Общество Памятники ильковского века. Что убило большие туристические проекты

Памятники ильковского века. Что убило большие туристические проекты

В 2018 году должен был открыться Дарасунский горнолыжный курорт за 2 млрд руб. Но не повезло.

Горнолыжная трасса в Курорте Дарасуне, купеческая слобода вокруг Церкви Декабристов, «автотуристический кластер» на Арахлее должны были появиться в Забайкалье к 2020 году. Не вышло. Почему большие проекты и самостоятельный департамент туризма исчезли вместе с губернатором Ильковским, «Чита.Ру» рассказал нынешний куратор краевой туристической сферы - начальник управления министерства внешнеэкономических связей Валентин Аникьев.

Департамент туризма появился в 2015 году - его выделение в самостоятельное ведомство виделось логичным шагом для губернатора Константина Ильковского, запомнившегося фестивалями, поисками бренда Забайкальского края и любовью к слову «кластер». Подобные структуры давно и довольно успешно работают в Бурятии и Иркутской области.

Руководителем созданного дептуризма стал молодой Антон Тутов - бывший координатор дирекции фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества», в 2014-м отшумевшего в Чите . Тутов был далёк от туризма, но близок к губернатору в его стремлении привлечь внимание к региону.

Антон Тутов

- На самом деле, я поддерживал идею создания самостоятельного туристического органа, - заявил Валентин Аникьев. - Только мы опоздали лет на 15 - идея появилась ещё при Равиле Фаритовиче [Гениатулине, первом губернаторе Забайкальского края] была, но вызрела только при Ильковском. Но реализация подкачала.

Аникьев возглавил туристическое направление вскоре после расформирования департамента - в конце 2016 года функции вернули министерству международного сотрудничества и внешнеэкономических связей.

- Из всего состава дептуризма, созданного Ильковским, на сегодняшний день в министерстве остался один человек. Всё руководство просто разбежалось, покувыркавшись в туристической сфере, во главе с начальником Антоном Владимировичем.

Когда копнули глубоко - были ли реалистичные идеи, которые можно было воплотить на территории края, оказалось, что таких только две-три из сотни, - отметил Аникьев.

Департамент туризма существовал меньше года, но успел предложить краю несколько больших проектов по развитию туризма. Во-первых, Ивано-Арахлейский автотуристический кластер за 3 миллиарда рублей, из которых 2,1 миллиарда были бы частными инвестициями, а 746 миллионов - федеральными средствами. Вторым супер-проектом была реконструкция Дарасунского курорта за 1,6 миллиарда.

Большие надежды департамент туризма возлагал на Красный Чикой, Нерчинск и российско-китайское приграничье - всё должно было принести многомиллионные инвестиции и доходы краю.

- Есть проекты, а есть прожекты, - отметил Аникьев, комментируя отказ от идей дептуризма. - Всего одна какая-то буквочка меняется, но изменение смысловой нагрузки колоссальное. Проекты, в моём понимании, - когда есть идея и реальные пути реализации.

Утопический курорт

- Вот последняя идея господина Ильковского - сделать горнолыжный курорт. Насколько это реалистичный проект? Сразу было понятно, что нужны миллиарды рублей на реализацию. А при нашем резко-континентальном климате много ли горнолыжников приехало бы?

По проекту, уже в 2018 году в Курорте-Дарасуне должен был появиться отель с ресторанным комплексом и spa-зоной, реконструированный дом культуры, спортивно-досуговый центр и водно оздоровительный комплекс, включающий бассейн с минеральной водой. Но главное — горнолыжный комплекс, который, по словам Тутова, конкурировал бы с трассами Байкальска или даже превзошёл бы их.

1 из 2

- Ни один реальный спортсмен, с кем я разговаривал… Все крутят пальцем у виска. Горнолыжный курорт в Забайкалье - идея из ряда гипертрофированных, которые никогда не будут развиты.

Аникьев отметил, что для Дарасунского курорта не было необходимости изобретать новую направленность - необходимо обновить лечебную и рекреационную часть, чем медленно занимается краевой минздрав.

Осталась надежда на Арахлей

- Что сделала определённая команда людей. Они внебюджетную часть [2,1 миллиарда рублей инвестиций] виртуально нарисовали. Заключили договоры о намерениях - якобы бизнес вложит эти деньги. Когда Москва попросила доказать, что частный бизнес вкладывает деньги в реконструкцию баз, строительство ЛЭП и прочего, выяснилось, что часть предпринимателей покинула край вместе с Ильковским, а другая часть заявила, что их заставили подписать договоры. В результате мы Москве ничего доказать не смогли.

Вышло, будто мы попытались обмануть Москву, нарисовав виртуальные деньги. Вообще, это уголовное преступление. Хорошо, что до перечисления денег не дошло, иначе бы у нас некоторые бывшие чиновники оказались в местах не столь отдалённых.

Аникьев считает, что арахлейский проект действительно важен для края, особенно для Читы - это самое доступное место отдыха. «К сожалению, сегодня инвесторов нет».

- К тому же озёра - особо охраняемая природная территория (ООПТ), и этот узел не разрублен. Некоторые ведомства категорически против строительства там чего-либо, наоборот [хотят] убирать. Нужен компромисс между властью. С предыдущим министром природных ресурсов [Александром Волковым, уволенным 13 июля] нам не удавалось решить, может, сейчас Анатолий Павлович [Романов, и.о. министра] начнёт вникать в проблему. Ему она ближе - надеемся и на это.

Мы понимаем, что денег пока нет и, вероятно, в 2018-19 годах их не удастся получить, но новая федеральная целевая программа оставляет нам шанс включиться в экологический туризм как водосборной территории озера Байкал. Наш Ивано-Арахлейский парк стопроцентно вписываются в концепцию.

Китайцам не нужен Вал Чингисхана

Проекту «Восточные ворота» уже больше 10 лет, но сметная документации для торговой зоны между Забайкальском и китайской Маньчжурией остаётся на стадии разработки. Тем не менее, Аникьев и министерство внешнеэкономических связей верят в его потенциальную успешность. Землёй в приграничье владеет бизнесмен Феликс Комаров, который исправно платит налоги - значит, уже приносит пользу.

Другую идею по развитию приграничного туризма - раскопки археологического памятника Вала Чингисхана - Аникьев считает бесполезной и экономически невыгодной.

- Строительство [выставочного комплекса на месте раскорок] будет стоить несколько миллиардов - даже по дешёвому китайскому варианту. Сам Вал Чингисхана, если посмотреть, заходит к нам в Забайкальске и недолго идёт в сторону Краснокаменска, но по китайской территории проходит дальше. Китайские инвесторы, за счёт которых и хотели всё построить, скажут, зачем нам копать на вашей территории, если у себя мы сделаем дешевле и проще.

Вообще, когда строили [в Забайкальске пограничный] переход, там проводили раскопки вала. Я как бывший начальник таможни, там всё исходил. Нашли два черепка от горшка и три наконечника стрел - и только. Китайцы строили вал, чтобы от нас - северных варваров - отстреливаться, но это не Великая Китайская стена. Никакого изобилия предметов, исторических ценностей там нет в таком количестве и качестве, чтобы было лучше китайского.

Мы должны им предложить такие услуги, которые не получить в Китае. Они должны увидеть [в Забайкалье] то, чего нет на родине.

Пора мелочиться

Развитие забайкальского туризма по Аникьеву - маленькие проекты, которые могут принести пользу в осязаемом будущем. Министерство, отметил он, держит в уме затратный Арахлей, отдалённые Красный Чикой или Чару, но поощряет «более скромные проекты, но создающие хоть немного рабочих мест, уже привлекающие людей».

- В последние полтора года что мне очень нравится, что в некоторых районах возникают абсолютно прагматичные идеи.

Весьма перспективен Приаргунский район. Есть свой маленький пункт пропуска - Староцурухайтуй, через который можно привлечь не маньчжурских китайцев, а с другой стороны. Плюс изменился пограничный режим в сторону либерализации. И наше погрануправление предлагает согласовывать туристические маршруты, чтобы граждане Китая могли передвигаться по 5-километровой приграничной территории. Китайцам очень нравится бывать в наших старых казачьих деревнях.

Мы с некоторыми туроператорами провели эксперимент. Группы китайцев подселяли в дома в Нерчинске. Китайские туристы приняли всё на «ура». Другое дело, как наши семьи относятся к ним - не все гостеприимны. Но, когда китайцы оплатили своё пребывание на ночь в деревянном доме, некоторые семьи сразу откликнулись, что готовы работать дальше.

Китайский турист на страусиной ферме под Читой

- Так вот, китайцы готовы участвовать в наших событиях и в Приаргунском районе, покупать наши продукты, смотреть на наши обряды и праздники, ночевать в семьях.

Аникьев считает китайцев основной туристической аудиторией Забайкалья, а однодневный и транзитный туризм - наиболее перспективными формами.

По его словам, десятки тысяч китайских туристов ежегодно посещают приграничные Забайкальск и Краснокаменск, транзитом проезжают на поездах и автомобилях через край. Число таких кратковременных посещений растёт, хотя в крае практически нет сервиса, обслуживающего такие категории туристов. Зато есть выгоды - средний чек одного китайца в Краснокаменске превышает 10 тысяч рублей.

Сейчас управление туризма и всё министерство внешнеэкономических связей работают с забайкальскими турфирмами, таможней, железной дорогой, что создать условия для увеличения турпотока из КНР. «Китайцы готовы отправлять сюда больше туристов, нужно только создать условия, чтобы их принять».

Роль бизнеса - увидеть потенциальные выгоды, а населения - стать терпимее к гостям из соседней страны. У китайцев есть стихийный интерес к Забайкальскому краю, считает Аникьев, нужно только поймать волну.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления