Общество Осторожный оптимизм - край внёс очередные изменения в бюджет-2016

Осторожный оптимизм - край внёс очередные изменения в бюджет-2016

...помощь федерального центра и рост налоговых доходов позволили властям региона стабилизировать ситуацию прежде всего в социальной сфере...

Заксобрание 11 октября внесло очередные - уже девятые - изменения в бюджет Забайкальского края 2016 года. Основной финансовый документ в прошлом году был рассчитан фактически лишь на 8 месяцев. К концу календарного года ситуация постепенно выправляется. Финансовая помощь федерального центра и рост налоговых доходов к утверждённым планам позволили властям региона стабилизировать ситуацию прежде всего в социальной сфере, но госдолг и долги, накопленные правительством Константина Ильковского перед строителями, остаются практически неизменными.

Госдолг

Госдолг Забайкалья в 2016 году составил 26,5 миллиарда рублей, из которых 15,7 миллиарда рублей (59,4%) приходилось на коммерческие кредиты, 10,4 миллиарда рублей (39,4%) — на кредиты из федерального бюджета, 300 миллионов рублей были госгарантиями субъекта. Регионы сегодня благодаря поддержке федерального центра массово переводят коммерческие кредиты на обслуживание госдолга в государственные, то есть не гасят, а реструктуризируют его. Забайкальский край в 2016 году на таком перекредитовании сэкономил 500 миллионов рублей. По прогнозу на 1 января 2017 года, госдолг субъекта составит 26,6 миллиарда рублей. При всех финансовых манипуляциях Забайкальский край останется в числе 14 российских регионов с высокой долговой нагрузкой. По данным на август, госдолг края в 2016 году впервые превысил собственные доходы на 14%. По данным «Известий», за это региону грозят санкции в виде ограничения выдачи бюджетных кредитов, так как власти нарушили соглашение о предоставлении бюджетных кредитов с Минфином. Ещё в 2015 году парламентарии предложили увеличить предельный объём государственного долга региона на 800 миллионов рублей — до 26,5 миллиарда. Предельный объём вырос из-за бюджетного кредита в почти 600 миллионов рублей и более чем 300 миллионов рублей от реструктуризации федерального кредита на отрасль дорожного строительства. Так к началу 2016 года мы пришли с выросшим объёмом госдолга и минимальным дефицитом бюджета.

В сентябре 2016-го регион получил 8 миллиардов рублей из федерального бюджета на перекредитование. Средства выделялись с условием, что край сохранит определённый федерацией до 2019 года дефицит бюджета и уровень госдолга. Если регион не выполнит эти условия, деньги придётся вернуть в полном объёме. Закредитованность регионов стала бременем для федерального бюджета - в 2016 году вместо планируемых 140 миллиардов рублей на предоставление бюджетных кредитов власти выделили 310 миллиардов рублей при том, что двумя годами ранее субъекты получали аналогичную поддержку в 240 миллиардов рублей, не считая 1,5 триллиона ежегодных трансфертов регионам.

Минфин Забайкальского края в 2016 году разработал план по сокращению государственного долга на 1,5 миллиарда за 3 года через снижение неофициальной занятости населения, легализацию теневых зарплат, увеличение рабочих мест и собираемость штрафов за нарушения ПДД. Результатом бюджетных вложений в предложенные пункты должен стать рост прибыли организаций, объёма выпуска и реализации произведённой ими продукции, и фонда оплаты труда - планируется, что он обеспечит прирост налогов. Но 1,5 миллиарда - это меньше 6% от нынешнего объёма госдолга.

Дефицит

В 2011-2012 годах дефицит регионального бюджета не приближался вплотную к оговоренной Бюджетным кодексом планке в 15% от объёма собственных доходов. Существовало мнение, что это «в какой-то степени тормозило экономическое развитие, и с 2013 года, после прихода к власти Константина Ильковского, дефицит подняли до верхнего порога. С 2016 года бюджет вернули к минимальному дефициту. При планировании бюджета 2016 года он составлял 460 миллионов рублей, в ходе корректировок сумма выросла до 699 миллионов. Регион сдерживает рост дефицита традиционными для закредитованных субъектов способами - экономя на развитии инфраструктуры и урезая все возможные статьи расходов в различных сферах. Первыми под нож пошли чиновники разных уровней, за ними следом отправляются учащиеся ссузов, получающие бесплатное питание. Следуя сложившейся практике, депутаты примут внесённые губернатором изменения. Тем более, что всё делается в рамках федерального законодательства.

Что происходит?

На внеочередной сессии 11 октября парламентарии сразу в двух чтениях приняли изменения в доходную и расходную части бюджета, увеличив их на 3,01 миллиарда рублей или 9,8% к ранее утверждённым показателям. Из этих 3 миллиардов рублей 0,5 - безвозмездные поступления, 2,4 – налоговые сборы, которые частично пойдут на выплату зарплат бюджетникам и позволят закрыть её на 100% в сентябре и на 40% - в октябре. В итоге же общий доход по налогам составил 27,5 миллиарда рублей (в 2015 году - 23,8 миллиарда рублей). С 3 миллиардов планируется и частичный вброс средств в территориальный фонд ОМС на неработающее население — около 540 миллионов рублей, это плановые платежи. Ранее край занимал из фонда 1,2 миллиарда рублей на оплату труда бюджетникам (это 9,2% годового дохода фонда, который в 2016 году составил около 13 миллиардов рублей). Из занятых денег 50% уже вернули. Когда в фонд ОМС будут возвращены остатки - пока неизвестно.

Региональный бюджет формируется за счёт дотаций, налогов и неналоговых доходов. При этом налоговые сборы - это почти половина бюджета. Основную долю – 90% – налоговых поступлений обеспечивают четыре вида налогов: налог на доходы физических лиц (45% в 2015 году), налог на прибыль организаций (16,5%), налог на имущество организаций (18,3%), акцизы по подакцизным товарам (10%).

Правительство региона при внесении изменений в бюджет действует осторожно - федеральный минфин, одобряя региону в октябре план по приросту налоговых доходов, предполагал, что рост этот может составить не 2,4, а 3,1 миллиарда рублей. Федерация полагает, что налог на прибыль прирастёт не на 800 миллионов рублей, как это заложено в варианте правительства края, а на 1,5 миллиарда рублей. Как бы там ни было, основной рост в налоге на прибыль должны обеспечить Сбербанк, Новоширокинский рудник и РЖД. Но в принятых на скорую руку изменениях есть около ещё 470 миллионов рублей налога на имущество, с которыми правительство рискует - темпы прироста могут не совпасть с прогнозными. Единственный шанс перекрыть долг в этом случае - уже перевыполненные годовые назначения по налогу на прибыль.

Рост доходов к концу 2016 года обеспечат акцизы на пиво (на 30,1 миллиона рублей), на бензин (682,3 миллиона рублей), налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения (73 миллиона рублей), налог на имущество организаций (471 миллион рублей), налогу на добычу прочих полезных ископаемых (369,3 миллиона рублей). Максимальный прирост обеспечит налог на прибыль организаций - 808,4 миллиона рублей.

Принятые изменения также предполагают увеличение неналоговых доходов на 33 миллиона рублей, которые сформированы за счёт платы за негативное воздействие на окружающую среду (20 миллионов рублей) и штрафов за нарушения правил дорожного движения (13 миллионов рублей). На выходе доходная часть бюджета 2016 года составила 45 миллиардов 86 миллионов рублей, объём расходов – 45 миллиардов 785 миллионов рублей, размер дефицита остаётся равным почти 700 миллионам рублей.

На что потратим?

В расходной части бюджета региона преобладают затраты на образование и здравоохранение, социальную политику и национальную экономику - систему производства, распределения, обмена и потребления ресурсов внутри региона. Национальная экономика включает в себя в том числе создание и поддержание инфраструктуры. Например, с помощью строительства необходимых социальных объектов - школ, больниц и так далее.

С инфраструктурными объектами дела обстоят чуть хуже, чем с зарплатами. Вторыми в очереди на требование долгов из бюджета региона стоят крупнейшие застройщики - «Энергожилстрой» и «РУС» (который при непогашенных правительством долгах взял на себя обязательства в предоставлении жилья обманутым дольщикам в Чите), Читинский силикатный завод, а также исполнители муниципальных контрактов. Всего у края более 518 миллионов долга перед строителями, и в 2016 году фондов на его погашение нет. Долги эти копились правительством Константина Ильковского - большое количество договоров заключалось после проведения конкурсных процедур при отсутствии лимитов. Зампред правительства региона Александр Кулаков в сентябре отмечал, что власти нашли возможность перераспределить лимиты, и по некоторым объектам суммы выплатили в 2016 году. Как вернуть оставшиеся полмиллиарда, по словам Кулакова, в правительстве представления не имеют. Депутаты заксобрания региона попросили минфин включить сумму в расходы 2017 года, но руководитель ведомства заметила, что уверенно говорить об такой возможности рано - размеры федеральной помощи до сих пор неизвестны. Необходимость выплаты в сжатые сроки очевидна, но каждый раз, когда поднимается вопрос о финансировании долга, власти ссылаются на ошибки прошлого правительства, как бы заранее оправдывая будущие - если в бюджете 2017 года эти затраты не предусмотрят, то виноват Ильковский. Теперь же к оправданию прибавилось ещё одно - министр территориального развития Виктор Паздников, комментируя ситуацию с задолженностью перед строителями, заявил, что они сознательно шли на риск. То есть фактически подписался под тем, что властям доверять не стоит.

«РУС» ждёт свои 155 миллионов за строительство детского сада в Могойтуе, Силикатный завод 73 миллиона за строительство детсада в Антипихе и 20 миллионов за квартиры, построенные для детей-сирот, «Энергожилстрой» - на завершение строительства кардиоожогового центра в Чите (его строят уже более 10 лет, компания однажды уже расторгала контракт на 68 миллионов рублей с правительством, но в 2016 году вновь приступила к работам). За время строительства из-за изменений санитарных требований стоимость центра повысилась ещё на 259 миллионов рублей, 120 из которых необходимо потратить на покупку медицинского оборудования.

В июне в Читу приезжала министр здравоохранения России Вероника Скворцова, в сентябре она вернулась уже в составе правительственной группы с Дмитрием Медведевым. Оба осведомлены о ситуации, сложившейся вокруг строительства центра. После визита федеральных чиновников краю ничего не оставалось, кроме как исполнить часть долговых обязательств - федерация в текущем году исчерпала ресурсы на выделение крупных бюджетных кредитов. Поэтому на завершение строительства кардиоожогового центра регион деньги нашёл сам - 46,9 миллиона рублей за счёт налоговых сборов и 11 миллионов рублей за счёт перемещения бюджетных ассигнований.

Регион в связи с последними изменениями в бюджете также оплатит ремонт котельной в посёлке Дровяная (12 миллионов рублей). Эти деньги выделены в рамках соглашения с СУЭК, который, в свою очередь, направил на ремонт 17 миллионов рублей. Плюсом к Дровяной идёт поликлиника на 200 мест в Улётах.

Ожидаемые 2,4 миллиарда налогов на зарплату бюджетников пойдут не целиком (1 миллиард 17 миллионов рублей), но к ним прибавляются 70 миллионов, сэкономленных на обслуживании госдолга. Увеличится дорожный фонд - на 682,3 миллиона рублей благодаря доходам от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. В октябре объём дорожного фонда Забайкалья с учётом федеральных средств составил 4 миллиарда рублей, ещё в марте сумма составляла 2,9 миллиарда рублей. За лето край добрал около 1,4 миллиарда из федерального фонда. В 2016 году за счёт средств фонда планируется ввести в эксплуатацию 56 километров краевых дорог. Одним из болезненных вопросов остаётся реконструкция автодороги Краснокаменск - Мациевская, которую планируют завершить в 2017 году. Федеральные власти уже обращали внимание на медленное освоение краем средств из бюджета страны. В итоге некоторые объекты и вовсе уходят чуть ли не в зиму, но главное - в этой сфере региону есть что осваивать. Работа по обеспечению роста дорожного фонда в регионе последние 2-3 года была планомерной и уверенной.

Остальные средства из 3 миллиардов власти точечно направляют на обеспечение региональных программ, в большей степени, образовательных; плюс заводятся средства целевых федеральных программ по охране Байкала и развитие природной территории, часть из которых направят на строительство очистных сооружений в Красночикойском и Петровск-Заводском районах.

Ещё какая-то часть пойдёт на возмещение процентных ставок по сельхозкредитам. В сфере сельского хозяйства регион уже второй год подряд терпит убытки, связанные с засухой, которые раньше покрывались из федерального бюджета. В 2016 году впервые были задействованы средства резервного фонда края - пострадавшим аграриям возместили часть расходов на ГСМ и транспортировку урожая. Сфера сельского хозяйства региона в большей степени поддерживается госпрограммами, в рамках которых по принципу софинансирования закладываются не только прямые затраты на развитие отрасли, но и на обеспечение инфрастуктуры - ФАПы, спортплощадки и ремонты домов культуры в Забайкалье в 2015-2016 годах появлялись как раз в период реализации программы устойчивого развития сельских территорий по линии министерства сельского хозяйства.

Естественно, в текущих изменениях нашли отражение затраты на переселение жителей региона из ветхого и аварийного жилья. Депутаты утвердили 37,2 миллиона рублей на переселение в зоне Байкало-Амурской магистрали. При планируемых объёмах софинансирования в почти 3 миллиарда рублей (45% или 1,2 миллиарда рублей - доля Забайкалья, прибавившиеся 37 миллионов рублей - капля в море. Федерация весной дала отрицательные прогнозы по исполнению программы в крае. При этом, средства на её реализацию были, но по словам экс-главы края Константина Ильковского, направляли их с опозданием, из-за чего регион не успел освоить деньги. Сегодня выполнение программы переселения из ветхого и аварийного жилья зависло на уровне муниципалитетов - проблемы с подрядчиками стали ключевым моментом в этом процессе. По данным Общероссийского народного фронта, в 2014-2016 годах край исполнил всего 10-15% обязательств - за 3 года новое жильё получили жители 24 бараков из 279.

Доходы бюджета на сентябрь

Расходы бюджета на сентябрь

Почему всё так и что дальше?

Многое сегодня можно связать с действиями правительства при экс-губернаторе региона Константине Ильковском, которое распоряжалось некоторыми статьями бюджета как личными – под честное слово. Но ситуация такова, что новое правительство тоже не очень изобретательно в методах реализации своих обязанностей. Усугубляет всё консолидация мнений, существующая среди исполнителей и законодателей. Без конкретных данных об объёме федеральной помощи сегодня сложно сказать, насколько удачным окажется бюджет 2017-го и планового периода 2018-2019 годов по отношению к бюджету 2016-го. Но судя по лихорадочным созывам парламента, власти планируют сократить какие-то расходы до ноября. Уже сейчас очевидно, что государство не выделит региону беспрецедентную сумму, способную сотворить чудо и сделать бюджет способным на что-то большее, чем выполнение обязательств впритык - об этом говорит ситуация в целом по стране и обещанное экспертами истощение резервного фонда.

Что касается бюджета-однолетки 2016 года, апеллировать в этом вопросе только к решениям региональных властей не совсем правильно. Субъектовые бюджеты страдали всегда, особенно остро в начале 2000-х, когда собственные доходы урезались за счёт перераспределения налоговых доходов, и межбюджетные трансферты росли, но оставались ограниченными многими факторами. Теми же расходами на социальный сектор – Пенсионный фонд переживал начало XXI века с дефицитом (к 2016 году он достиг 1,6 миллиарда рублей), плюс оборонка, госбезопасность и траты на государственное управление. Рост числа госслужащих и обеспечение их деятельности также отчасти спровоцировали сегодняшнее финансовое положение (в 2010 году вышел указ экс-президента Дмитрия Медведева об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов).

С приходом к власти Владимира Путина в 2000-х прошёл ряд оздоровляющих экономических реформ – например, пенсионной (с уходом от распределительной к распределительно-накопительной), монетизации льгот (когда пенсионерам предложили заменить реальные льготы в виде, например, лекарств, на деньги), налоговой (плоская шкала для населения, упрощённая система для малого бизнеса и так далее). Эти реформы были призваны обеспечить устойчивый рост госбюджета и снижение социальной напряжённости в стране. С другой же стороны, на обеспечение одних реформ (часть из которых привела к заморозке накопительной части пенсии в итоге) тратились деньги, изъятые из других. Например, расходы на отрасль дорожного строительства в течение нескольких лет существенно снижались – где-то до 2005 года. И теперь мы наращиваем темпы увеличения доходов Дорожных фондов. При этом всём в стране оптимистично росли уровень ВВП, промышленность, налоговые сборы, выравнивалось сельское хозяйство, росли доходы населения. Так было до кризиса 2008-2010 годов. К 2013 году экономика стагнировала, инвестиционный климат оставался на уровне кризисных лет, ВВП снижался, и страна пришла к проеданию запасов. За ним пришёл 2014 год, военные конфликты, геополитический кризис, санкции, дальше - 2015-й с уровнем инфляции 12,9% и падением объёма ВВП на 3,7%.

В 2016 году ситуация медленно, но стабилизируется - инфляция по прогнозам ЦБ составляет 5–6%, а ВВП сохраняет падение на уровне 0,3-0,7%. Страна на пороге нового витка медленного экономического роста.

Скажется ли это на бюджетах субъектов? Да, если улучшится инвестиционный климат и начнётся рост в промышленном секторе. У нас для благоприятных взаимоотношений с инвесторами есть ресурсы, но нет развитой инфраструктуры. Точечно решает проблему создание территории опережающего развития в Краснокаменске за счёт налоговых льгот, но пока резидентов у территории нет. Поэтому всё, что остаётся Забайкалью в период планирования бюджета 2017 года - жёсткая экономия. И замыкается она на социальной сфере, на которую в бюджете предусмотрено около 30% расходов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления