Общество Зависимые «независимые» АЗС

Зависимые «независимые» АЗС

Независимые АЗС края оказались в безвыходном положении из-за оптового роста цен на топливо и требований надзорных органов снизить стоимость.

Обстановка с ценами на бензин и дизельное топливо накалялась по всей России с начала октября. Независимые автозаправочные станции Забайкальского края обвинили в повышении стоимости «Роснефть». К началу ноября, по словам представителей компаний, ситуация в крае усугубилась - «Роснефть» сократила оптовую продажу топлива. Предсказать, что будет происходить дальше на топливном рынке, невозможно, но в любом случае за всё это будут платить потребители. И не только те, у кого есть автомобиль.

Все АЗС в крае, кроме «Роснефти», еженедельно с начала октября поднимали стоимость топлива. По словам исполняющего обязанности первого замглавы региона Александра Кулакова, цены с начала 2018 года в целом выросли на 25%. Такие данные он привёл 14 ноября на заседании комитета по экономической политике и предпринимательству заксобрания Забайкальского края.

Цены выросли исключительно на так называемых независимых АЗС. Как объяснил председатель топливной ассоциации Забайкальского края Павел Сорокин, имеется в виду, что компании не имеют собственного производства топлива и полностью зависят от крупных поставщиков. Когда речь идёт о независимости, то имеется в виду независимость от вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), то есть тех, которые имеют собственную нефтепереработку. Как оказалось, на самом деле эти независимые АЗС зависимы больше всего и в Забайкалье - именно от «Роснефти». В крае таких «независимых» заправок 213, тогда как у «Роснефти» - всего 6.

Сорокин отметил, что «Роснефть» начала замораживать розничные цены на своих заправках, предположительно выполняя некую социальную функцию на топливном рынке: «Независимые сети АЗС были вынуждены сделать наценку, так как им необходимо было покрывать затраты, выплачивать зарплаты сотрудникам. Поэтому цены сформировались дороже, чем у «Роснефти». Это она подстегнула рост цен. Их заправки единственные остались с прежней стоимостью».

Он заявил, что ситуация с ценами на заправках в районах ещё более напряжённая. Сегодня у АЗС, которые не принадлежат «Роснефти», всего два способа получить автомобильное топливо. Они или покупают его на базе «Роснефти» в посёлке Кадала под Читой, либо на Санкт-Петербургской бирже. Цены на базе «Роснефти» ниже, потому что это так называемые индикативные цены - регулируются государством фактически вручную. Цена на бирже - рыночная, меняется каждый день, и поэтому она выше, к тому же после заключения договора на бирже топливо нужно доставить с нефтеперерабатывающего завода. Ближайший такой завод расположен в городе Ангарске под Иркутском, и на конечную цену на АЗС в Забайкальском крае накладывается цена доставки этого топлива. Его чаще всего приходится перевозить по железной дороге.

Следовательно, в отдалённых от Читы районах края цены будут ещё выше. Так как если это топливо с базы «Роснефти», то его нужно доставить до места бензовозами, если с биржи, то чаще всего - железной дорогой от той же самой Читы.

Об этом же говорит и генеральный директор компании «Союз и К», заправки которой находятся в Краснокаменском и других районах на юге и юго-востоке края, Геннадий Тимофеев.

У руководства краевого минтерразвития другая экономика. Они уверены, что цены на АЗС в районах должны быть ниже. По их расчётам, транспортировка литра топлива по краю стоит 2 рубля, а предприниматели повышают её сразу на 5-6 рублей. Чиновники придерживаются мнения, что цена должна повышаться соразмерно транспортировке, но почему-то не включают в свои расчёты затраты на заправку бензовоза, оплату труда водителя, содержание машины и другие необходимые расходы.

Решать проблему с ростом цен начали на федеральном уровне. Правительство России и нефтяные компании с 7 по 12 ноября подписали соглашение о стабилизации ситуации на топливном рынке. Всего в соглашениях участвуют 10 компаний — «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром» и «Газпром нефть», «Татнефть», группа ТАИФ, «РуссНефть», «Нефтегазхолдинг» и «Новый поток». Со стороны правительства соглашения подписывали представители Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы. По данным РБК, «Роснефть» подписала это соглашение в последнюю очередь.

Цены на топливо начали падать ещё на этапе подготовки этого соглашения, только привело это к ещё одной проблеме в регионах. Владельцы независимых АЗС по всей стране заявили, что не могут купить топливо на базах нефтяных компаний.

Такая же ситуация сложилась и в Забайкальском крае. «Коммерсант» в своём материале утверждает, что в некоторых городах, среди которых оказалась Чита, заявки независимых заправок на топливо выполнялись только на 5–10%. Автор материала считает, что это связано с манипуляцией на топливном рынке «Газпром нефти», но при этом не видит никаких изъянов в торговой политике «Роснефти».

Возможно, «Газпром нефть» действительно перестала поставлять продукцию в регионы, только вот проблема в том, что для Забайкальского края это не актуально. Оптовыми поставками в наш край они не занимаются. В регионе есть лишь «ГазпромАэро», которая обслуживает военных. Единственным ВИНКом в нашем регионе сегодня остаётся «Роснефть».

Павел Сорокин 9 ноября заявлял, что запасов топлива у «Роснефти» для оптовой продажи в крае хватит только на неделю: «Ситуация сегодня складывается таким образом, что «Роснефть», объявив о снижении оптовых цен, не может обеспечить рынок нефтепродуктами. То есть участникам рынка их просто не хватает, запасов осталось не больше, чем на 7 дней. Мы просто остановим работу по вине «Роснефти». Сегодня те АЗС, кто обращался за запасами в «Роснефть» получили либо отказ, либо недостаточное количество топлива. Мы считаем, что эта ситуация критичная».

Председатель ассоциации объяснил, что, когда ситуация на топливном рынке в Чите обострилась, компания перешла на индикативные цены: «Они на местном филиале снизили цены, но фактически нефтепродуктов в достаточном количестве в край не поступило. В ближайшее время они не смогут обеспечить рынок с одной базы, так как у них не хватит пропускной способности этого пункта выдачи. Это технически невозможно. Они сделали сначала огромные очереди на своих заправках, а теперь делают огромные очереди на своей единственной нефтебазе. Я думаю, что многие АЗС и предприятия, которые получали нефтепродукты у «Роснефти», просто остановят свою работу».

Он уточнил, что на тот момент из заправок, которые обратились к «Роснефти», топливо удалось получить в ограниченном количестве только АЗС, принадлежащим «Индексу», которые находятся в Чите. Раньше заправочные станции этой сети работали по франшизе «Роснефти», сейчас - самостоятельно.

Представитель «Индекса» Ольга Ситникова подтвердила ИА «Чита.Ру», что топливо им выделили, но уточнила, что с получением продукции проблем у них и не возникало: «В рамках необходимого, никаких излишков, то, что есть, то нам и выдают. На самом деле, с «Роснефтью» сложный порядок работы: минимум за 35 дней до получения я должна подать заявку, то есть сейчас я уже на январь заявку написала. Это всё прописано в договоре. Также я должна подавать еженедельные заявки - текущие и корректирующие. Поэтому я думаю, что у компаний могла сложиться проблема именно с заявками».

Представитель сети заправок БРК 14 ноября на заседании комитета экономической политики и предпринимательства заксобрания Забайкальского края заявил, что для снятия напряжения из-за роста цен на топливо необходимо открыть резерв, который есть в том числе на краевом уровне: «Почему сейчас не открыть росрезерв и не продать, чтобы снизить социальную напряжённость? У нас в крае очень много росрезерва по 92-му бензину».

Он считает, что проблема на топливном рынке России сегодня заключается в том, что существует всего 10 вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), между которыми нет конкуренции. По его мнению, в масштабах страны необходимо как минимум 30-40 таких компаний. Эти компании, реализуя топливо в розницу по замороженным ценам, повышают стоимость для независимых АЗС на оптовом рынке.

«ВИНКи подталкивают нас на повышение цен. Если рисовать карикатуру, то как на баррикады», — добавил Сорокин.

Как оказалось, БРК не могли получить топливо с 7 ноября. «Роснефть» одобрила их заявку лишь 16-го.

Павел Сорокин подтвердил ИА «Чита.Ру», что «Роснефть» в Чите начала выдавать топливо, но также в ограниченном количестве. По его словам, сейчас на базе компании в Кадале скопились большие очереди из бензовозов, водители стоят весь день. Он считает, что раз БРК тоже одобрили получение топлива, очереди там будут ещё больше. По его мнению, сейчас технические возможности базы не позволяют отпускать необходимое количество топлива, поэтому ближайшее время ситуация не улучшится.

Управление ФАС 16 ноября потребовало от крупных автозаправочных сетей Забайкальского края снизить розничные цены на топливо соразмерно тому, насколько «Роснефть» опустила цены на оптовом рынке.

Комментируя требования УФАС ИА «Чита.Ру», Сорокин заявил, что письма от контролирующего органа получили АЗС в районах края, но проблема в том, что они покупают топливо не на базе «Роснефти», а на питерской бирже по рыночным ценам. Теперь АЗС в районах готовят ответы УФАС, суть которых сводится к тому, что государство ставит их в безвыходное положение.

Пока на всех уровнях идёт обсуждение ситуации на топливном рынке, цены на АЗС для обычных потребителей после резкого взлёта в октябре почти не меняются - на шести АЗС «Роснефти» с низкими ценами сохраняются почти круглосуточные очереди, а на всех остальных заправках расценки остаются на уровне примерно 50 рублей за литр и не думают снижаться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter