Общество обзор Забайкалье, застрявшее в прошлом - в обзоре событий недели

Забайкалье, застрявшее в прошлом - в обзоре событий недели

Радостная весть о том, что наш регион в очередной раз вошёл в пятёрку по Сибирскому федеральному округу с наибольшей средней зарплатой, на этой неделе огорошила многих.

Радостная весть о том, что наш регион в очередной раз вошёл в пятёрку по Сибирскому федеральному округу с наибольшей средней зарплатой, на этой неделе огорошила многих. Тем более, что озвученные 33,5 тысячи рублей большая часть жителей региона никогда не видела в день выдачи зарплаты. Нагнетает обстановку и то, что долг по зарплате в Забайкалье превысил 76 миллионов рублей.

Только Наталья Жданова отменила режим повышенной готовности, введённый из-за сильных ливней, как регион бросило в другую крайность. В ленты новостей попали несколько сильных пожаров, самым заметным и которых стал пожар в здании Забайкальского краевого суда на улице Амурской.

Хотя дожди ушли и на улице потеплело, все официальные пляжи в Забайкалье всё равно закрыли, и купание в водоёмах запрещено.

А дальше пошли странности. Так, жительница посёлка ГРЭС Надежда Василевская обнаружила червей в питьевой воде из крана в собственной квартире на улице Энтузиастов, 96. Роспотребнадзор проверит управляющую компанию, обслуживающую дом. Влюблённый читинец похитил знак «Я люблю ЗабГУ», установленный на улице Чкалова возле одного из корпусов Забайкальского государственного университета, в подарок своей девушке. Теперь в отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело, и за свой поступок он понесёт наказание.

В конце августа Забайкалье накрыла погодная аномалия - выпал первый снег. Регион побил два рекорда XX века по зафиксированным низким температурам в регионе. 29 августа был побит рекорд 1935 года. Тогда температура воздуха составила минус 1,6 градуса, а в 2017 году она составила минус 2,6 градуса. 30 августа Забайкалье побило рекорд 1902 года, когда температура воздуха составила минус 0,2 градуса, тогда как в 2017 — минус 2,7 градуса.

Екатерина Шайтанова: Это ещё до меня было

Губернатор Забайкалья Наталья Жданова на видеосовещании о готовности к 1 сентября с премьер-министром России Дмитрием Медведевым в очередной раз объяснила проблемы в регионе ошибками предшественников: она назвала 2013-й - годом начала проблем с блокировкой школьных счетов. Жданова объяснила постоянные блокировки просроченной кредиторской задолженностью, которую власти региона не могли погасить год от года.

Давайте внимательно посмотрим, как год от года развивалась ситуация с властями и школами. В первом полугодии учебного года 2012-2013 губернатором был Равиль Гениатулин, сама Жданова, будучи вице-премьером, курировала социальный блок. Во втором - пришёл Ильковский в статусе и.о. и сразу сменил министра образования Константина Карасёва сначала на Жданову же, а потом - на Анатолия Чумилина - директора строительного техникума. Сама Жданова оказалась в заксобрании.

В дальнейшем ни в 2013-м, ни в 2014-м проблем с блокировкой счетов школ не было. Даже в 2015-м случаи были единичными. Хотя спустя два года экс-министр образования Анатолий Чумилин и комментирует нам, что проблемы начались в 2015-м, массового характера они не носили: бюджетники не пикетировали краевое правительство, не объявляли забастовок и не писали пачки заявлений об увольнении. Всё это в таком масштабе началось в 2016-м, когда Ильковского сменила Жданова.

Практика перечисления денег на заблокированные счета сохраняется до сих пор, несмотря на то, что в прошлом сентябре, касаясь ровно этой же темы, Медведев уже говорил Ждановой, что проблемы, оставленные предыдущей руководящей командой, придётся решать самой. Но губернатор, будучи вызванной к доске федеральным центром, продолжает поочерёдно использовать стратегии «это ещё до меня было» и «я не трогал, я только смотрел». Тогда как давно пора не смотреть, а - наоборот - в полный рост трогать, брать в руки, отвечать за слова и требованиям.

Ксения Зимина: Фото недели

Виктор Лопатин и Наталья Жданова на экскурсии по кардиожоговому центру в день подписания акта сдачи здания в эксплуатацию.

Юлия Скорнякова: Туристическая неизвестная

Вот уже несколько лет в Забайкалье мы определяем векторы развития и их потенциал, неизменно поминая в числе оных туризм. За это время успели родиться и уснуть мертвецким сном заколдованных богатырей и «Русская деревня» в Забайкальске, и огромный автотуристический кластер в Ивано-Арахлейском заказнике, и казачья станица по улице Коханского с местами для релаксации и чтения аккурат у стен нового перинатального центра.

Неизменным остаётся одно: если вы решили стать туристом и пройтись по Забайкалью, нужно запастись верой в светлые силы, без которых нельзя: случись что, искать вас начнут только тогда, когда пройдёт срок вашего выхода с маршрута, если вы, дай бог, его зарегистрируете. Тогда, если вы вдруг шли с пропавшей группой пропавших московских туристов, на ваши поиски может вылететь вертолёт из Иркутска. Если нет, то местным спасателям, скорее всего, придётся искать вас без иркутян-авиаторов. Искать практически наощупь, потому что чёрт вас, туристов, разберёт, куда вы делись.

Сегодня явно любимых для единения с природой и свойственным ей экстримом в Забайкалье всего два-три района: Дульдургинский, куда со всего мира едут буддисты на священную для них гору Алханай и просто отдыхающие, самый север Забайкалья - Каларский район. Пожалуй, к ним можно добавить Читинский район с его Ивано-Арахлейскими озёрами и Улётовский с озером Арей. Нигде из перечисленных, несмотря на все проекты и разговоры про великое будущего забайкальского туризма, нет даже примерной системы учёта отдыхающих и отслеживания их передвижения. Допустим, на озёрах есть базы, там многолюдно. Чуть сложнее с Алханаем, но тропы там нахоженные, все маршруты непродолжительны и известны. Но Каларский-то район? Ни тебе промежуточных баз, ни требований к обязательной спутниковой связи в группах. Ушли и ушли. Зато да, прожекты о деревнях с матрёшками - как из рога изобилия.

На прошлой неделе в Каларском районе пропали и через несколько дней нашлись шестеро туристов из Москвы. На их поиски вылетали сотрудники МЧС и Поисково-спасательной службы Забайкальского края, которые почти сутки с воздуха осматривали примерную территорию, где пропавшие могли проходить.

До тех пор, пока регион не разберётся с уже существующими туристическими маршрутами, спасатели будут находить не сумевших преодолеть переправу, теряться в догадках о судьбах пропавших на берегах реки Сакукан. Туристы будут исчезать в тайге, где хватает хищников, в том числе медведей, бодрят минусовые температуры и на радость сопереживающих будут выходить к посёлкам сами. А при не самом удачном стечении обстоятельств - гибнуть. Для того, чтобы отойти от единственной нынче опоры - веры в лучшее, не подкреплённой ровно ничем, кроме удачи и мастерства самих туристов, нужно проработать более жёсткие требования к организации походов, сформировав систему туристических маршрутов, часть которой ещё сохранилась с советстких времён. Нужно продумать размещение небольших баз, работники которых могли бы следить за передвижением идущих по этим маршрутам и сообщали о малейшем отклонении от плана и опасности для людей. Нужно понять финансовую составляющую и, возможно, стоимость прохождения по такой сетке «защищённых» путей.

Об этом тоже говорится не первый год, но до сих пор дело дальше хмурых лиц руководителей различных уровней при очередных поисках не пошло. Не пора ли перестать хмуриться и научиться защищать людей, приезжающих в регион и идущих по его маршрутам? Поддерживающих что-то, что сегодня принято называть набившим оскомину глянцеватым «позитивный имидж региона»?

Алексей Малашенко: Возвращайся, ты слишком далеко

Руководитель администрации губернатора Забайкальского края Дмитрий Кочергин 1 сентября пришёл на первый звонок в школу №27 в Чите и в торжественной речи сказал школьникам: «Желаю вам, даже если вы уедете в другие регионы, обязательно вернуться в Забайкалье». На фоне не радующей взор социально-экономической ситуации в регионе это пожелание юным забайкальцам скорей читается как желание самой региональной власти остановить системный отток населения из края. «Хочу, чтобы молодёжь с дипломами вернулась домой», – загадывает чиновник и дёргает первый лепесток цветика-семицветика.

В июле первый проректор Читинской государственной медицинской академии Юрий Ширшов прямо сказал, что многих студентов его вуза держит в Забайкалье только учёба, после которой они мигом перебираются в соседние регионы: «Мы работаем с колёс — 300 человек выпускаем каждый год, из них 100-150 человек уезжают на следующий день. Почему-то они уезжают в Бурятию, в Хабаровск, в Иркутск, в Якутию. Там их финансово поддерживают, а нам они нужны или нет?»

Вот и статистика миграции населения за первое полугодие 2017 года показала – из Забайкалья больше людей уехало, чем переехало в него. Многие едут жить в Бурятию, Иркутскую область, Краснодарский край. Я и сам бы хотел, чтобы молодые специалисты возвращались в Забайкалье, но будем откровенны – им нужно заботиться о своём благополучии, а шансов на него пока больше в соседних регионах. Идея, что молодёжь должна вернуться и всё разрулить своими силами, уже не работает – сегодня люди имеют право тратить свои силы на себя, а не на попытки поднять с колен дотационный регион. И редко кто выбирает второе.

Наверное, пожелание Дмитрия Кочергина было бы не таким тоскливым, если бы звучало примерно так: «Желаю вам, чтобы к тому моменту, когда вы закончите обучение в других регионах, в Забайкалье появились достойные условия жизни, к которым вы могли бы вернуться». Высокая зарплата, развитая инфраструктура, социальные гарантии – вот к чему должны иметь возможность вернуться молодые выпускники вузов и сузов. Я беру цветик-семицветик и загадываю. Но ничего не происходит, потому что в реальной жизни одно желание ничего не решает.

Роман Шадрин: Флаги при дворе

Под конец лета в Чите открыли первую дворовую площадку, благоустроенную по федеральной программе «Формирование современной городской среды». Открывали пафосно, с чиновниками, депутатами и флагами партии. С музыкой, ростовыми куклами, играми и воздушными шариками. Дело благое, да и звучит-то как! Это же почти песня - «Формирование современной городской среды». Что же мы у себя в Забайкалье понимаем под таким формированием? Какой видим эту самую современную городскую среду? На федеральные и краевые деньги жители произвольно выбранных в мэрии домов получают асфальтирование проезда, освещение, урны и лавочки. Ну и что-нибудь ещё, по желанию конкретных жителей конкретного двора. То есть, за прекрасными словами о современной среде скрывается то, что должны делать всегда и везде - асфальтировать разбитые тротуары и дороги, поддерживать в рабочем состоянии фонари, устанавливать и сохранять в исправности урны и лавки. Я ничего не имею против партии, но при этом уверен, что размахивать флагами после асфальтирования одного из читинских дворов - как минимум не серьёзно, глупо даже. Ведь это открытое признание того, что приведение в порядок одного из миллионов разбитых российских дворов - выдающееся событие. А значит до реально современной и комфортной городской среды нам ещё очень далеко.

Мария Шестакова: Школы из прошлого века

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова во время видеоселекторного совещания с премьер-министром Дмитрием Медведевым о готовности системы образования к началу учебного года заявила, что правительство края разрабатывает план поэтапного перехода на тёплые туалеты в школах региона. Как именно и в какие сроки планируется создать тёплые туалеты в сельских школах, глава региона не уточнила.

Когда моя бабушка была школьницей, о тёплых туалетах и не мечтали. Мечтали о том, чтобы школа была рядом и до неё не нужно было идти 2 часа пешком по морозу. Чтобы в учебных классах было тепло, и не нужно было сидеть в телогрейке, держать негнущимися пальцами карандаш, потому что обычная шариковая ручка в холод отказывается писать.

Сейчас, 60 лет спустя, сельские школы изменились не сильно. Зимой во многих учебных заведениях дети всё также надевают верхнюю одежду, чтобы согреться. Просто потому что от старых окон сильно сквозит, и зимой от холода никуда не деться. Туалеты тоже — всё те же. Хорошо хоть пешком по морозу теперь ходить не надо — сегодня в регионе около 200 сельских школ имеют свой транспорт для перевозки учеников. Но новые автобусы привозят детей в школы со старыми проблемами, которым в 2017 году не должно быть места.

По стране ситуация не лучше, в этом смысле наш край не выделяется. Министр образования России Ольга Васильева сообщила, что по стране 4,9 тысячи школ, или 12% от их общего числа, нуждаются в капитальном ремонте. Из них 2,7 тысячи не оборудованы необходимыми видами благоустройства. И боюсь, мы имеем все шансы забрать с собой старые школьные проблемы и в новый век.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления