Общество Почему таксисты не веселятся в свой праздник

Почему таксисты не веселятся в свой праздник

Самые наваристые часы для таксистов в Чите – с 19.00 до 21.00 в пятницу, когда люди спешат в бары, и с 23.00 до 2.00, когда едут домой либо в ночные клубы.

«Иногда в пожеланиях к заказу пишут: «Нужен немой водитель» или – «Только не «Жигули», не «Волга», не «Пробокс» и не «Суксид», - за четыре с лишним года в службе такси у Сергея накопился не один десяток историй про будни частных извозчиков. Правда, во многих рассказах чувствуется безысходность и тоска по постоянной работе.

У второй героини этого материала, Светланы, опыта работы в такси меньше – всего пять месяцев, меньше и негатива. Она вспоминает про цветы от пассажиров и про то, как со страху за 25 минут долетела от микрорайона Северный до аэропорта.

В канун международного дня таксиста – он отмечается 22 марта - корреспондент ИА «Чита.Ру» встретилась с теми, кто каждый день наматывает 400 километров по городу и знает, куда спешат читинцы.

Не по призванию

Настрой Сергея (свои настоящие имена собеседники просили не называть, - ММ) чувствуется сразу: «Конкуренция сейчас просто бешеная. Таксовать идут все, у кого есть водительские права и нет постоянной работы. А её в Чите нет у многих. У меня, например, нет. Предложение чуть ли не выше спроса, пассажиры это чувствуют, наглеют. То начинают курить в салоне, то пиво пьют, думая, что за 100 рублей купили себе водителя вместе с машиной».

И если с хамством пассажиров ещё можно что-то сделать, то с безработицей всё куда сложнее. По словам Сергея, в последнее время в такси приходит всё больше девушек, женщин. Есть среди них даже учительница читинской школы. С 6.00 до 8.00 она возит пассажиров, а после 8.00 учит детей. «А что поделаешь, если денег не хватает», - разводит руками собеседник.

У Светланы – двое малышей, так что в такси она тоже пришла не от хорошей жизни. Нужны были быстрые деньги и максимально свободный график. И то, и другое она получила. Правда, в комплекте с убитыми автомобильными стойками, ободранными обвесами и потрёпанными нервами.

«На первый взгляд может показаться, что доход у таксиста неплохой, - рассказывает девушка. – В среднем за смену, с 10.00 до 23.00 часов, можно заработать до двух с лишним тысяч рублей чистыми. Умножь эту сумму на 30 дней, получишь 60 тысяч рублей в месяц. Но таких денег никто, конечно, не получает. Потому что работать каждый день по 12 часов просто нереально. Во-первых, если взять такой темп, то за полгода полностью убьёшь машину, а, во-вторых, убьёшь себя. Работа таксиста очень сложная в психологическом плане».

Поработать «жилеткой»

Работать не только водителем, но и плакательной жилеткой приходится каждому таксисту. Сергей рассказывает, что как-то за полтора часа душевных бесед с пассажиром заработал бутылку хорошего коньяка и 1,5 тысячи рублей.

«Привёз мужика по адресу, он такой счастливый был, с коньяком и конфетами. Не успел я отъехать, как снова заявка – тот же пассажир едет обратно. Уже грустный, но с бутылкой. Попросил он, мол, шеф, давай отъедем в сторону, поговорим. Ну, отъехали. Он пил, закусывал конфетами, жаловался на жизнь. Я слушал и тоже жаловался. Потом возил его за добавкой. В итоге пассажир довольно щедро отблагодарил. Вот такой сеанс психотерапии».

Светлана тоже не раз слушала долгие истории о мужьях-изменниках, начальниках-деспотах и необходимости «валить» из этого города. «Но одного пассажира, - говорит, - запомню навсегда. Он сел в машину абсолютно пьяный. Я, конечно, напряглась: всегда страшно ехать с неадекватными. А он вдруг начал извиняться, дескать, девушка, простите, что я в таком состоянии, у меня горе: сынишка в Ингоде утонул, и я с того момента в себя прийти не могу, потерял работу. В общем, я сама почти плакала с ним вместе, но постаралась поддержать: сказала, что сын вряд ли хотел, чтобы его отец стал безработным пьяницей. А значит нужно взять себя в руки и вернуться к нормальной жизни. Не знаю уж, насколько убедительно всё это звучало, но мужчина обещал завязать. А я после этой заявки больше ездить не смогла, поехала домой, выжатая как лимон».

Идеальных – нет

Говорить об оставшихся в прошлом «золотых» или «жирных» временах таксисты могут часами. Оно и понятно: требования к частным извозчикам растут, доходы падают. Простой пример: если ещё два-три месяца назад довезти пассажира, скажем, из Смоленки до вокзала стоило 260-280 рублей, то сейчас уже 220 рублей. Десять процентов от этой суммы забирает служба такси. Здесь же и расходы на постоянно дорожающий бензин, и амортизация авто, и риски потенциальных штрафов. Штрафы, кстати, - отдельная тема.

«Что такое идеальный таксист? – рассказывает Сергей. – Это таксист с выданным в министерстве территориального развития разрешением на перевозку пассажиров – оно обходится примерно 8,5 тысяч рублей в год; со специальной страховкой, которая вдвое дороже обычной и оформляется как на машину, так и на пассажиров; с путевым листом, где ежедневно проставляется подпись медика и механика – за это тоже нужно платить: и, конечно, с одним, а то и с двумя детскими креслами в салоне. Ещё лучше, если этот водитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и отчитывается в налоговую о своих доходах. И совсем прекрасно, когда на крыше авто стоят «шашечки», а сама машина обклеена фирменными наклейками. Тогда таксист не сможет работать одновременно на несколько фирм такси. И если вдруг кому-то придёт в голову соблюсти все эти требования, он сразу уйдёт в глубокий минус».

Сколько в Чите таких идеальных таксистов, наверное, понятно любому. В том числе и проверяющим. Поэтому они не особенно зверствуют: ревизии случаются, но не сказать, чтобы очень часто. По словам Сергея, бывают так называемые контрольные закупки с участием налоговиков и гаишников. Псевдопассажир заказывает машину, а потом предъявляет корочки и, удостоверившись, что никаких необходимых документов у таксиста нет, выписывает штраф – на 30 тысяч рублей.

Повышенная тревожность

Из двух зол - проверяющих и потенциально опасных клиентов – вторые попадаются таксистам чаще. Правильнее сказать – всё чаще. Сергей говорит: «Тревожная кнопка, установленная в смартфонах водителей службы, срабатывает в среднем по два-три раза за смену. Это своего рода сигнал, который подает попавший в беду шофёр, и задача коллег по цеху – максимально быстро прийти на помощь».

«Недавно, в феврале, очередное нападение на таксиста было в Чите. Двое сели в машину, доехали до места, а когда пришло время расплачиваться, они ударили водителя ножом и уехали на его же иномарке. Тут все закончилось относительно благополучно, все живы. Но историй с трагическим финалом очень много. Очень. Поэтому лично я в ночные смены не работаю и в некоторые районы города не езжу принципиально», - добавляет Сергей.

У каждого таксиста - свои нелюбимые адреса. Но есть районы, куда водители не хотят ехать ни днём, ни ночью. Это Ивановка, улица Магистральная, Угдан, а ещё дома, в которые заселили детей-сирот в микрорайоне Молодёжный и в Антипихе.

Сорвать куш

Конечно, и на улице таксистов бывают праздники. Обычно – календарные. Это развоз клиентов на всевозможные корпоративы – по случаю нового года, 23 февраля и 8 марта. Вечер с пятницы на субботу – тоже в этом счастливом списке.

«Самые наваристые часы – с 19.00 до 21.00 в пятницу, когда люди едут в кафешки и рестораны, потом с 23.00 до 2.00 – когда после закрытия этих ресторанов пассажиры едут либо домой, либо дальше в ночные клубы, и с 5.00 до 6.00 – возвращение блудных сынов и дочерей, - рассказывает собеседник. – Понятно, что эти клиенты не всегда находятся в адеквате, но, главное, что клиенты эти есть и дают тебе заработок».

К слову, свой самый крупный заработок Сергей сделал в новогоднюю смену прошлого года. Личный рекорд – 9 тысяч рублей, ради которых пришлось колесить с 18.00 часов 31 декабря и до 11.00 часов 1 января.

«Чаевыми меня редко балуют, - признаётся Светлана. – Один раз приехала за пассажиром в микрорайон Северный, а он и говорит: нам нужно за 25 минут в аэропорт доехать. Успеем - доплачу. Как я летела! Само собой, не ради денег, просто боялась подвести человека. В итоге мы успели, он доплатил – 500 рублей. Ещё один товарищ тысячу накинул за десятиминутное ожидание. Вообще гораздо больше историй не материальных, а романтичных. Как-то молодой человек пошёл разменивать 500 рублей, так как у меня сдачи не было, и вернулся с розой. Приятно! А про то, что почти все мужчины считают своим долгом удивиться – «О, девушка за рулём!» или попросить у меня телефон, я даже не говорю».

Работа или подработка?

«Вряд ли кто-то из моих коллег когда-то мечтал стать таксистом, - заканчивает разговор Сергей. – Думаю, что эта профессия, в которую приходят вынужденно, а потом либо остаются, либо находят что-то более постоянное и серьёзное. В любом случае – это интересный жизненный опыт. И дополнительный повод для того, чтобы 22 марта кто-нибудь сказал тебе: «Дружище, поздравляю!»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления