Уже несколько лет ТГК-14 – крупнейшая ресурсоснабжающая организация Забайкалья и Бурятии – пытается вытрясти свои деньги из учреждений при Минобороны России, которые должны платить за теплоснабжение военных объектов. Организации сменяют друг друга и банкротятся одна за другой. Такими темпами, уверены в ТГК-14, скоро в расход пойдут гражданские – компания не сможет на банковских кредитах долго отапливать два региона.
Раунд первый
История борьбы за свои средства для ТГК-14 началась в 2010 году. Тогда федеральное правительство постановило создать отдельную организацию, которая бы занималась содержанием всей недвижимости Минобороны и расчётом за коммунальные услуги. Такой фирмой стало «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ). Почти сразу, как компания взялась за свои обязательства, у неё начались задержки оплаты тепла и электричества. К 2012 году долг перед ТГК-14 составил 11 миллионов рублей, а само РЭУ с общей задолженностью в 17 миллиардов рублей оказалось в предбанкротном состоянии.
«Мы тогда изучили постановление правительства о правилах теплоснабжения, — вспоминает заместитель гендиректора ТГК-14 Василий Гайчук. - Там написано: если уведомим прокуратуру, администрацию города, МЧС и самого абонента, то можно отключать. Мы всех уведомили, всем оказалось без разницы, ну мы и отрезали штаб 29-й общевойсковой армии».
Без тепла штаб оказался 23 ноября 2012 года, но вскоре военные самовольно вернули теплоснабжение и выставили вооружённый караул. Через неделю прокуратура края возбудила в отношении ТГК-14 дело об административном правонарушении. Вокруг истории поднялся скандал, который освещали как региональные, так и федеральные СМИ.
После этого, по словам Василия Гайчука, замминистра обороны Михаил Булгаков доложил своему руководителю Сергею Шойгу, что задолженность РЭУ перед ТГК-14 погашена, однако по факту она, наоборот, выросла и составляет 208 миллионов рублей.
Смена караула
После того, как РЭУ окончательно обанкротилось, его место заняло акционерное общество «ГУ ЖКХ». По поручению министра энергетики России Александра Новака компания должна была заключить договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями сразу же, как приступит к работе. Но в итоге фирма тянула с договорами полгода, потребляя при этом тепло, рассказывает Василий Гайчук: «В ноябре 2015 года мы говорим: всё, ребят, мы вынуждены отключать, долги больше 10 миллионов. Поднялся скандал в СМИ. Сюда налетело военных, и за один день заключили все договоры. «ГУ ЖКХ» проработало год и обанкротилось, мы зачётными схемами кое-как долги закрыли».
Сменщиком закрывшейся фирмы стала компания «ГУЖФ», которая взяла на себя только жилой фонд Минобороны. Её долг перед ТГК-14 сейчас составляет порядка 10 миллионов рублей, и Минобороны уверяет, что ничего не может с этим поделать:
«РЭУ» и «ГУЖФ» — субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированы в установленном законом порядке, самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг. У Министерства обороны отсутствуют полномочия по воздействию на общества».
Под дулом пистолета
Заявляя о неспособности влиять на содержащие военные объекты структуры, ведомство нашло способ давить на саму теплоснабжающую организацию. В одном из ответных писем генерал-майор Валерий Шарагов пишет:
«Отключение объектов Минобороны России, обеспечивающих безопасность государства, от систем теплоснабжения и горячего водоснабжения можно расценивать как целенаправленные действия по дестабилизации социальной и внутриполитической обстановки в регионах, дискредитацию и подрыв боеспособности Вооружённых сил».
«Мы даже не угрожали никому отключением, потому что это не в наших традициях, — комментирует заявление Василий Гайчук. - Но если мы не имеем права отключать, вы должны же тогда платить, или нет? А так получается, будто под дулом пистолета держат: отапливай».
С 1 апреля 2017 года распоряжаться нежилыми объектами Минобороны зашла новая структура — Центральное жилищно-коммунальное управление (ЦЖКУ). По постановлению суда компания должна выплатить ТГК-14 30 миллионов рублей, вопрос ещё о 6 миллионах долга суду только предстоит рассмотреть.
Сейчас задолженность созданных при Минобороны учреждений составляет треть от всей суммы долгов, которая есть у потребителей перед ТГК-14. Чтобы закрыть бюджетную дыру, предприятие вынуждено брать коммерческие кредиты. Но долго так продолжаться не может.
В этой ситуации военное ведомство чувствует себя максимально комфортно: даёт коммерческой структуре в пользование свою недвижимость и обязанности по оплате счетов, а когда та банкротится, просто передаёт имущество другой фирме. Банкрот в итоге распродаёт свои три стула и принтер, выплачивает ресурсоснабжающим организациям мизерные суммы, а сотрудники фирмы, как уточняют в ТГК-14, просто переходят работать во вновь созданные структуры.
Компания периодически пишет обращения во все заинтересованные органы и руководителям разных уровней. Недавно просьбу помочь выслали временно исполняющему обязанности губернатора Забайкалья Александру Осипову и полномочному представителю президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу. Ответов пока нет.