Следователи возбудили уголовное дело на администрацию Читинского района. Повод для этого был дан в 2015 году, когда местные власти заключили многомиллионный контракт на строительство дороги, призванной решить транспортную проблему для станций Кука и Лесная, а также для посёлка Яблоново.
Новогоднее чудо
Аукцион на строительство дороги районная администрация объявила в 2014-м. На дорожное полотно планировалось потратить 0,5 миллиарда рублей, причём 90% от этой суммы, как уточнил заместитель руководителя администрации района Сергей Фесюк, должен был обеспечить краевой дорожный фонд, а остальные 10% – муниципальный. Одним из участников аукциона заявилась Транспортная строительная компания (ТСК) из Улан-Удэ.
«В первый раз, когда аукцион состоялся, нас отклонили незаконно, – рассказывает заместитель директора ТСК Олег Фельман. – Мы подали иск в арбитражный суд. Пока все эти судебные дела были, администрация перед Новым годом сделала запрос предложений, и в новогоднюю ночь выиграла та компания, которая должна была выиграть». Если быть точным, победитель был определён 31 декабря 2014 года в 8.15 утра, что подтверждают документы на сайте госзакупок. Подрядчиком стала компания «Дорстрой».
«Освоили в 2015 году, по-моему, 35 миллионов, – разъясняет Сергей Фесюк, – Там участок начали строить от самой Яблоновой – в грунтовом варианте, и до Жипковщины километров пять – так и не закончили. По суду её прекратили строить».
«Истину вы не найдёте»
То, что мы брали комментарий в Транспортной строительной компании, Сергей Фесюк воспринял очень болезненно: «Если вы с ними будете общаться, тогда мне больше не звоните. Потому что у нас с ними судебное разбирательство, и истину вы не найдёте. Сегодня ещё и уголовное дело по инициативе ТСК возбуждено. Ещё раз говорю – дело непростое. Если вы хотите в это дело вникнуть, нужно встречаться».
«Так и хочу к вам приехать», – говорю в трубку, на что раздражённый голос отвечает: «А я не хочу, чтобы вы эту тему озвучивали, потому что она непростая, и по репутации нашей уже ударила. Сегодня ТСК не даёт нам работать, строить дальше эту дорогу своими судебными разборками». Через минуту Фесюк всё-таки заявляет, что готов разъяснить ситуацию, но только при личной встрече. И не уточнив, во сколько к нему можно подъехать, кладёт трубку.
Через полчаса приезжаю в администрацию. Кабинет Фесюка закрыт. Оказывается, его срочно вызвали на какую-то встречу. Один из сотрудников администрации звонит ему по мобильному телефону, и выясняется, что Сергей Владимирович уже не готов к личной беседе. Все вопросы он просит отправлять на бумаге и с официальной печатью.

Размытые миллионы
Решение Арбитражного суда края, признающее незаконным контракт администрации Читинского района с «Дорстроем», вступило в силу в июле 2015 года. В принудительном порядке новый договор был заключен с Транспортной строительной компанией.
После этого, по словам представителя ТСК Олега Фельмана, в администрации заявили, что денег на реализацию проекта нет. «Дорстрою» же деньги выделялись стабильно по мере проведения работ, что подтверждают документы контракта на сайте госзакупок. Потому фирма из Улан-Удэ снова начала судебные тяжбы с властями. Сейчас предприятие находится в предбанкротном состоянии, но всё ещё надеется отстоять своё право на строительство дороги.
Рассчитывает снова зайти на участок и «Дорстрой», которому после вступления в силу решения арбитражного суда не осталось ничего другого, как отозвать технику в срочном порядке, поскольку разрешение на строительство также было аннулировано. «Хуже всего, что по решению суда получилось так, что сама дорога осталась без консервации, – вспоминает заместитель директора читинской компании Александр Шачнев. – И за два года её так размыло, что нужно просто заново делать. Нужно снова всё полностью обследовать, брать пробы грунта и смотреть, что нужно заменять, поскольку грунт не был защищён специальными средствами. Ручьи размыли, грунт распушился, поэтому часть нужно вообще оттуда убирать».
Как у администрации получилось допустить такую ситуацию, Александр Робертович судить не берётся – «Дорстрой» подал заявку в обычном режиме и не усомнился в справедливости прошедшего аукциона. С аналогичным расторжением государственного контракта предприятие столкнулось в 2013 году, когда выиграло аукцион мэрии Читы на строительство многоуровневой развязки в районе Каштак, позже признанный УФАС незаконным. Но если тогда «Дорстрой» даже не успел зайти на объект и, соответственно, не понёс убытки, в этот раз компания, заявляет замдиректора, потратила больше, чем успела получить. Точную сумму по выполненным работам Александр Шачнев назвать затрудняется – всю документацию по проекту следователи изъяли в рамках уголовного дела из офиса фирмы в конце 2016 года. Забрали даже компьютеры. Как уточнили в следственном управлении СКР по краю, расследование в отношении районной администрации ещё продолжается.
Станция несчастных
Тем временем на станции Кука от действий районных властей, которые оказались то ли не способны, то ли недостаточно мотивированы провести законный аукцион с самого начала, страдают около 400 человек. «Утром электричка уезжает полседьмого в город, и только вечером в 8 часов попадаешь на ней домой, потому что иначе никак», – рассказывает, как устроено сообщение на станции Кука с краевой столицей, пенсионерка Ольга Васильева.
В 2015 году электричку и вовсе планировалось отменить. В январе того же года местные жители даже собирались перекрыть собой транссибирскую магистраль, а через месяц написали письмо президенту Владимиру Путину с просьбой о помощи. Электричку для населённого пункта с 400 жителями отстояли, но транспортную проблему она всё равно не решает.
Автомобильную дорогу, которая сейчас идёт от станции Кука к Жипковщине, дорогой можно назвать с натяжкой, уверяет Ольга Васильева: «Во-первых, там нужно проезжать под железнодорожным полотном, арочка стоит. Под неё высокая машина не сможет пройти. Машины скорой помощи сколько раз там буксовали, разворачивались, не могли проехать. Потому что там ручей, и в межсезонье вообще не проехать никак. До станции Лесная автобусы ходят, до Жипковщины, только не к нам. В Яблоново даже ходят, хотя она дальше».
Время от времени по дороге проходится грейдер, но после дождя на ней снова образуются колдобины. В школу дети ездят на соседнюю станцию Лесная по железнодорожным путям, а в больницу всем приходится кататься на той же электричке в Читу, так как на станции Кука есть только фельдшерский пункт.
Как сообщили в министерстве территориального развития Забайкальского края, дорога, которую планировалось построить между Лесной, Кукой и Яблоново, имеет статус местного значения, поэтому заказчиком может выступать только администрация Читинского района. И пока она не закончит свои судебные разборки, деньги ей от края на новую дорогу не выделят. Сергей Фесюк перед тем, как затребовать официальный запрос, заявил, что администрация планирует закончить судебные тяжбы в этом году, а к февралю 2018-го, когда формируются заявки в региональный дорожный фонд, внести изменения в проектную документацию и объявить новый аукцион. Если всё пойдёт как по маслу, ровный асфальт жители станции Кука увидят не раньше 2021 года.





