник.

Далеко не все согласны с необходимостью восстанавливать макет и искать ему новое место. Инициатором убрать Як-3 оказался бывший архитектор Читы и автор проекта реконструкции мемориала Виктор Кулеш. Архитектор рассказывает, как ему давно не давала покоя мысль, что бездарная поделка будет стоять среди танков и гаубиц, и он не мог этого допустить в своём проекте.

«Это какое-то чучело, которое дискредитировало образ военной техники СССР и весь воинский ряд. К нему прилеплен винт от самолёта Ан-24. Только в Чите могут быть такие нелепости, - объясняет своё решение Кулеш. - Я бы приветствовал, если бы наш вертолётный завод сделал точную копию самолёта. Не нужна начинка, мотор, но внешнее изображение должно быть идентичным. Тогда макет имеет цену. А так это чудовище на трёх рогатинах не должно стоять рядом с пушками, гаубицами».

Кулеш считает, что на мемориале не должно быть подобной самодеятельности, но это не волнует власть: «Поражает абсолютное незнание истории. У этого чучела нет ни опознавательных знаков, ни номеров! Его нужно выбросить и больше не вспоминать, а наоборот, стыдиться тем, что такая подделка стояла 40 лет на мемориале».

Кулеш остался недоволен и тем, что в итоге оказалось на месте Як-3, - корабельным минами. Архитектор считает, что они не вписываются туда с точки зрения композиции и плохо вяжутся с военной историей Читы.

«Эти мины я предлагал убрать! Всё равно, что горку снарядов положить или патронов. Надо учитывать, что Чита – сухопутный город. Нужно было ставить крупногабаритный элемент оружия. Осадное орудие, которое участвовало в штурме Берлина. Я, как архитектор, думаю о силуэтах, композиции, а чиновникам до этого дела нет. Они мин понаставили и успокоились, - говорит Кулеш. - Посмотрите как у Дома офицеров танки стоят плотно. Три танка ИС. Что, жалко один перевезти на мемориал? Куда я только не обращался, просил, чтобы его там установили. Я же не себе на дачу прошу, а на почётное место – где хранят память павших за Родину. Но люди у власти думают про собственность, мол, не положено. Зато говорят про какой-то патриотизм, воспитание молодежи. О каком патриотизме может идти речь?»

Архитектор добавил, что мемориал был не огорожен и выглядел как скотный двор. «Первое, что я просил сделать и, наконец, добился, это четко выгородить территорию мемориала, потому что уже устал наблюдать там коров, коз, собак. Чиновники говорят: «Ах, мемориал, святое место». Тогда почему же там устраивают соревнования по картингу? Сделайте спортсменам территорию рядом, но нельзя кататься у вечного огня», - отрезал Кулеш.

«Свою роль он сыграл»

В спорном вопросе судьбы макета Як-3 с архитектором согласился и историк военной авиации, в прошлом лётчик Борис Родиков. По его мнению, макет Як-3 в своё время был отличным экспонатом, но сейчас, когда ценится детализация и факты, он потерял историческую ценность.

«Время уходит, и, если бы он был настоящим, то простоял, может, дольше. А это макет, даже непрофессионал увидит массу неточностей. Нет закрылков, несовершенна хвостовая часть, нет элеронов, элементов для уборки шасси, да и все опоры и детали сгнили уже давно. Кабина не стеклянная. Определённо свою роль самолёт сыграл, но ему пора на покой», - резюмировал лётчик.

Подобная история была и с другим самолётом, который стоял в парке Победы. Речь идёт про Ту-104, который, по рассказам летчика, выполнил в 80-х свой последний рейс из Москвы в Читу. «Такой самолёт у нас не базировался, но был в Иркутске. Когда он прилетел в Читу, остался здесь. Использовали его в парке как кинотеатр, но в конце концов демонтировали, потому что, в первую очередь, он стал опасен для жизни детей», - вспомнил Родиков.

Ещё два Ту-154 стоят на территории аэродрома Кадала. В небо они уже точно никогда не поднимутся, но могли бы стать интересными элементами военно-исторического центра, если он, конечно, когда-нибудь в Чите появится. Пока они просто гниют, потому что хозяин живёт далеко за пределами Забайкальского края и продавать за бесценок самолёты не собирается.

Сотрудник комитета культуры Ирина Куренная успокоила, что макет не будут выбрасывать, а обязательно реконструируют и увезут, скорее всего к памятной стеле Алексею Маресьеву. Но насколько реальны эти планы, и что бы было, если брошенный самолёт вовремя не заметили, останется загадкой.

Главная задача макета всегда была одна - хранить память и воспитывать в подрастающем поколении чувство патриотизма. И задача выполнялась. Вспомните себя в детстве: задумывались ли вы, глядя на самолёт, правдоподобный у него винт или нет? Считали ли вы его подделкой? Взлетающий истребитель, пусть и не совсем похожий на настоящий, восхищал не меньше, чем МиГ-21 в ОДОРА. Скорее всего этот самолёт подтолкнул не одного мальчишку стать настоящим лётчиком и способен был на это и дальше. Самолёт точно не заслужил того, что его молча выбрасывать на свалку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления