Общество Страна и мир Выше тысячи гор

Выше тысячи гор

Козырем района может стать как раз туристическо-спортивный фестиваль, у которого уже и история за плечами, и вершины, и десятки стоптанных кроссовок и счастливых звёздных ночей под гитару. Была бы поддержка.

Этими дорогами ходили тысячи людей до и тысячи после, но наша история сегодня - про любовь, меняющую мир. Любовь, которая не оставляет вариантов, становится магнитом и поводом собрать всё самое необходимое и пуститься в путь за своей мечтой.

Мы начинали фестиваль

- Я побывал в Каларском районе ещё до армии. В 2001 году сходил здесь в горы, потом сходил в армию и после армии собрался и уехал в Чару, - рассказывает начальник Каларского поисково-спасательного подразделения Поисково-спасательной службы «Забайкалпожспаса» Виталий Орлов.

Туризмом он начал увлекаться со школьной скамьи. Тогда в Чите по улице Забайкальского Рабочего находился Центр детско-юношеского туризма, влюбивший в посиделки около костра рядом с палатками немало ребятни. Отучившись там, подростки получали звание инструктора и с 18 лет могли подрабатывать на сопровождении тургрупп.

«Забайкалье сейчас делает ставку на развитие промышленности, на извлечение запасов из недр. Но есть другой богатый источник роста – наземный, без вреда природе и экологии, в развитие которого нужно вложиться не более, чем в промышленность. Он способен давать не меньшие доходы. Это туризм».
Андрей Простакишин, заместитель генерального директора АО «Хиагда», один из основателей межрегионального туристического фестиваля «Кодар».

- Первая часть моего похода в Каларском районе проходила по хребту Удокан, вторая должна была идти по Кодару. Но сорвалось. Поэтому мне так загорелось вернуться на Кодар, а тут предложение от друга поступило поехать жить в Чару. И всё. Думал недолго, - вспоминает Виталий Орлов.

Он – один из организаторов и активных участников фестиваля по спортивному туризму. Именно благодаря ему и его коллегам ежегодно десятки детей отправляются в горы в самый лучший в их жизни поход.

В то время Север Забайкалья уже успел прославиться в России и за рубежом и стать своеобразной Меккой для любителей горных походов. В конце 90-х годов сюда приехали романтики, влюбившиеся в природу здешних мест настолько, что остались здесь жить. И не просто жить – затеяли ежегодный фестиваль детского туризма. Сколько жизненных троп начались с него, история умалчивает, равно как и о том, сколько детских характеров закалялось в преодолении себя и в тяге к поистине потрясающим красотам этих мест. Потрясающих. Удивительных. Манивших тайной и опасностью, с которыми справлялись только знания и постоянные тренировки. Именно с этих мест, минут и походов начинались многие известные сегодня путешественники и самые надёжные забайкальские спасатели, умеющие просчитывать любой шаг управленцы и просто сильные духом люди вне зависимости от выбранных ими профессий.

Сегодня в Центре туризма при историко-краеведческом музее Каларского района работает четыре инструктора и заведующий. Двое инструкторов трудятся – на базе школы в селе Чара, двое – в Новой Чаре, у каждого в группе от 15 до 27 человек. Самые маленькие в них – второклассники, которых учат ходить в походы с азов, и лишь через несколько лет тренировок выводят на настоящие многодневные маршруты.

1 из 7

Проблема сегодня – нехватка инструкторов. «Не каждый согласится идти в горы за такую оплату. Плюс это огромная ответственность вести туда ребёнка», - объясняет Виталий Орлов.

- Если брать детей в горы, то они должны пройти какой-то базовый уровень, получить определённые знания. Поэтому чаще всего набираем группы класса с 6-го, они там более осознанные. Дети тренируются на лёгких походах, и года через два начинают ходить в горы. Чем дальше – тем сложнее, - объясняет он. - На Кодар можно сходить лёгким трекинговым маршрутом и не лезть куда-то в перевалы, просто полюбоваться красотой, а можно пройти маршрут высокой степени сложности. Всё зависит от желания и подготовки.

Летом 2016 года в Каларском районе побывали 70 туристических групп. Это неплохо, но говорить о буме туризма, его прибыльности и оснащённости маршрутов теми же кемпинговыми домиками для отдыха не приходится.

Изюминка

— Это был 1998 год. Различные группы туристов посещали Кодарский и Удоканский хребты, Чарские пески, горячие источники, вулканы. Владивосток, Хабаровск, Тында, Чита – города из которых формировался основной поток гостей. Руководили этими походами, в основном, инструкторы из городских центров туризма. Маршруты были примерно одинаковые, но в разное время — рассказывает один из организаторов туристического фестиваля Андрей Простакишин. – И вот во время проводов одной из тындинских групп мы завели разговор о том, чтобы собраться где-то в одном конкретном месте на Кодаре и провести какое-либо совместное мероприятие между двумя регионами.

Решили, что это будет фестиваль по детскому спортивному туризму, который чуть позже назвали «Кодаром». На первый фестиваль приехали четыре команды из Тынды и Каларского района, около 50 человек. Уникальность этого фестиваля в том, что принять участие в нём может любой желающий с любым уровнем подготовки: основной маршрут до определённой точки все команды идут вместе, а радиальные – уже в зависимости от подготовки. Это и совсем лёгкие однодневные походы, и категорийные маршруты с восхождением на какую то вершину с использованием альпинистского снаряжения.

Фестиваль делится на познавательную и соревновательную части. В соревновательную входит контрольный туристический маршрут, который команды проходят без инструктора, самостоятельно, а судейская коллегия оценивает его прохождение. Кроме турмаршрута, в соревновательную часть входит полоса препятствий, которую участники проходят на время. За ошибки на каждом этапе выставляются штрафные баллы. Познавательная часть всегда запоминается лучше, она ярче – это и красивейшая природа вокруг, чистейшие реки, новые знакомства, и песни у костра.

Любой участник фестиваля в итоге набирает не только спортивные навыки, но и умение беречь природу, не оставлять за собой мусор, научится распознавать растительность, быстро разводить костёр с сырыми дровами и многому другому.

1 из 4

Два брата и гора золота

— Я сам родом из Чернышевского района, в Каларский район попал в 1991 году, приехал туда с мамой погостить к родственникам и понял, что я влюбился в этот район. Через 2 месяца уволился, переехал туда и прожил в Чаре 16 лет рядом с Кодаром и Удоканом. Вроде бы два хребта, которые находятся рядышком, но они абсолютно разные, — вспоминает Андрей Простакишин. – Кодар более молодой, острый, яркий, а Удокан – седой, видевший точно больше, чем Кодар.

Жемчужиной Каларского района являются Чарские пески. Эвенки из поколения в поколение передают друг другу историю о том, как два живших в благополучии брата Кодар и Удокан, имевшие огромные пастбища оленей и счастливые семьи, давным-давно на одном из кочевых маршрутов нашли гору золота.

- Они начали её делить между собой, спорили, ругались, перестали обращать внимание на семьи, ухаживать за скотом. Тогда боги спустились с неба и превратили двух братьев в два хребта, стоящих друг напротив друга. Золото между ними они превратили в песок, - вспоминает легенду Андрей Простакишин.

Барханы в Чарских песках высотой с семиэтажный дом. Сверху, с самолёта, они кажутся совсем маленькими. Огромное песчаное пятно в самом сердце Каларского района с прижавшимся к ним озером Алёнушка пролетаешь за несколько минут. В Алёнушке можно искупаться, скатившись кубарем с бархана. Здесь, в тайге, спрятаны и потухшие вулканы, и холодные забайкальские гейзеры, и цветок кашкара, относящийся к семейству рододендронов, меняющие цвет реки удивительной чистоты и глубины.

Здесь же можно найти и полуразрушенные ГУЛАГовские исправительные лагеря, где ссыльные заключённые добывали уран, а вымощенные брёвнами дороги и мосты делали вручную в жару и стужу. Здесь даже сегодня возможность встретить медведя намного больше, чем человека. Спустя много лет мёртвые поселки, обнесённые колючей проволокой, просто шокируют.

В 2001-2003 годах организаторы туристического фестиваля разработали первую на территории Читинской области программу развития туризма, во главу угла которой ставился именно Каларский район и, несомненно, ставший к тому времени известным фестиваль. Было время, когда его поддерживали краевые власти: лет 10 назад фестиваль попал сразу в две краевые программы, за счёт которых финансировалась почти половина сметы фестиваля. Сейчас вся надежда на спонсоров, которые из года в год одни и те же: «Арктические разработки», Байкальская горная компания, СУЭК.

Были годы, когда на фестиваль съезжались более 200 детей со всей страны, приезжали гости с Украины, Латвии, Польши, Китая, любили бывать на мероприятии жители Москвы и Владивостока. Но оплотом большую часть лет были Хабаровский край, Тында и, конечно, Забайкальский край.

,

Были случаи, когда цепочка людей при переправе через Средний Сакукан либо реку Шаньго рвалась. Здесь спасали умения инструкторского состава.

- В походе всё зависит от того, насколько дети умеют слушать инструкторов: с этим напрямую связано отсутствие травм при прохождении скального грунта и переправ, - уверен Простакишин.

1 из 3

В поход на фестивале могут пойти не только дети. Бывало, здесь образовывались инструкторские семьи, а взвалившие на плечи рюкзак пенсионеры шли, ни в чём не уступая молодёжи. Проводили фестиваль не только на центральном, но и на восточном Кодаре, в районе горячего источника на озере Арбакалир, Куандинской долине. Однако классический маршрут – это всё-таки Чарские пески, долина реки Средний Сакукан, Мраморный ключ, где был добыт первый советский уран, перевалы Медвежий, пик «Москва» и пик БАМ.

За всю историю фестиваля лишь два ребёнка запросились домой: один из них старался в палатке читать книги, и ему было не интересно общаться с другими участниками, вторым был мальчишка из детского дома села Чара, который пытался уйти домой.

Силы на рывок

В 90-е годы в селе Куанда существовал мощный центр туризма при Восточно-Сибирской железной дороге. Его ликвидировали, когда дорога начала избавляться от непрофильных активов, в 1998 году. Его сотрудники и составили костяк, который начал заниматься развитием туризма в Каларском районе. Центр возглавлял тогда известный российский путешественник Виктор Рыжий, знающий Кодар, пожалуй, лучше многих специалистов.

Предложение по созданию Каларского центра по туризму и краеведению поддержал в 1998 году глава района Евгений Иващенко. Центр получил бюджетное финансирование, в аренду были оформлены основные туристические маршруты, проведено частичное благоустройство на местах отдыха. С прибывающих групп брали небольшой экологический сбор, но этих средств хватало на закуп туристического снаряжения, на проведение различных мероприятий в центре «Кодар». После законодательство изменилось, договоры аренды пришлось расторгнуть – источник обустройства троп исчез.

Для фестиваля, который умудрялся выживать последние 18 лет, сегодня как никогда актуален вопрос финансирования. Бок о бок с ним идёт развитие туристской инфраструктуры всего района. Да, он является лакомым местом для туристов из многих регионов России и зарубежья, но сегодня, говорят организаторы фестиваля, прошедший реки вброд и смертельно уставший турист готов платить за возможность помыться в натопленной бане и уснуть в мягкой постели. А этого нет.

— Каждый год только по официальным данным хребты Кодар и Удокан посещает до 1,5 тысяч человек. В основном это туристы, отправляющиеся в лыжные и пешие походы. Кодар заманивает людей со всей России разнообразием и контрастностью ландшафтов. Скальные стены высотой до 500 метров позволяют организовывать альпинистские сборы, соревнования и совершать тренировочные восхождения на вершины. Не случайно в 1991 году здесь проводился чемпионат России по альпинизму в скальном классе. Самодеятельные спортсмены - туристы - ищут необжитые, труднопроходимые места с естественными ландшафтами.

О развитии Каларского района как о едином туристическом центре говорили еще в 80-х годах прошлого века. Много лет на Кодаре работали научно-исследовательские институты страны, а в 1991 году было подготовлено обоснование для того, чтобы создать Кодарский природно-исторический национальный парк. Интересно, к примеру, то, что разработчики предложили разделить территорию планируемого парка на несколько зон: в том числе заповедную и санаторно-курортную.

- У нас есть четкий план действий, мы знаем те маршруты, которые больше всего посещают, где можно было бы создать инфраструктуру: провести свет и тепло, построить базы. Без обустройства сложно будет массово привлечь людей, готовых платить за подобный, без сомнения незабываемый, отдых, — говорит Андрей Простакишин.

Изюминкой, козырем Каларского района может стать как раз межрегиональный туристический фестиваль «Кодар», у которого уже и история за плечами, и вершины, и десятки стоптанных кроссовок и счастливых звёздных ночей под гитару, а у его организаторов задора и сил – выше тысячи гор.

Была бы поддержка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления