Красная «буханка» вечером 6 октября прикатила в Читу. На ней из кругосветного путешествия возвращаются в Москву четверо путешественников: Игорь Курсаков, фотограф Рустэм Казанбаев, штурман Николай Баландин во главе с капитаном экспедиции Александром Морозовым. За железными плечами машины 80 тысяч километров и 2,5 года поездок. На борту кузова ровненько расположился 61 флажок – в знак каждой страны, где ступали колёса машины.
Через пару минут в тёплой машине мы будем сидеть все вместе. Ничего особенного – трясёт как в любом другом УАЗе, немножко укачивает на ямках читинских дорог. Но всё становится неважным от жгучего осознания, что эта машина за 2,5 года видела больше стран, чем среднестатистический человек за всю свою жизнь. Я даже думаю, за несколько среднестатистических жизней, как в буддизме. Мы едем в Дацан.
Люди переселятся на Марс и станут бессмертными, но «буханка» останется такой же
– Александр, откуда появилась идея путешествия?
– Меня с детства манили странствия. Читая романы Купера, Дюма, я представлял себя мысленно бороздящим океан или джунгли. Наверное, мечта любого советского мальчишки. Начал путешествовать. В 2015 году понял, что надо делать что-то великое, крутое. Съездил до Индии на машине. Решил сделать что-то необыкновенное – кругосветку. Захотел ещё больше подчеркнуть необычность этого путешествия и поехать на чём-то необычном – на машине, находящейся 61 год на конвейере – наша «буханка». Кажется, когда люди будут переселяться на Марс, станут бессмертными, «буханку» всё равно будут выпускать в таком виде.
– Почему таким составом поехали? Вы – близкие друзья?
– Я поехал сначала один. Сделал круг вокруг Чёрного моря со своей семьёй. Николай на втором этапе ко мне присоединился. А Рустэм присоединился в Африке. Игорь с нами только по России.
– Чему нужно было научиться перед поездкой? Может, оказывать медпомощь или готовить обед?
– Готовить каждый мужчина должен уметь. Надо уметь контролировать себя. Все сложности связаны с тем, что какие-то границы, конфликты с людьми. Надо повышать психологию. Желательно что-то понимать в машине, географии и человеческих отношениях. У нас повезло – совместимость 70-процентная. Иногда почти душа в душу.
– Сколько вы уже проехали?
– Проехали 80 тысяч километров. У нас семьи, дом, мы не имеем права бросать их надолго. У меня пять детей, у Николая пять детей. Так что вахтовый метод. Месяц ездим, месяц дома. Я следующую кругосветку планирую летом следующего года с детьми. Минимум год она будет длиться.
В Африке дорог нет
– Какие сувениры стараетесь брать?
– Настоящий турист – тот, кто ничего не привозит с собой. Когда я только начинал, я мешками вывозил всякую китайскую ерунду. И это тогда нравилось. Сейчас если и везу, то что-то детям, жене или себе на память. Или что-то совсем из ряда вон выходящее, что нигде реально не купишь. Например, кошелёк из мошонки кенгуру, кошелёк из жабы, засушенную пиранью из Бразилии, текилу из Мексики – настоящую, с завода.
– На что стараетесь обращать внимание, когда приезжаете в новый город?
– Я обожаю природу. Считаю, что она совершенна. Ещё люблю, если говорить про архитектуру, что-то старое. Не люблю большие города за редким исключением.
– Где больше всего понравилось?
– Мне больше всего нравится в России. Это не для красного словца, это так и есть.
– У вас, должно быть, прекрасное знание иностранных языков?
– Могу 10 слов на английском и 10 слов на немецком. В остальном Николай владеет четырьмя языками. Я доезжал до Индии через Китай. Там хоть ты пять европейских языков знаешь, для них это всё равно тарабарщина. Язык жестов помогает.
– Как в других странах реагируют, когда узнают, что вы из России?
– Отлично реагируют. Всё время шучу, что нам тысячу раз показывали большой палец вверх и ни одного среднего не показывали.
– Насколько тяжело по нашим дорогам ездить?
– Основная трасса – федеральная – она нормальная, за редким исключением. Когда ответвления, там становится всё хуже. В Китае дороги строятся бешеными темпами, скоро Америку обгонят. В Бразилии и Мексике вроде платные дороги, но на уровне наших. В Африке дорог вообще нет.
Про буузы и страхи
В Дацане ветер словно менее леденящий. Но в кафе не протолкнуться, так что оценку забайкальских бууз придётся отложить на попозже.
– Когда ехали в Читу, изучали какую-то информацию? Было предварительное впечатление о городе?
– Впечатление было о друзьях. Они меня заразили попробовать буузы. Заинтригован, идеализировал их. Кажется, что это что-то божественное. Знал про буддийскую культуру, стыковку бурят и русских – причём она здесь благоприятная, не слышал о конфликтах.
А потом в машине путешественники мельком почитают забайкальские новости последних дней. И пошутят: «Что-то уехать захотелось».
– Бывает ли вам страшно?
– В Африке была ночёвка, когда какое-то рычащее животное ходило неподалёку. Это не кемпинг, абсолютно открытая местность. Я там сжал в руке нож и фонарик. Это был самый страшный момент, – вспоминает Александр.
Про багаж
В салоне «буханки» места распределены строго. Бо́льшую часть сидений занимают сумки. Там лежат личные вещи, кемпинговое оборудование, стулья, палатки, запчасти для машины, огнетушители и газовый гриль. Всё, что необходимо для существования. Нет, для вполне себе хорошей жизни без рамок коробочек-квартир и будильника в 6 утра на работу.
Бухгалтерия
– Сколько денег нужно на такое путешествие?
– Учитывая, что ездим вахтами, много денег затрачено на перелёты людей – около 30 тысяч долларов (примерно 1,9 млн рублей — прим. ред.). Порядка 20 тысяч (около 1,3 млн рублей - прим. ред.) «сжирает» переправа машины с континента на континент. С учётом всех дополнительных расходов выходит около 100 тысяч долларов (примерно 6,5 млн рублей — прим. ред.).
– А где их брать? Вы бросили работу и уехали?
– Бросил лет 15 назад и больше не хочу работать. Есть разные источники доходов. Нашли спонсоров, которым реклама нужна. У нас вся машина обклеена этими наклейками. Есть свои накопления.
*****
Итогом путешествия будет фильм. А ещё мужчины наверняка выпустят книгу – вклеят туда, как школьный гербарий в тетрадь, воспоминания о каждом удивительном дне этих двух с половиной лет. Высушат до терпкого запаха свежих морских волн Чёрного моря и забайкальского ветра весь свой опыт, знания и советы тем, кто только собирается в свою первую кругосветку.